Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций. Финансы - это экономические отношение, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными




 

Финансы - это экономические отношение, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными

хозяйствующими субъектами – государством, предприятиями, домашними хозяйствами.

Предметом изучение дисциплины «финансы» является товарно-денежные отношения государства и частного сектора (организаций и предприятий, предпринимателей и т.д.)

Цель преподавание дисциплины заключается в подготовке студентов, специализирующихся в условиях рыночной экономике, формирования теоретических знаний и практических навыков финансовой сфере.

Методами изучения являются финансовые методы прямого и косвенного влияния на экономические и финансовые вопросы, методы налоговые (начисления и кассовый метод), бюджетные методы (единство кассы), математические методы (математического анализа, моделирования, прогнозирования и т.д.)

Задачи изучения дисциплины:

- формирование знаний о теории финансов, в том числе стран с развитой рыночной экономикой;

- изучение финансовых отношений в РФ и финансового механизма, а так же государственных муниципальных и корпоративных финансов.

- применение полученных знаний при решении реальных финансово – экономических проблем.

Наука о финансах является одной из важных и сложных наук и играет исключительную роль в жизни любого общества. Финансы формировались параллельно со становлением государств, поэтому финансы необходимо рассматривать не только как экономическую, но и как историческую категорию. Существование финансов насчитывает не одну тысячу лет: они появились в условиях действия товарно–денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей органов власти, организаций и предпринимателей в финансовых ресурсах. В рыночных отношениях финансы занимают ведущие положения, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжение государства и частного сектора, поэтому финансы делятся на государственные и корпоративные.

Основные функции финансов:

- перераспределительная;

- контрольная.

Кроме того, финансы раскрывают свою сущность через такие функции, как:

- планирование;

- организация;

- стимулирование;

- регулирующая;

- воспроизводственная;

- распределительная.

Финансовая система характеризуется денежными потоками (односторонние, двухсторонние и многосторонние).

Финансовый механизм представляет собой систему организаций, регулирования и планирования финансовых отношений, способов, форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов, на основе норм и нормативов, установленных государством для бюджетной и финансовой системы.

Финансовая система РФ это форма организации денежных отношений, которая может быть подразделена на 3 подсистемы:

- Финансы государства и органы местного самоуправления;

- Финансы хозяйствующих субъектов;

- Финансы населения.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных (публичных финансов) и децентрализованных финансов (финансов организаций и финансы домохозяйств).

 

 

Схема 1. Финансовая система РФ

 


Централизованные финансы – это государственные и муниципальные финансы, представленные бюджетной системой РФ и государственным муниципальным кредитом. Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ определена как совокупность бюджетов трех уровней бюджетной системой РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые находятся в государственной или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности).

Федеративное устройство России включает 3 уровня управления, на базе которых формируются 3 звена финансовой системы (уровня бюджетной системы РФ):

- Федеративный уровень;

- Уровень субъектов;

- Местный уровень (органов местного самоуправления).

Соответственно бюджеты: федеральный, субъекта (региональные) и местные.

Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Финансовые ресурсы аккумулированные в бюджетах имеют строго целевое направление их расходования.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Внебюджетные фонды подразделяют на:

I. Фонды социального назначения:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования;

- Фонд обязательного медицинского страхования;

- Фонд занятости (отменен с 01.01.2001г.).

 

II. Фонды экономического назначения: фонды НИОКР, поддержки малого бизнеса и др., которые с 1999г. консолидированы с бюджетами соответствующих уровней, из-за слабого контроля за использованием их средств.

Государственный и муниципальный кредит выделяют в качестве самостоятельного звена. Как экономическая категория он находится на стыке двух видов денежных отношений: финансы и кредит, соответственно несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, как заемщиков и гарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренний и внешний кредиты и займы из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В качестве заемщиков могут выступать: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, российские предприятия и организации, органы исполнительной власти (нижестоящих бюджетов).

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Децентрализованные финансы в рыночной экономике являются основой финансовой системы, именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов, часть которых перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней, в дальнейшем направляется и возвращается в виде дотаций, субвенций, субсидий и социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.д.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций и предприятий. Именно здесь создается материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов принадлежит в развитых странах мира финансам финансовых посредников. К которым относятся: коммерческие банки, сберегательные институты, государственные и частные пенсионные фонды, паевые фонды, финансовые компании, федеральные агентства и другие.

