14.5. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ C:\My Documents\В БИБЛИОТЕКУ\enbv.narod.ru\enbv.narod.ru\text\Econom\satskov\str\14.html - 123#123 Естественное равенство и основывающаяся на нем естественная солидарность базируются на том, что человек связан со всеми людьми узами всеобщего назначения, чем и обогащает свою личность и входит в сферу трансцендентнего гуманизма, благодаря чему и обретает всю полноту личного развития. Подлинное личное развитие являет собой общный характер и призвано реализовать общее благо на всех уровнях. Точкой отсчета начала такого развития могут выступать реальные радикальные изменения в жизни общества, в ее целесообразном движении, воплощаемом действия индивидов, стремящихся к счастью. Одной из основополагающих позиций современного этапа развития христианского учения о человеке является созданная Иоанном Павлом II (папой римским) концепция "действующей личности", базирующаяся на анализе суждения "я действую", а следовательно, познаю самого себя и через это - другого. Личный опыт, по концепции автора, в состоянии зафиксировать не только "мою собственную" действительность, но и действительность, существующую "вне меня". При этом отправной точкой должен быть анализ понятия активности личности, который всегда начинается с изучения самопроизвольного акта действия, сознания и самосознания. "Я - причина, я вызываю существование указанной деятельности, движения, а также вызываю тот или иной результат,- отмечает папа Иоанн Павел II - Я являюсь причиной того, что мой динамизм обусловливает какое-то существование, которого до сих пор не было". Концепция представляет собой существенное углубление знаний о человеке и его жизнедеятельности. Она способствует раскрытию проблемы соотношения частного и общего, синтеза частных знаний в целостные представления и действия и находит свое отражение в категории целостности, которая в настоящее время в науке о труде и жизнедеятельности еще не стала ведущей, что отражается на отношениях в процессе трудовой деятельности, а также между членами общества вообще по достижению общественных и личных целей. Углубление знаний о человеке должно идти в направлении лучшего понимания человека "изнутри", по существу - его воли и сознания. Такой подход выражает сущность человека и общества, условия их существования и внутреннее содержание деятельности, самопонимание "жиз-ни-в-деятельности", общественно-социальные связи, исходное начало и единственную реальность человеческой сути, что обусловливает актуальность также и аутпраксеологической проблематики, рассматривающей индивидуальную личность и жизнедеятельность в ее отношении к общему. Важность и необходимость этого направления исследований и познания возрастает, и нынешняя задача обусловливает необходимость выработки новых критериев оценки поступков человека и его деятельности, сопутствующих ей факторов, которые не могут ограничиваться ближайшими целями и количественно определенными результатами нынешнего существования, а должны учитывать далеко идущие последствия жизнедеятельности не только для отдельных стран, но и для всего человечества, формируя "универсальное общее благо". В научном познании данной проблематики предполагается определенное понимание поступков жизнедеятельности человека, целенаправленной деятельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводству производительных сил и общественных отношений, обеспечивающих преемственность в творении и общественном развитии, способ существования самого человека и его действующую суть в создании как общего блага, так и блага группы, семьи, государства, фирмы, предприятия и т. п. Ведущим здесь выступает труд, необходимый для устройства жизни человека, его средства и компоненты, орудия, которыми оперирует человек, вызывая в жизни два ряда отношений: к природе и между людьми, отношений по своей структуре поднимающихся над биологической формой движения жизни и не подвластных ее законам. Приспосабливаясь к наличным средствам производства, вступая в общественную жизнь, каждый человек определенными сторонами своего бытия - те ли в качестве субъекта производства, то ли как объект хозяйственно-распорядительной деятельности - предстает носителем этих отношений. Миновать их никому не дано, эти отношения первичны и жизненно необходимы. Именовать их можно как материальные, жизненные отношения. Роль человека состоит в активном критическом их осмыслении. В предметном (вещном) воплощении их объективность ощущает на себе каждый человек в зависимости от его поступков и места в системе