Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль как регулятор социального поведения




Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Соци­альные нормы конкретно предписывают, какие поступки долж­ны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социаль­ной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведе­ния имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.

Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении на­рушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения лю­дей выражаются в определенной, понятной для большинства, фор­ме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также про­исходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай при­ветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжела­тельно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, стано­вились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед со­бой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии об­менивались поклонами, складывая руки па груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, орга­низовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей ос­нованы на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами поведения стали и семейные нор­мы правила взаимоотношений в семье. Они могут очень разли­чаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.

Политические нормы создаются на основе правил взаимоотно­шений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политиче­ских партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организа­ции могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обя­занности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно. Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила,которые учили состраданию, доброте, суп­ружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хо­чешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского еписко­па (IV в.) сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их назы­вают нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других об­ластях жизни человека.

С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окру­жить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к пре­красному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.

Давно доказано, что отступления от правил культуры поведе­ния ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Сред­ние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли ра­зобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидо­вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

В систему социальных норм входят и нормы права правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отли­чаются от других социальных норм формальной определенностью (они записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказал­ся в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нрав­ственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних нор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творче­ства сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные систе­мы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а дру­гой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помо­гал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Пра­вила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют мо­ральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нор­мы одинаковы.

В области морали, в формировании новых ценностей огром­ную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Магомет и другие, обладав­шие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решении самых сложных вопросов социальной жизни в виде мо­ральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Маго­мет — арабской, Конфуций — китайской), предложив собствен­ную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, са­мобытность этих культур.

Практика показывала, что человек, не делающий добра, жи­вет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им изба­виться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.

Одна из привлекательных особенностей характера человека - вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела.

К нравственным категориям относятся понятия долга, совес­ти, гуманизма. Долг это необходимость выполнения нравствен­ных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обла­дающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть это спо­собность соотнесения своих поступков с общепринятыми норма­ми морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те каче­ства, которые объединяют людей.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравствен­ных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество прибли­зиться к всеобщей гармонии.

Вопросы и задания

1. Что такое социальные нормы? Как они образуются?

2. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.

3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?

4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвяза­ны с другими социальными нормами?

5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?

6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет вос­питание?

7. Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения? Почему победа в них оказывается на стороне добра?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.