Финансовые ресурсы - это сложная макроэкономическая категория, количественная характеристика, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами.

Финансовый рынок – это рынок на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка – обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах. В качестве финансовых посредников выступают финансовые посредники, участники рынка прямых заимствований (дилеры, брокеры и т.д.). Виды финансовых рынков см. схему 2.

В эволюции развития финансовых теорий можно выделить две крупные стадии характерные для развития и становления науки о финансах. Это I классическая теория финансов и II неоклассическая теория финансов.

Первая начинается со времен Римской империи и заканчивается в середине XX века, состоит в доминанте государства в финансах. Вторая продолжается до наших дней и суть ее состоит в доминанте финансов частного сектора, т.е. речь идет преимущественно о финансах крупных компаний и рынков капитала.

В виду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды, выделенные одним из ведущих теоретиков финансовой науки XIX века профессором Гейдельбергского университета К. Рау три периода:

1. Ненаучное состояние;

2. Переход к научной обработке;

3. Научный (рациональный) период.

Период ненаучного состояния был самым продолжительным – историки финансовой науки относят начало этого периода ко времени Древней Греции и Рима, характеризуется патриархальным взглядом.

Второй период начался во времена средневековья, характеризуется началом систематизации разработок о финансах в теории. В эти годы было надо первое теоретическое толкование определению финансов учеными городов Верхней Италии (XV в.). Это были годы (XVI – XVIII в.в.) раннего меркантилизма и первоначального накопления капитала, развития купечества, торговли.

Научный период начинается со второй половины XVIII века, считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах, это период проявления систематизированной науки о финансах.

Вклад внесли французские ученые, немецкие (работы физиократов), их идеи нашли продолжение в работах английских классиков политической экономики А. Смит и Д. Рикардо.

 

Схема2 Финансовые рынки

 

 

 

 


 

 


Появилась систематизация знаний о налогах и налогообложении, как о главном источнике доходов государства. Финансовые и налоговые теории: кейсианская теория, теория экономики предложения, теория монетаризма, неокейсианская теория и др.

Вторая крупная стадия характеризуется как неоклассическая теория финансов и начинается с 40х - 50х годов ХХ века, и продолжается в наши дни. Суть её состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных корпораций в национальных и международных финансовых отношениях, развитии глобальной финансовой системы. Характеризуется созданием и внедрением единой европейской денежной единицы - € (евро), внедрением международных стандартов бухгалтерского учета. Неоклассическую теорию финансов характеризуют такие финансовые элементы как: ресурсы, отношения, рынки.

Ключевыми разделами, послужившими основой развития и формирования этой науки, составными частями стали:

- теория полезности;

- теория арбитражного ценообразования;

- теория структуры капитала;

- теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов;

- теория ценообразования на рынке опционов;

- теория предпочтений ситуации во времени.

Необходимо отметить, что развитие этих двух крупных стадий проходило параллельно. Рынки капитала начали формироваться с раннего периода ярмарок, начала биржевого дела, фондовых бирж и получили свое развитие в условиях глобализации мирового финансового рынка. Финансовые теории, течения и направления развитии систематически взаимодополняли и взаимоисключали друг друга.

Значительный вклад в развитие финансовой науки внесли и русские ученые.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создается ВВП и Национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно все стадии распределения и перераспределения. Важную роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Бюджет – представляет собой форму образованияи расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджет – это финансовый план страны на год, утвержденный в форме закона. Бюджету принадлежит ведущее положение финансовой системе. Это централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства. Бюджету принадлежит аккумулирующая, распределительная функция и функция государственного регулирования.

Бюджетное устройство – это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему и правовых основ их функционирования.

Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов государства, административно – территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти все государства делятся на унитарные, федерации и конфедерации.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией РФ и её государственным устройствам как федеративной республики, субъектами федерации в составе РФ: республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Структура бюджетной системы РФ – это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, которые с 1999 года консолидированы с бюджетами соответствующих уровней.

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет рассчитывается с целью анализа и движения денежных средств, движения финансовых потоков. Он не утверждается как федеральный в форме закона. Бюджет государства – это консолидированный бюджет России.