общественного производства, социально-экономического содержания выполняемого труда и той части наличного продукта, который приходится на его долю. Эти отношения специфически отображаются функциональной деятельностью мозга, всей нервной системы человека и выступают в виде первоосновы мотивов его поведения, заданной мировым разумом. Социальным субстратом этих отношений является труд, выступающий в то же время условием возрастания степени свободы общества и человека по отношению к природе и обществу, основой сознательного контроля общества над условиями своего бытия. В социально-экономических, функционально-технологических и организационно-управленческих аспектах труда заключены конечные пружины деятельности человека, его облика изнутри и возможностей совершенствования в труде уже изначально данных вместе с душой таких свойств человека, как разум, свобода воли и т. п. Развитию этих идей и посвящена энциклика папы Иоанна Павла II "Laborem exercens" ("О человеческом труде"), изданная за рубежом в 1981 году, которая является судьбоносной в плане совершенствования и развития христианской концепции жизнедеятельности, нового подхода к высшей форме активности человека, более расширенной и перспективной трактовки проблем труда с интерпретацией понятий сотворения, воплощения и искупления. Работа была издана во многих странах мира. Ей посвящены глубокие исследования ученых многих научных направлений. К 10-летию со дня выхода ее в свет, в 1991 году, впервые указанная работа была переведена на русский и украинский языки и издана. Она вызвала значительный интерес среди ученых и различных слоев населения. Ее издание в СССР раньше было немыслимым, поскольку церковь в эпоху сталинщины и в последующие годы подвергалась большим гонениям. И только новые веяния и тенденции позволили ей занять надлежащее место в деле воспитания человеческой нравственности. Усиление интереса в нашем обществе к благочестию, набожности, христианской святыне предопределило издание энциклики о труде, раскрывающей смысл жизни и сущность христианства, гуманизма и веры, сотрудничества, нравственности, социальных и экологических последствий вмешательства человека в природу и знакомящей с его жизнедеятельностью и вероучением, возможностями человека. Выдающийся ученый и общественный деятель, доктор наук, профессор Карол Войтыла (папа Иоанн Павел II), накопив огромный жизненный опыт, обращается ко всем людям доброй воли со своей активной жизненной позицией, имеющей огромное мобилизующее значение на практике как для самих верующих, так и не только для них, поскольку в наши дни, четко обозначившиеся дефицитом духовности, люди во всем мире должны все больше осознавать, что они призваны играть значительную роль в вопросах морали, духовности, трудолюбия, культуры поведения и общения, борясь за лучшее будущее, за активную жизненную позицию, стимулирующую развитие главной производительной силы бытия - человека со свойствами активности, целенаправленности, сознательности, вырабатывающими праксеологический подход к работе, формированию целевых действий и настроений, стиля жизни, развития и совершенствования ее путем логически организованной системы понятий, категорий, приемов и действий. К сожалению, эта проблематика в СССР развивалась недостаточно. Провозгласив перестройку и объявив гласность, политики, возглавлявшие страну в предраспадный период, не подготовили систему мировоззренческих установок, нравов, взглядов, идей, что вызвало страдания многих миллионов людей. Ныне задача состоит в том, чтобы восстановить дееспособность человека, накопить интеллектуальные ресурсы, по которым в эпоху всеобщей уравниловки и нивелировки, унификации и регламентации был нанесен серьезный удар. "Не хорошо душе без знания, и торопливый ногами, оступится". Новые качественные процессы и проблемные ситуации, возникающие в ходе национального обновления, развития и укрепления независимого государства, обусловливают необходимость дальнейшего осмысления и изучения проблем человека, методологического обоснования сложившейся тенденции к созданию единой науки о человеке. Касаясь экономического аспекта рассматриваемых вопросов, следует отметить, что проблемы человека как главной производительной силы в экономической науке и практике недостаточно глубоко и всесторонне исследованы. Но как раньше, так и сейчас многие социально-экономические научные разработки страдают отрывом исследований от жизни, наблюдаются подмена глубоких теоретических обобщений игрой в дефиниции, схоластическое теоретизирование, созерцательность, замыкание