Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. 4. Антонимы в современной речи




 

Слово антоним происходит от греч. anti - - «против» и опута – «имя». Антонимы – слова, противоположные по своему лексическому значению: холодныйгорячий, толстыйтонкий, врагдруг, маломного, допосле. Антонимы могут обозначать противоположность качеств (богатствобедность, веселогрустно, молодойстарый), противоположность направлений, действий, свойств (восходзаход, собиратьразбирать, вверхвниз); противопоставленность обозначений времени и пространства (северюг, летозима). Антонимы есть не у всех слов. Так, обычно не имеют антонимов слова, обозначающие конкретные предметы: шкаф, подушка, бумага и т. п.; многие термины: секвестировать, имплантация, морфема. Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемоданлегкий чемодан, тяжелое известиерадостное известие; трудная, сложная работапростая, легкая работа; глубокая рекамелкая река; глубокий человекповерхностный человек.

В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности, например:

Полюбил богатый бедную,

Полюбил ученый глупую,

Полюбил румяный бледную,

Полюбил хороший вредную,

Золотойполушку медную.

(Марина Цветаева)

 

Иногда антонимы позволяют автору ярче передать сущность художественного образа: «Глаза княжны, большие, глубокие, лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты» (Л. Н. Толстой. Война и мир).

Противопоставление антонимов лежит в основе многих русских пословиц: Старое старится, молодое растет; Даровой рубль дешев, заработанный – дорог; Подальше положишь, поближе возьмешь. При сытости помни голод, при богатствебедность.

В речи антонимы используются для создания контраста, для выражения противоположности, противопоставления одного явления другому. Антонимы очень характерны для современной русской речевой практики, в частности, они нередко используются в газетных заголовках для привлечения внимания читателя к острым, полемичным вопросам:

 

(1) Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты! (Коммерсантъ. ВЛАСТЬ. 2000. № 34); Не верьте, что будущее зависит от прошлого (Эксперт. 2000. № 31); Невеселые размышления в веселом музее (Эксперт. ВЕЩЬ. 2000. № 3).

 

В последние годы в современном русском языке наметилась тенденция к появлению новых антонимических пар, которые активно используются не только в публицистике, но и в разговорной речи. Приведем несколько примеров из газет и журналов.

 

(2) Глобальные ориентиры моды вечны: жаркохолодно, дорогодешево, массовоэксклюзивно (Известия. 17.01.1995).

 

(3) Зато В. Шумейко, как всегда, активен, дрейфуя между теми, кто за силовые методы, и теми, кто за мирные (Сов. Россия. 29.12.1994).

 

(4) Не лучше ли постараться увидеть в ближнем не соперника, а партнера на колесном ходу. И тогда тропа автомобильной войны станет просто путем, который приводит из пункта «А» в пункт «Б» без неприятных приключений (Итоги. 1.02.2000).

 

Годы политической и экономической нестабильности породили не только социальные различия между людьми, но и новые явления в общественной жизни, нередко контрастирующие друг с другом. Непостоянство, изменчивость признаков многих явлений не могли не отразиться в сознании и в языке, и в частности, не могли не сказаться на моделировании новых смысловых противоположностей:

благотворительныйкоммерческий;

богатыемалообеспеченные, неимущие;

государственныйкоммерческий, частный;

законныйпиратский;

порядок, законностьбеспредел;

силовыеполитические (обычно о методах);

стартоваяокончательная (обычно о цене);

фирменныйфальшивый, поддельный;

эксклюзивныйобычный, массовый.

 

Распространенными становятся антонимические пары, в которых представлена сниженная, жаргонная лексика: законностьбеспредел, легальныймафиозный, порядокбардак. Нетрудно заметить еще одну интересную тенденцию: некоторые антонимические пары характеризуются более высокой частотностью по сравнению с 70–80-ми годами XX века, так как обозначаемые антонимами явления очень актуальны в наши дни: богатствобедность, богатствонищета; богатые (обеспеченные)бедные (малоимущие); правыелевые; демократыкоммунисты; либералыкоммунисты; подъем (активизация)спад.

Еще одна закономерность связана с тем, что в антонимических парах, обозначающих «качественные» или логические отношения, слова нередко «меняются местами»: то, что раньше было «плохим», отрицательным, стало «хорошим», и наоборот. Так, например, индивидуализм в советское время считался отрицательной чертой человека (общества), а коллективизм – положительной, прогрессивной. Это отразилось в словарной статье «Школьного словаря антонимов русского языка» М. Р. Львова:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.