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Он является главным средством перераспределения национального дохода и ВВП.

Доходы и расходы федерального бюджета, профицит (дефицит), государственный долг (внутренний и внешний) и др. показатели рассматриваются в первом чтении бюджета.

Доходы федерального бюджета по структуре: налоговые и неналоговые.

Основу составляют налоговые доходы бюджета – это безвозмездные перечисления в единый фонд государства. Налоговые доходы бывают: федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и др.); региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес); местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

Неналоговые доходы: доход от использования государственного и муниципального имущества (при продаже, от аренды); часть прибыли государственных унитарных предприятий; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями; таможенные пошлины и сборы; плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование и обеспечение задач и функций государства. Расходы бывают:

I Функциональные – общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография и средства массовой информации; здравоохранение; физкультура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты;

II Экономические – капитальные и текущие;

III Ведомственные.

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должны соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами.

В случае принятия бюджета на соответствующий финансовый год с дефицитом законом о бюджете должны быть утверждены и источники его финансирования. Однако, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объема доходов соответствующего бюджета. Для бюджетного дефицита государство использует денежную эмиссию, заимствования (внешние и внутренние), средства резервного фонда.

Стабилизационный фонд создается в случае чрезмерной зависимости экономике страны от мировых цен на нефть и нефтепродукты, и продиктован необходимостью нейтрализовать воздействие внешнеэкономической коньюктуры на состояние финансов, бюджета и денежно-кредитной политики.

Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета образующийся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, которая закрепляется на определенном уровне за один баррель сырой нефти марки «Юралс» и подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть над базовой. Цена на нефть в 2010 году составила 70 долларов США за один баррель нефти. Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк РФ. Средства данного фонда могут размещаться в долговые ценные бумаги и долговые операции иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ. С 01 февраля 2008 года Стабилизационный фонд разделен на два фонда:

1. Резервный фонд экономики и бюджетного дефицита.

2. Фонд национального благосостояния.

Объем Стабилизационного фонда на 01 февраля 2008 года составлял около 4-х триллионов рублей. На начало 2011 года более 3 триллионов рублей.

Государственный долг РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными объектами международного права.

Государственный долг РФ – это государственный долг РФ и государственный долг субъектов РФ. Максимальный срок государственного долга 30 лет.

Муниципальный долг – это долг местных органов власти. Максимальный срок муниципального долга 10 лет.

Внутренний долг – это заимствования в национальной валюте.

Внешний долг – это заимствования в иностранной валюте.

Формы государственного долга – кредитные соглашения и договора, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями; государственные займы в виде ценных бумаг, выпущенных от имени РФ; договора о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ за прошлые годы. Управление долгом осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ и др. Объем государственного долга в 2010 году составил 10 % к ВВП.

С 2000 года Федеральный бюджет составлялся с профицитом. В 2003 году были погашены основные объемы внешнего долга перед международными финансовыми организациями. С 2004 года стал формироваться Стабилизационный фонд РФ.

Основу децентрализованных финансов составляют финансы предприятий и организаций, финансы финансовых посредников, финансы населения.

Финансы организаций и предприятий, будучи основным звеном финансовой системы, носят распределительный характер и охватывают процесс создания, распределения и использования ВВП и национального дохода. В конечном итоге в этом звене финансовой системы создаются финансовые ресурсы, которые впоследствии распределяются и используются для собственных нужд и развития; для потребления и социального развития общества.

Финансы коммерческих предприятий и организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств их распределения и использования. Материальную основу финансовых отношений составляют деньги.

Финансовые отношения – это часть денежных отношений, возникающих лишь при реальном движении денежных средств и сопровождающихся формированием и использованием собственного капитала, централизованных децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовые отношения возникают между предприятиями и учредителями, отдельными организациями, подразделениями, филиалами, работниками, вышестоящей организацией, государством, страховыми и банковскими организациями и т.д.

Финансам предприятий и организаций присуще те же функции что и финансам распределительная и контрольная; а так же функции: инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходо-распределительная и обеспечивающая.

Финансовые отношения коммерческих предприятий и организаций строятся на принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность обеспеченность финансовыми ресурсами и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Эти принципы наиболее ярко проявляются в условиях рынка.