в собственных "диссертационных" и групповых интересах, с одной стороны, и узкий практицизм, с другой. В исследованиях и разработках наших ученых недостаточно глубоко и последовательно рассматривались и рассматриваются проблемы человека и его жизнедеятельности. Человек в этом аспекте проблемы рассматривался лишь как элемент общества, как винтик, как часть, как пригодность функционирования целого, как причина производства и его равнодействующая сила в экономических и производственных отношениях, господствовавших в период построения и функционирования так называемого развитого социализма. В то же время следует отметить, что еще в 1951 году молодой и перспективный ученый Карол Войтыла высказал идею о необходимости познания и изучения человека как извне, так и изнутри, поскольку, по убеждению молодого ученого, человек является "единственным объектом, которого необходимо познавать извне и изнутри". Менеджерам и бизнесменам надо учитывать, что диалектика частей возможна лишь вследствие их погружения в логическое лоно целого, охватывающего такие проблемы, как человеческая личность, ее достоинства, совесть, свобода, брак и семья, культура, возвышение человека за счет допущения его к творению добра, сверхъестественному познанию. Принимая эти идеи, многие страны разрабатывают и внедряют меры по развитию человека в своих государствах. Так, Соединенные Штаты Америки разработали для своей страны Программу по вопросам образования до 2000 года, где задача минимум - сделать для сегодняшних учеников школу как можно лучше, самой демократичной, самой профессиональной; для завтрашних - создать новую генерацию школ. По глубокому убеждению бывшего президента США Джорджа Буша, в высших учебных заведениях должны обучаться не менее 90% выпускников школ, американские учащиеся должны стать первыми в мире по уровню знаний естественных и математических наук, иметь достаточно широкий кругозор в области литературы, искусства, экономики, правоведения. В прессе отмечается, что все основные просветительские учреждения уже активно работают на эту программу. Поучительными представляются высказывания Иоанна Павла II, указывающего, что изучение проблем личности следует осуществлять на фоне ее деятельности, проявляющейся в "свободных" поступках. Следует определять "феномены поступков" человека, но не забывать и об их природе. Следует учитывать, что "деяние", или "поступок",- одна из центральных категорий как в антропологии, так и в этике, поскольку человеческая активность есть "вызывание человеком каких-либо последствий, имеющих определенную положительную или отрицательную ценность". Без утверждения этих взглядов, гармонируемых с проблемой моральной субъективности человека, педагоги вряд ли смогут обеспечить творческий подъем молодого поколения, формирование новых душ и повышенную тягу к образованию, наукам. Помочь им в этом призваны прогрессивные предприниматели, менеджеры и бизнесмены. Особое внимание рекомендуем обратить на самую последнюю энциклику Иоанна Павла II "Veritatis Splendor" ("Сияние Истины"), вышедшую в 1993 году и раскрывающую основные принципы моральной христианской доктрины. Поучительный документ раскрывает некоторые основные вопросы христианской морали и начинается с библейского диалога Иисуса с молодым юношей, старающимся понять и осознать главные принципы христианской морали, что весьма полезно и поучительно широким читательским массам молодежи. Использование менеджерами и бизнесменами идей и подходов этой энциклики позволит им не только предостеречь себя от ошибок, но и с новой силой провозгласить ту решающую сущность, которая качественно определяет новизну христианской свободы: "Только в истине человеческая воля имеет человеческий и ответственный характер". Внеисторическое, непреходящее и общечеловеческое понимание христианских моральных норм необходимо современному человеку как для индивидуального выживания и спасения, так и для решения социальных проблем, утверждения демократии, достоинства, ценности и прав личности, социального равенства и социальной справедливости. Разрабатывая стратегию жизнедеятельности народа, предпринимателям следует учитывать, что за последние десятилетия технические параметры овеществленного труда претерпели значительные качественные изменения. Внедрение в технику и технологию новых материалов, новых источников энергии, новых параметров - сверхвысоких и сверхнизких температур и давлений, скоростей, смертоносной для человека радиации - в исключительной степени обострило диалектическое противоречие между ограниченными