Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врожденная косолапость (ВК)




Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного возраста (4-5 лет) при консервативном лечении врожденного вывиха бедра

Вводная часть занятия (3-5 мин)

Ходьба с коррекцией неправильной постановки стоп.

Дыхательные упражнения – в ходьбе или в и.п. стоя, с равномерной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15-20 мин)

И.п. – лежа на спине, ноги прямые. Попеременное сгибание и разгибание стоп. Повторить 4-6 раз.

И.п. – то же. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 6-8 раз.

И.п. – то же. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол; носок на себя, стопа удерживается вертикально. По 4-6 раз каждой ногой. Дыхание произвольное.

И.п. – то же. Одновременно потянуться обеими руками вверх, а стопами вниз; вернуться в и.п. – расслабиться. Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное (самовытяжение).

И.п. – то же. Попеременно отбивать стопами мяч, подвешенный на высоте 40-50 см. По 4-6 раз каждой ногой.

И.п. – то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.

И.п. – то же. Методист удерживает ногу ребенка за голеностопный сустав и выполняет легкую вибрацию всей конечности. По 3-4 раза каждой ногой. Можно выполнять одновременно на обеих конечностях.

И.п. – лежа на здоровом боку. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в и.п. Повторить 4-6 раз.

И.п. – лежа на животе. Напряжение и расслабление ягодичных мышц. Повторить 6-8 раз.

И.п. – то же. Движения ногами, как при ползании «по-пластунски». Повторить 4-6 раз.

И.п. – лежа на спине. Попеременно отбивать мяч пяткой. По 4-6 раз каждой ногой.

И.п. – лежа на животе. Легкое поколачивание пятками по ягодицам. Повторить 4-6 раз. Затем сделать паузу отдыха.

И.п. – стоя на четвереньках. Поочередное отведение согнутых ног до горизонтального уровня. По 3-4 раза каждой ногой.

Игра со средней подвижностью.

Заключительная часть (2-3 мин)

Ходьба с попеременным потряхиванием ногами.

И.п. – стоя, руки в стороны. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 3-4 раза.

 

Для детей с ВВБ важно укреплять ягодичные мышцы. Специальные упражнения для укрепления этих мышц представлены на рисунке 37.

 

 

Врожденная косолапость – распространенное заболевание опор­но-двигательного аппарата у детей. Преимущественно наблюдается у мальчиков (чаще двухсторонняя).

Этиология и патогенез. ВК связана с врожденным нарушением развития голеностопного сустава и формирующего его мышечно-связочного аппарата. Причинами ВК могут стать: давление пуповины на обвитую ею стопу; маловодие; нарушение развития зародыша; наследственная предрасположенность. Больше всего подвержены патологическому процессу мышцы и связки голеностопного сустава. Отмечается недоразвитие и укорочение внутренней и задней группы связок и сухожилий сгибателей стопы. Большеберцовая мышца укорочена, ее брюшко утолщено. Мышцы и сухожилия стопы расположены аномально, наблюдаются добавочные мышцы.

Клиническая картина характеризуется: опущением наружного и поднятием внутреннего края стопы (супинацией голеностопного сустава); подошвенным сгибанием стопы (эквинус, или конская стопа); приведением переднего отдела стопы (аддукция); образованием «натоптышей» на наружном крае стопы; асимметрией объема средней трети голени; снижением тонуса мышц, температуры кожи и электровозбудимости на деформированной ноге.

Лечение ребенка начинается сразу же после выписки из родильного дома. Применяют консервативное и оперативное лечение. При легкой форме ВК используются корригирующие бинтовые повязки; при средней и тяжелой формах – гипсовые повязки с последующей заменой их гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава применяется оперативное лечение, которое осуществляется в возрасте не ранее 2-2,5 лет.

Основные средства ЛФК, используемые при ВК: лечение положением, лечебная гимнастика и массаж.

Лечение положением. При легкой форме ВК ограничиваются корригирующими повязками. Для этого используются фланелевые бинты. После каждой смены бинтов (3-4 раза в день) проводится пассивная корригирующая гимнастика (по 3-5 мин). При тяжелой форме ВК, начиная с 1-2 месяцев, применяются этапные гипсовые повязки, которые меняют через 7 дней (в течение 4-5 месяцев). Позднее смену гипсовых повязок производят через 12 дней. Нередко достаточно 12-15 гипсовых повязок. Впоследствии (еще 3-4 месяца) применяются специальные шинки, которые позволяют ребенку ходить. По истечении этого срока ребенок может носить обычную обувь. После снятия гипсовой повязки и замены ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения положение стопы фиксируют гипсовой лонгетой.

Коррекции косолапости способствуют тепловые процедуры – например, теплые ванны для ног (36-37°С).

При тяжелых формах косолапости методика ЛФК носит поэтапный характер.

Задачи ЛФК на 1-м этапе (при применении этапных гипсовых повязок):

- предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств;

- улучшение трофики;

- поддержание общего тонуса организма.

Для решения поставленных задач применяются массаж и физические упражнения.

Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро и верхняя треть голени).

На занятиях ЛГ используются общеразвивающие и специальные упражнения. К специальным относятся пассивные движения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно, с полной амплитудой (сгибание стопы в голеностопном суставе в и. п. лежа на спине и на животе; сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах).

Задачи ЛФК на 2-м этапе (после окончательного снятия иммобилизации):

- закрепление результатов коррекции и восстановление опорно-двигательной функции стопы;

- борьба с атрофией и контрактурой в суставах;

- создание оптимальных условий для полноценного роста и развития стопы;

- адаптация к возрастающим физическим нагрузкам;

- профилактика «порочной» походки и нарушений осанки.

На фоне общего массажа применяется специальный массаж голени и стопы для нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней и задней группах мышц; укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах – передней и наружной группах мышц.

Лечебная гимнастика проводится после массажа и физиопроцедур: влажные (39-41°С) укутывания стопы и др. Для детей 2-3 лет и старше применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера и дыхательные упражнения в соответствии с психомоторным развитием ребенка. Из специальных упражнений используются: ходьба с разведенными носками; ходьба на пятках; перекаты с пятки на носок; приседания с опорой на всю стопу; лазание по гимнастической стенке с развернутыми стопами; ходьба по лежащей на полу палке; подскоки, прыжки и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.