Финансовые методы, приемы и модели группируются в следующие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

Первоначально при создании предприятия основой создания служит уставной капитал, источник приобретения основных и оборотных средств предприятия. Основной источник возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств служит выручка от реализации продукции (работ, услуг). Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, ритмичность и бесперебойность производственного процесса. Результат кругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств - это возмещение затраченных средств и формирования собственных источников простого и расширенного воспроизводства, основой которого является прибыль и амортизационные начисления.

Прибыль – источник финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. Ее дальнейшее распределение – это поступление в федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов в виде налогов и в фонды накопления и потребления организаций и предприятий, а так же резервные фонды.

Собственный капитал коммерческого предприятия представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств.

Источники предприятия подразделяются на: собственные (уставной, резервный, добавочный капитал, нераспределенная прибыль) и заемные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность).

Собственный капитал бывает: постоянный (уставной); переменный (резервный, добавочный, нераспределенная прибыль).

Капитал предприятия бывает так же: основной (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложении, незавершенные долгосрочные инвестиции); оборотный (оборотные производственные фонды – материально-производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов; фонды обращения – готовая продукция, товары отгруженные, расчеты с дебиторами, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства).

Основной капитал – основа функционирования предприятий и организаций. Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит закономерная смена авансированной стоимости. Из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную.

Основой управления предприятий и организаций служит анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Финансы некоммерческих предприятий и организаций формируются за счет: поступлений от учредителей организаций; добровольные взносы участников, доходы от предпринимательской деятельности и доходы от добровольного участия в коммерческих организациях.

Деятельность финансово-кредитных организаций в России регламентируются Федеральным Законом о «Банках и банковской деятельности» 1990 года №395-1.

Финансово-кредитные организации – это коммерческие организации, основная цель которых состоит в извлечение прибыли от посреднических операций на денежном (финансовом) рынке.

Различают два вида финансово-кредитных организаций: I банки; II небанковские кредитные организации.

Банки – это Центральный банк РФ и коммерческие банки.

Небанковские кредитные организации – это расчетные (клиринговые центры и др.); депозитно-кредитные, инкассации.

Центральный банк РФ определяет денежно-кредитную политику государства. Он определяет объем денежной массы и действия коммерческих банков путем лицензирования. Его действия регламентируются Федеральным Законом «О Центральном Банке РФ» 2002 года №86-ФЗ. Все финансовые потоки банков делятся на активные и пассивные. Ликвидность банка – это его способность своевременно погашать свои обязательства. Банк привлекает средства вкладчиков, кредиторов и выплачивает им процентный доход. Размещая эти средства, банки получают проценты или другие формы дохода, кроме того банки размещают не только привлеченные, но и собственные средства, которые являются для них бесплатным кредитным ресурсом. Величина прибыли коммерческих банков маржа – разница между процентными ставками привлечения и размещения.

Доходы банка складываются из:

1) Процентных доходов, полученных по выданным ссудам;

2) Непроцентных доходов.

Расходы банка делятся на:

1) Процентные выплаты;

2) Непроцентные затраты.

Портфель банка – это список заключенных, действующих контрактов по привлечению и размещению финансовых ресурсов.

В условия рыночной экономике банковская деятельность подвержена финансовым рискам. Основные финансовые риски банка – это риск снижения достаточности капитала, кредитный риск, риск несбалансированной банковской ликвидности, риск процентный, ценовой, валютный, технологический (операционный) риск.

Существуют особенности финансов страховых организаций. Объем финансов страховых организаций значителен, они формируют страховой рынок. Страхование – это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве по поводу формированию страхового фонда и его использование для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектом в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Формирующиеся страховые резервы делятся на: резервы предупредительных мероприятий; технические резервы (основные и дополнительные); резервы по страхованию жизни.

Основные функции страхования: распределительная (рисковая и предупредительная) и восстановительная (сберегательная и контрольная).

Формы страхования – обязательная и добровольная, а так же страхование по отраслям, различают первичное страхование и перестрахование.

Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется предложение и спрос на них.

Страховщиками являются государственная страховая организация ОАО «Росгосстрах» с разветвленной сетью региональных дочерних компаний, ОАО, ООО, общество взаимного страхования, страховые пулы. Страховые услуги предоставляются по договору страхования. Цена страховой услуги или тарифная ставка (брутто-ставка) состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки.