возможностями естественных органов человека и неограниченными, возрастающими возможностями технических систем, обострило настолько, что человек - творец техники - стал в известном смысле тормозом ее дальнейшего развития. Стереотипы же жизнедеятельности человека, целевые установки и исполнительская культура отстают от современных требований социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Свидетельством этому может быть чернобыльская трагедия. Это отставание можно объяснить возникшей серьезной диспропорцией между естественно-техническими и поведенческими науками. В противоположность техническим и естественно-научным достижениям наши поведенческие науки - праксеология, научная организация труда, нормирование, тектология, экология человека, физиология и психология труда, социология труда, психометрия, теория мотиваций, теория действий, эргономика, рефлексология, генетическая психология, акмеология, психогеронтология, онтопсихология человека, характерология, трифология, эвристика, мнемоника и другие - остались примитивными и заскорузлыми в своем развитии. Они не оказывают достаточно целенаправленного и необходимого воздействия на человека как главную производительную силу, не способствуют поддержанию его здоровья и работоспособности на должном уровне, не содействуют правильному учету психофизиологических особенностей при выборе профессии, недостаточно эффективно формируют целесообразность поступков, целевых действий и поведения человека. То есть весьма актуальными представляются исследования и разработки в области аутпраксеологии как совокупности научных знаний, утверждений и доказательств, методов и приемов оптимизации и активизации индивидуальной человеческой деятельности. Поскольку человек в действительности принадлежит самому себе, свобода человека является подлинной свободой, наряду с полной ответственностью за свою деятельность. Победа разума, смысла, справедливости, порядка и организации в социальной жизни должна подчиняться великой идее и зажигать души. Из этого и должны исходить менеджеры и бизнесмены.
14.6. ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА НОВОГО ОБЩЕСТВА C:\My Documents\В БИБЛИОТЕКУ\enbv.narod.ru\enbv.narod.ru\text\Econom\satskov\str\14.html - 123#123 Частные интересы каждого отдельного сообщества в структуре СНГ вызвали нарастание регрессивных изменений системы в целом и ее составляющих, проявляемое в деградации, понижении уровня организации и выполняющих функций, ускорились процессы гниения, разложения и упадка в нашем бытии, очерчивая предельные основания человеческого существования и развития бытия. Разваливаются промышленность, ВПК, наука, совместные предприятия, агропромышленный комплекс. Падает рождаемость, растут безработица, теневая экономика, преступность. Усиливаются раздоры в СНГ и увеличивается долговая яма, ухудшается экологическая ситуация, вызывая общие регрессивные изменения перехода от высшего к низшему. В преддверии третьего тысячелетия мы подошли к той пограничной черте своей деятельности и жизнеобеспечения, у которой каждому человеку необходимо остановиться, подумать и осознать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность всего нашего сообщества, определить свои принципиальные мировоззренческие установки и выработать необходимые и действенные подходы к дальнейшему развитию, формированию материальных и нематериальных объектов. Особую роль здесь играет праксеологический подход, который заключается в том, чтобы не удерживать людей на уровне их примитивной философии житейского опыта и смысла, а, наоборот, подвести их к более высокой форме осознания жизни. В этом предпосылка праксеологических исследований с кумулятивными свойствами, суммирующими и концентрирующими достижения и результаты познания жизни и деятельности человека для переосмысления, уточнения и поиска новых, интенсивных путей своего развития и совершенствования. Исследуя прошлое и настоящее праксеологии, определяя перспективы ее развития, исходя из того, чем может и чем должна она стать в ближайшем или отдаленном будущем, вырабатывая стратегию в области праксеологии, можно отметить, что этому научному направлению отводится важная роль в качественном обновлении и созидательном развитии мира. Праксеология может дать характеристику реальных человеческих возможностей, определить его объективные и субъективные действия, способствовать становлению его идеалов и ценностей, помочь оптимизировать свою жизнедеятельность и жизнеобеспечение как в индивидуальном, так и в общественном, всеобщем плане. В научном познании пракселогической проблематики предполагается определенное понимание целенаправленной праксеологической деятельности людей по преобразованию природы и общества, воспроизводству производительных сил и общественных отношений, обеспечивающих преемственность в общественном развитии, способ существования самого человека и его действующую суть, формирующую его как личность и поддерживающую его существующее бытие трудом. Библия, учит нас, что все дело творения существует для человека, задача которого состоит в разумных усилиях по использованию этого дела и своеобразному его завершению посредством труда во служение человеку. В этой связи социальным субстратом действующей сути человека является труд, означающий всякую деятельность, которой занимается человек, несмотря на характер труда и обстоятельства, то есть всякую деятельность человека среди всего многообразия занятий, к каким он проявляет способности и предрасположен самой своей природой, самой принадлежностью к роду человеческому. Именно в социально-экономических, функционально-технологических и организационно-управленческих аспектах труда заключены конечные пружины деятельности человека, сущность его бытия и развития. Не только научный анализ, но и здравый практический взгляд на современные общественные процессы показывают, что основу всех причин кризисных явлений образуют факторы, так или иначе связанные с трудом. Кризис объясняется тем, что происходит снижение эффективности труда, падает его престижность в общественном сознании, игнорируется его решающая роль в реализации хозяйственных задач, в определении доходов, получаемых трудовыми коллективами, отраслями, регионами, государствами. Менеджеры и бизнесмены должны исходить в своей деятельности из того, что рациональное постижение общего блага обусловливает необходимость одновременно познавательных и оценочных действий человека для постижения как фактического состояния общества, так и его возможного идеального состояния, для анализа не только того, что есть, но и того, как должно быть, с переходом в движении и действии от созерцательного "бытие - истина" к "развиваемо-действующему" праксеологическому подходу как предпосылке реализации законов бытия и совершенства. Формы, в которых развертывается идея праксеологичес-кого подхода, можно отнести к проблеме двух начал: с одной стороны - всеобщее общественное знание, т. е. теоретическая деятельность ума, направленная на повышение действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, с другой -- деятельность как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование, т. е. умение, целесообразность, действие, дело. Эти две величины - знание и деятельность - играют центральную роль в праксеологическом подходе как целеустремленной системе совокупности принципов, определяющих общую цель и стратегию целеустремленно ориентированных празссеологических деятельностей, показывающих, насколько это всеобщее знание превратилось в непосредственную производительную силу, в человека, его совершенствующуюся суть, голос собственной совести и нормы человеческой деятельности в поисках истины и добра благодаря интеллектуальной природе человека. Если мы введем буквенные символы и обозначим буквой L совокупность знаний, а буквой S - деятельность, то соотношение L/S и характеризует праксеологический подход, показывая, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, что имеет весьма важное значение в предпринимательской деятельности менеджеров и бизнесменов. "Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость". Основная идея праксеологического подхода состоит в требовании органического соединения теоретического движения мысли и практического действия и предопределяет потенции главной производительной силы, проявляемые в реальном жизненном процессе в виде нарастающей трудоспособности, созидательной деятельности, активности, уровне знаний, производственного опыта, трудолюбия, деловитости и рациональной, целенаправленной и целесообразной деятельности в системе общественного производства. Можно предположить, что праксеологический подход возникает в процессе борьбы двух тенденций: стремления к построению возможно более обозримого, замкнутого в себе и развивающегося по стройному логическому плану целого всеобщего общественного знания, с одной стороны, а с дру'-гой - стремления к охвату возможно более богатого материала конкретных факторов деятельности. Поскольку праксеологический подход формирует две стороны отношений - знание и деятельность, между ними есть противоречие и единство, которые