Любое предприятие должно быть обеспечено достаточными средствами в целях осуществления огромного количества расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Платежи осуществляется путем наличных и безналичных расчетов. Принципы организации безналичных расчетов – это документальность, срочность, обеспеченность платежа, свобода выбора форм безналичных расчетов, унификация платежных документов. Действующим законодательством установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации – контрагенты могут выбирать по своему усмотрению: расчеты платежными поручениями, требованиями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассо. Аккредитивы бывают: депонированы или открыты; непокрыты или гарантированы; отзывной, неотзывной, переводной, возобновляемый. Чеки бывают: денежные, расчетные (депонированные, гарантированные).

Управление финансами – это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой. Органы управления финансами определены основным законом страны Конституцией РФ. Это законодательные Федеральное Собрание – Государственная Дума РФ и Совет Федерации и исполнительные – Президент РФ и Правительство РФ. Непосредственно в управлении финансами государства участвуют Министерство финансов РФ, его структуры Федеральное казначейство, а так же Налоговая служба РФ, Таможенная служба РФ, Министерство экономического развития РФ, основной контролирующий орган России Счетная палата РФ.

Процесс управления финансами заключается в выполнение трех основных функций:

- финансовое прогнозирование и планирование;

- оперативное управление;

- финансовый контроль;

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. Объектом финансового планирования являются фонды денежных средств. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В систему финансовых планов входит:

1. Перспективное планирование (финансовые планы);

2. Сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях.

В рыночной экономике планирование на предприятии – внутрифирменное планирование, которое не носит элементов директивности.

Методы финансового планирования – балансовые, нормативные, расчетно-аналитические, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование и др.

На уровне государства бюджет составляется на финансовый год и плановый период три года.

Финансовый контроль одна из важнейших функций управления финансами. Он призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и все других экономических субъектов. Объектами финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы. Контроль бывает: внешний и внутренний; по времени проведения – предварительный, текущий и последующий; по субъектам – законодательных и исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов, ведомственный, аудиторский; по объектам – бюджетный, налоговый, кредитный, валютный, страховой, таможенный, банковский, инвестиционный.

Основные органы финансового контроля: законодательные (представительные)и исполнительные и их структуры.

Методы финансового контроля:

- документальные и камеральные проверки;

- обследование;

- надзор;

- анализ финансового состояния;

- наблюдение;

- ревизия.

Финансовый контроль обеспечивает проведение государственной финансовой политики, выполнение ее стратегических и тактических целей.

Основу финансовой политики составляет бюджетная политика государства. Финансовая политика является основой экономической политики. Составными частями финансовой политики является: кредитно-денежная политика, налоговая, бюджетная, валютная, ценовая, инвестиционная, таможенная.

Национальные финансы являются частью мировых финансов. Мировые финансы – это совокупность финансовых ресурсов мира, т.е. финансовых ресурсов стран членов ООН, Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, Всемирного банка, финансовых организаций, международных финансовых центров мира. Все мировые финансы делятся на две группы: публичные и частные. Структура мировых финансов:

- золотовалютные резервы;

- мировой финансовый рынок;

- финансовая помощь.

Все международные финансовые организации можно разделить на две группы: глобальные (международные) и региональные. К глобальным международным организациям относятся Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Региональные – это Европейский Центральный Банк, Межамериканский Банк развития, Азиатский Банк развития.

Неформальные международные финансовые организации – это Парижский и Лондонский клуб кредиторов. При этом Парижский клуб можно рассматривать как международный публичный финансовый орган или форум межгосударственного уровня. Лондонский клуб создан коммерческими банками разных стран. Процесс глобализации мировых финансов – это выход национальных компаний на мировой рынок. Процесс глобализации наиболее последовательно осуществляют транснациональные корпорации, финансовые корпорации. Существуют положительные и отрицательные моменты процесса глобализации мирового финансового рынка. Положительные моменты: снижение недостатка финансовых ресурсов в различных регионах мира; усиление конкуренции на национальных финансовых рынках. Отрицательные моменты: влияние финансовых кризисов на национальные рынки; национальные финансы зависят от поведения нерезидентов, увеличивается их зависимость от мировых финансов. Таким образом, мировой финансовый рынок формируется в результате интеграции и кооперации экономики различных стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 35754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.