и должны учитывать предприниматели. Всеобщее общественное знание имеет довольно сложную иерархическую структуру. Каждый человек застает определенный уровень знаний, какую-то систему идей и теорий, отражающих объективную деятельность и являющихся результатом предшествующей познавательной деятельности сообщества, достигнутого им эмпирического знания в результате духовной его деятельности, т. е. продукта общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей предшествующих поколений. Воплощаемые в языке готовые знания человек должен не только освоить, с тем чтобы развивать свои духовные способности, но и вовлечь в свою деятельность в форме всеобщности, превращая знания в элемент сознания и формируя себя как активного творца, как сознательного участника создаваемого нового общества, его подлинного становления и развития, перехода на новую ступень жизнедеятельного бытия. Таким образом концентрируется и кристаллизируется общественная сила человека как творца эволюции мира, использующего естественные богатства и создающего новые блага. Сознание, идеалы людей все больше участвуют в формировании будущего, которое определяется их сегодняшними решениями и действиями. Общая идея состоит, видимо, в необходимости развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу земного бытия и создания условий для неукоснительного следования этому каждым человеком, формируя новый тип цивилизованности, характеризующийся социально-трудовым праксеологическим поведением людей, сближением теории и практики в их жизнедеятельности настолько, чтобы теоретическая и практическая работа сливалась вместе в одну работу по раскрытию творческих способностей человека, достижению диалектического единства идейно-теоретической, познавательной и повседневно практически действующей личности, развитию ее деятельного бытия. Возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности актуализирует, исследование методологических посылок праксеологии, ее научного статуса и целостности, проблем формирования праксеологического подхода к деятельной сущности в творческом потенциале человека, формируя праксеологическую деятельность, правильное мировоззрение и мироощущение, а также способствуя праксеологическому поведению и жизнедеятельности людей, отвечающих новому уровню человеческого самосознания. Человек выступает одним из творцов и суверенным носителем научного знания, без которого он не может достичь действенного развития своих сущностных сил, высоких рубежей в познании и развитии своих творческих способностей и качеств, осмыслить действительность в ее прошлом, настоящем и будущем, соединять в себе элементы материального мира, благодаря своей телесной природе и превосходить все телесные вещи благодаря своей духовной природе, представляя собою единство души и тела. "Потому, что каковы мысли в душе его, таков и он. Научно-техническая революция приводит к возрастанию роли знания и образования. Исследователями обосновано мнение, что образование сегодня является одним из важнейших условий выполнения намеченных преобразований. Хотя нерешенных проблем здесь еще довольно много. Следует отметить, что знание, выражающее реальность, истинное положение вещей, следует рассматривать и в форме, в которой оно осуществляется в голове конкретного индивида, действующего человека, и в форме социально-исторического процесса развития знания. Конкретно-исторический характер основ знаний, изменение логической структуры системы знаний в процессе ускоряющейся научно-технической революции, происходящих социальных и культурных процессов в системе действительности является важной предпосылкой приращения интеллектуального потенциала общества, и этот процесс должен быть управляемым, поскольку общество обязано гарантировать каждой личности условия для максимальной реализации ее временного призвания и назначения. В то же время менеджеры и бизнесмены должны учитывать, что существующая система образования пока еще не в полной мере отвечает интеллектуальным потребностям общества. Это относится как к методам преподавания, так и к выбору изучаемых предметов. Фактически в педагогике мы не вышли за рамки традиционного эмпиризма. Более того, ввиду растущего объема знаний должный отбор предметов преподавания становится все более сложным и ответственным делом. Исследователи отмечают, что в настоящее время усваивается около 10 % знаний, а если выделить ту часть, которая приходит в практику воспитания и обучения, то этот показатель будет еще меньше. Отношение знания к действительности носит многоуровневый и сложноопосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Оно может отражать элементы системы донаучных, житейских, художественных и других знаний, образующих высокий уровень знаний, находя за случайным необходимое и закономерное, а за единичным и частным - общее, формируя новые личностные идеалы, характеризуемые такими чертами, как социальная активность, трудолюбие, упорство и настойчивость в преодолении трудностей и различного рода зла, утверждая высокую нравственность и мораль, являющиеся важнейшими регуляторами общественной жизни. Многоуровневый характер системы обусловливается тем, что, как известно, мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, формирующему мировоззрение и служащему необходимым условием преобразующей деятельности человека и человечества независимо от того, к какой сфере жизни - экономической, социальной или политической она относится. Действенное направление общей тенденции в эволюции научного знания - от функциональности к субстрактности - является важной предпосылкой в изучении объективной реальности, в доведении изучения мира до логически завершенной системы, когда отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную связь между собой и образовать единую универсально-глобальную проблему, объектом разработки которой будет весь мир как единство в многообразии. Речь идет в данном случае об универсальной связи вещей, явлений мира и учений и о необходимости достигнуть общности в управлении ими. В этой связи можно согласиться с исследователями, считающими, что в итоге получается однозначное соотношение: один всеглобалъный объект, или субстрат (единый мир как единство в многообразии), изучается одной всеглобальной наукой с множеством ее внутренних подразделений, охваченных единством всего научного знания. Вместе с тем менеджерам и бизнесменам следует учитывать, что процесс приобретения знаний не ограничивается лишь развитием интеллекта, а должен быть направлен и на исследование мира чувственных переживаний субъекта, на то, чтобы передать знания, соответствующие призванию человека, и сформировать у него праксеологический подход к земным реальностям с тем, чтобы это знание превратилось в непосредственную производительную силу, в умение, действие и искусность человека. "Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам". Как показывает практика и опыт жизнедеятельности человека, ни капитализм с его буржуазным индивидуализмом, ни классический марксизм в его русской интерпретации, принудительно навязываемый сверху властью и породивший новый партократический класс, лишивший человека подлинной свободы, очень устарели и уже совершенно не соответствуют ни современной социальной действительности, ни современному уровню научных и философских знаний. Мировой процесс диалектичен потому, что он есть процесс логический, неотвратимо утверждающий торжество логоса и смысла, и сводится к духовному обновлению и моральному совершенству личности исходя из неразрывного единения человека и общества. Главным в развитии и деятельности людей должно быть совершенствование человеческой личности как субъекта деятельности и объекта моральных оценок, реализация ее жизненных сил и способностей с целью дальнейшего саморазвития человека и общества путем познавательной и преобразовательной их деятельности, поскольку человек выступает как действительная причина своих поступков.. Увеличение объема и обогащение содержания человеческой деятельности, изменение ее структуры связано с возвращением к человеку научного знания, овеществленного в технике и технологии, вскрывающих активное отношение к природе и позволяющих все шире подключать силы природы к выполнению самых различных производственных операций, что и обусловливает формирование общественных отношений, рост инициативы и активности людей, праксеологической направленности их деятельности, выражающейся в развитии активности, внутреннего ритма, творческих потенций и возможностей по реализации самосознания, а вместе с тем и общественных условий их жизни и проистекающих из них духовных представлений. С целью достижения самодвижения, усиления взаимодействия системы личностных, субъективных (человек) и технических (предметных) элементов производительных сил следует, видимо, полнее использовать духовные факторы производительных сил, интенсивное развитие, духовные элементы процесса труда, повышая уровень человеческой деятельности по восходящей, приближая ее к потенциальным возможностям, в частности, добиваясь воплощения знаний и деятельности в самом работающем человеке, его праксеологической деятельности, обусловленной происходящими качественными процессами развития производительных сил, социальными и культурными показателями, формирующими "духовность" как главную черту человеческой личности. - Представляя собой чрезвычайно сложное и многогранное явление, праксеологию можно охарактеризовать как науку о человеке, изучающую его сущностные силы и синтезирующую особый, только ей присущий промежуточный аспект традиционных естественных и общественных наук, изучающих человека на организационном, психическом, социальном и теологическом уровнях. Вместе с тем следует отметить, что человек как объект исследования является столь многообразным и сложным в своих свойствах и проявлениях, что служит основанием для изучения многих наук, а сама проблема человека относится к так называемым "вечным вопросам", которые интересовали и ныне интересуют многих выдающихся мыслителей. Отмечается активизация исследований по этой проблеме в настоящее время, обусловленная научно-технической революцией и обострением человеческой проблематики, ее драматизацией, разнообразием подходов, взглядов человекознания не только как предмета теоретических размышлений, но и как практической потребности общества. Праксеология изучает в этом объекте свой аспект и свои специфические стороны, закономерности, состояния и процессы, способные приблизить нас к реальному решению проблемы человека, оказывая влияние на развитие этих наук и, вместе с тем, используя их выводы и рекомендации для своего развития и для оптимизации человеческой жизнедеятельности и жизнеспособности не только в плане "умножения вещей", но и в плане высших устремлений и целей. Идея праксеологии вытекает из концептуального подхода ученых об интеграции всех "элементов мира" в единое целое, в "единую человеческую семью". Праксеологический подход позволяет и требует рассматривать знание и практику в единстве, причем в единстве, обусловленном содержательным характером деятельности, праксеологическая направленность которой происходит при активном слиянии знаний и непосредственно самой деятельности, вызывая внутреннее духовное формирование, проектно-конструктивный характер теоретического сознания, сориентированного к практической деятельности по формированию своеобразного "древа духа", вырастающего из соединения разнообразных и пока разобщенных течений человеческого общества, "эволюционизируя от материи к высшим формам психизма", что и должны учитывать менеджеры и бизнесмены в процессе своей деятельности. Преодоление основных трудностей, создающих проблемную ситуацию в социально-экономическом развитии и эффективности труда и осуществимости новых эффективных основ организации общественных и индивидуальных действий, служащих развитию сущностных сил человека, его дееспособности и призводительности, целенаправленного воздействия на социальные и экономические объекты, процессы и явления, возможно при условии признания праксеологической направленности его жизни и деятельности в ее сущности и воспроизводстве в процессе формирования единой общечеловеческой культуры, техники и искусства, а также науки, религии и морали. "Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою". Построить новое общество - значит прежде всего сформировать новое сознание, воспитать высокую социальную культуру у всех граждан, человеческое творчество, свободу мысли и выражения личности, простоту образа жизни, сохранить такие ценности всеобщего достояния, как природную любовь к семье, дух дружбы и взаимопомощи, глубокого гуманизма, чувство миролюбия и гражданского общежития, а также демократические свободы. Праксеологичёский подход к исследованию жизнеобеспечения и движущих сил производства служит для выяснения содержащихся в них внутренних источников единства, целостности и развития. Он представляет собой основу развития производительной силы труда, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, являясь активным первоначалом гуманизации труда, что должно содействовать становлению личности и подлинно человеческих отношений. Необходимость этого обусловлена тем, что в условиях возросшей роли субъективного фактора, когда в построении и развитии общества участвуют миллионы людей, их сознательная проектно-конструктивная деятельность поднимается до уровня научного познания, приобретая тем самым новое качество. Это и обусловливает необходимость развития праксеологии, выполняющей функцию непосредственной производительной силы и жизнедеятельной основы человека и общества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление