Наименование дисциплины модуля Нормативно-правовые основы в предупреждении и ликвидации ЧС
Всего _____2__ кредита
Курс ___1___
Семестр _1_________
Лекции __20____ часов
Практические, семинарские__10__ часов
Лабораторные занятия _______ часов
СРСП ___15_____ часов
СРС __45___ часов
Рубежный контроль ___________2_____
Трудоемкость ____90____ часов
Экзамен ___1___ семестр
А С Т А Н А – 2012г.
Сведения о преподавателях и контактная информация:
Калашинова Лязат Куандыковна, PhD, тел. 70-30-52, Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин каб. 422.
Научно–исследовательские интересы: Влияние внешней среды на биологические организмы.
Владение языками: русский, казахский, английский языки.
Пререквизиты:
Для освоения изучаемой дисциплины необходимы знания в объеме школьной программы по дисциплинам основы права,ботаника, зоология, география, физика, химия, математика.
Описание содержания дисциплины модуля:
«Основы безопасности жизнедеятельности» - курс высшей школы, изучающий способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и применения современных средств поражения.
Цель дисциплины:
Цель дисциплины является изучение и усвоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства.
Задачи дисциплины:
1. Изучение характеристик вредных и опасных факторов производственной, природной и жилой среды;
2. Рассмотрение мер профилактики, их негативного воздействия на человека, средств обеспечения безопасности и экологичности технологических и других процессов;
3. Анализ мероприятий по организации защиты населения в условиях ЧС, структуры и механизмов функционирования действующей в Республике Казахстан системы управления безопасностью жизнедеятельности;
4. Прогнозирование и оценка последствий ЧС;
Рассмотрение нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности.
1. гносиологическаяская – дать знания об окружающей среде;
2. аксеологическая – сформировать чувство непосредственного участия в охране окружающей среды;
3. праксеологическая – выработать способности самостоятельного анализа и оценки окружающей среды;
4. прогностическая – уметь предвидеть будущие события, определить свои действия. Рассмотреть современные проблемы безопасности и угрозы безопасности РК
Предметные компетенции:
познание системы взаимоотношения «человек- среда обитания», умение предупреждать опасности среды обитания, а также нормативно-правовые основы в предупреждении и ликвидации ЧС.
Надпредметные компетенции:
Дисциплина модуля нормативно-правовые основы в предупреждении и ликвидации ЧС рассматривает нормативно-правовые основы в предупреждении и ликвидации проблем безопасности жизнедеятельности человека и общества, составляющие основу теоретической и практической подготовки студента в соответствии с его специализацией в области правоохранительной деятельности и юриспруденции.
Тематический план лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий (лабораторный практикум)
Наименование модуля: Охрана здоровья и окружающей среды
Наименование дисциплины модуля:Нормативно-правовые основы в предупреждении и ликвидации ЧС
№
Лекционные занятия
Семинарские, практические, лабораторные занятия (лабораторный практикум)
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Объем в часах
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Объем в часах
М- I
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Б-I
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
Человек, общество и основы гражданской обороны
1-тема
1 Основные понятия и определения.
1.1 Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание, цели и задачи.
1.2 Понятия, определения, термины.
1.3 Классификация опасностей.
Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности
1.1 «Повесткой дня на XXI век»
1.2 Проблема демографического взрыва
1.3 Признаки новой эпохи
1.4 Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности
2-тема
2. Понятие о чрезвычайных ситуациях.
2.1 Фазы развития ЧС
2.2 Классификация ЧС
2.3 Причины ЧС
2.4 Оценка ЧС.
2.5 Цели и основные задачи по действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.6 Сущность и содержание морально-психологической подготовки населения
2. Понятие о чрезвычайных ситуациях.
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
2.3. Виды опасностей. Действия людей при ЧС, бедствиях.
3 тема
3. Опасности среды обитания человека
3.1. Природные опасности
3.2. Техногенные опасности
3.3. Социальные опасности
4 тема
4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
4.1 Классификация опасных и вредных факторов.
4.2 Радиационная опасность. Защита от ионизирующих излучений.
4.3 Электромагнитные излучения, источники, виды. Способы защиты.
4.4 Защита от производственного шума, вибрации.Влияние на организм.
5 тема
5 Химическая опасность.
5.1 Вредные вещества. Классификация вредных веществ, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека.
5.2 Сильнодействующие ядовитые вещества
5.3 Меры безопасности.
6 тема
Пожары и взрывы.
6.1 Предотвращение пожаров и взрывов на производстве и в быту.
6.2 Средства пожаротушения
6.3 Взрывы
7 тема
Современные оружия массового поражения. 7.1 Радиационное ОМП, особенности и последствия его применения
7.2 Химическое ОМП, особенности и последствия его применения
7.2 Биологическое ОМП, особенности и последствия его применения
8 тема
Безопасность при чрезвычайных ситуациях: защита населения и территорий.
7.1 Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР)
7.2 Защита населения и территорий при ЧС. Этапы проведения мероприятий по защите населения.
7.3 Эвакуация населения.
7.4Радиационная и химическая защита
7.5 Медицинские мероприятия.
Действия населения при ЧС
3.1 Действия населения при выходе радиации в ОС. Особенности ЧС. Поражающие факторы.
3.2 ЧС на химически опасных объектах. Особенности ЧС. Поражающие факторы.
3.3 Действия населения при выходе химических веществ в ОС и возможности отравления
3.4 Действия людей при пожарах и взрывах. Особенности ЧС.
3.5 ЧС при выходе особо опасных возбудителей. Особенности ЧС.
9 тема
Управление безопасностью жизнедеятельности.
9.1 Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
9.2 Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
9.3 Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.
9.4 Система ЧС и ГО.
М- П
Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Б-П
Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
10 тема
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
10.1 Организация и ведение гражданской обороны, структура и задачи
10.2 МЧС, роль, задачи и организационная структура
10.3 Полномочия ЦИО РК по ЧС.
10.4 Межведомственная государственная комиссия по ЧС
4. Органы государственного управления безопасностью
4.1 Органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура
11 тема
11 Современные проблемы безопасности РК
11.1 Национальная безопасность РК
11.2 Основные угрозы национальной безопасности РК
Внедрение современных международных стандартов безопасности
5.1 Стандарты безопасности труда
5.2 Стандарты безопасности пищи
5.3 Другие стандарты безопасности
12 тема
12. Человек, общество и нормативно-правовая база РК обеспечивающая безопасность государства.
12.1 Законы и нормативно-правовые акты РК в области обеспечения безопасности граждан при ЧС.
13 тема
13 Права, обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности
13.1.Безопасность общества и права гражданина
13.2 Обеспечение личной безопасности
13.3Ннациональная безопасность
14 тема
14. Борьба с терроризмом и нормативно-правовое поле
14.1.Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
14.2.Виды террактов, их цели и способы проведения
14.3.Система борьбы с терроризмом
Итоговое задание
М-III
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Б-III
Основы ЗОЖ
Основы ЗОЖ
15-тема
Медико-биологические опасности и ЗОЖ
15.1 Значение ЗОЖ и составляющие ЗОЖ
15.2 Опасные заболевания ХХI века и меры безопасности
15.3 ИППП, ВИЧ/СПИД
15.4 Туберкулез, рак и др
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
17-тема
Оказание неотложной доврачебной помощи
17.1 ПП при остановке дыхания
17.2 ПП при остановке сердца
17.3 ПП при обмороке
17.4 Метод Геймлиха
8. Основы медицинских знаний
8.1 Оказание первой доврачебной помощи
8.2 Проблемы оказания первой помощи
18-тема
Оказание неотложной доврачебной помощи
18.1 ПП при шоковых состояниях
18.2 Кровотечения, виды, остановка кровотечения
18.3 ПП при солнечном ударе
18.4 ПП при ожогах
18.5 ПП при переломах, ушибах, вывихах, разрывах, растяжениях
18.6 Синдром длительного сдавливания
Оказание неотложной доврачебной помощи
9.1 Остановка кровотечения
9.2 Помощь при обмороке, солнечном ударе, ожогах, переломах, ушибах, вывихах, разрывах, растяжениях
9.3 Помощь при отравлении
19-тема
ПП при отравлениях
19.1 ПП при отравлениях СДЯВ
19.2 ПП при отравлениях ядом животных, растений и насекомых
Переноска и транспортировка раненых и пораженных. Профилактика раненых и пораженных.
10.1 Сооружение носилок
10.2 Транспортировка пораженных и больных
Итоговое задание
Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
Наименование дисциплины модуля: История Казахстана. Казахстан в системе международных отношений с древнейших времен до нашего времени
№
тем
СРСП
СРС
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма проведения
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма контроля
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
1.1 Составить таблицу:«Классификация опасностей по признакам».
1.2 Составить картотеку изучаемой литературы.
1.3 Подготовить аннотацию
статей о масштабе воздействия опасных и вредных факторов на человека и природную среду.
1.4 Составить таблицу и анализ различных крупных опасностей.
1.5 Перспективы развития БЖД: диалог.
1.6 Проблема демографического взрыва и урбанизации в БЖД - аннотация статей.
1 час, 1-я неделя
Конспект, устный опрос
Современные проблемы безопасности
1.1 Доклад Римского клуба «Пределы роста». Исследования Форрестера и Медоуза
1.2 «Ядерная зима»
1.3 Обращение Всемирного конгресса сторонников мира со Стокгольмским воззванием.
1.4 Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972, ее последствия
1.5 Хартия Земли
3 часа, 1-я неделя
Конспект, устный опрос
Функциональные возможности человека и совместимость его со средой обитания.
1. 2.1 Совместимость элементов системы «человек-среда»
2. 2.2 Психофизиологические особенности человека.
3. 2.3 Формы трудовой деятельности и энергетические затраты человека.
4. 2.4 Эргономические основы безопасности.
1 час
2-апта
Конспект, устный опрос
Психофизиологические особенности человека
1.1 Характеристика анализаторов человека и виды ощущений (зрение, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, слух)
1.2 Дальтонизм
1.3 Виброболезнь
1.4 Формы трудовой деятельности и энергетические затраты человека.
1.5 Эргономические основы безопасности.
3 час
2-неделя
Конспект, устный опрос
Психология безопасности.
19.3 Психологические процессы и состояния.
19.4 Стресс как целесообразная защитная реакция организма человека и механизм активизации его адаптивных возможностей в экстремальных условиях.
19.5 Дистресс или запредельное психическое напряжение, его основные формы (тормозная и возбудимая).
19.6 Классификация форм психического напряжения. Факторы, повышающие напряжение.
19.7 Особые психические состояния и факторы их вызывающие. деятельности человек-среда обитания
1 час
3-неделя
Психология БЖ
3.1 Психологические процессы и состояния.
3.2 Стресс как целесообразная защитная реакция организма человека и механизм активизации его адаптивных возможностей в экстремальных условиях.
3.3 Дистресс или запредельное психическое напряжение, его основные формы
3.4 Классификация форм психического напряжения. Факторы, повышающие напряжение.
3.5 Помощь при особых психических состоянияниях и факторы их вызывающие.
3 часа
3-неделя
Опасности среды обитания
4.1 Землетрясения, виды, характеристика, шкалы измерения землетрясения
4.2 Оползни и сели, причины их образования
4.3 Бури, ураганы, и др метеорологические опасности
4.4 Наводнения и их классификация, зажоры, заторы, цунами
4.5 «Рюкзак беженца»
1 час
4-неделя
Действия населения при ЧС природного характера
4.1 при ЧС геологического происхождения
4.2 при ЧС метеорологического характера
4.3 при ЧС гидрологического характера
4.4 «Рюкзак беженца»
3 часа
4-неделя
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
1.1 Производственные средства безопасности
1.2 Средства индивидуальной защиты
5.1 Классификация опасных и вредных факторов.
5.2 Радиационная опасность. Защита от ионизирующих излучений.
5.3 Электромагнитные излучения, источники, виды. Способы защиты.
5.4 Защита от производственного шума, вибрации. Влияние на организм.
1 час
5-неделя
5.1 Классификация опасных и вредных факторов.
5.2 Радиационная опасность. Защита от ионизирующих излучений.
5.3 Электромагнитные излучения, источники, виды. Способы защиты.
5.4 Защита от производственного шума, вибрации. Влияние на организм.
5.5 Производственные средства безопасности
5.6 Средства индивидуальной защиты
3 часа
5-неделя
6 Химическая опасность.
6.1 Вредные вещества. Опасные вещества
6.2 ПДК сильнодействующих ядовитых веществ и меры безопасности
6.3
6.4 Противохимическая защита населения
6.5 Первая помощь при отравлении СДЯВ
1 час
6-неделя
6 Химическая опасность.
6.1 Вредные вещества. Опасные вещества
6.2 ПДК сильнодействующих ядовитых веществ и меры безопасности
6.3
6.4 Противохимическая защита населения
6.5 Первая помощь при отравлении СДЯВ
3 часа
6-неделя
Пожары и взрывы.
6.1 Предотвращение пожаров и взрывов на производстве и в быту.
6.2 Средства пожаротушения
6.3 Взрывы и взрывчатые вещества
1 час
7-неделя
Пожары и взрывы.
6.1 Предотвращение пожаров и взрывов на производстве и в быту.
6.2 Средства пожаротушения
6.3 Взрывы и взрывчатые вещества
3 часа
7-неделя
Устойчивость объектов хозяйствования в ЧС мирного и военного времени
8.1 Современные оружия массового поражения.
8.2 Факторы, влияющие на устойчивость объектов хозяйствования
8.3 Способы повышения устойчивости ОХ
8.4 Коллективные средства защиты: убежища, ПРУ, простейшие укрытия
1 час
8-неделя
Устойчивость объектов хозяйствования в ЧС мирного и военного времени
8.1 Новые современные оружия:
Геофизическое оружие
Радиологическое оружие
Лучевое оружие
Ускорительное оружие
Радиочастотное оружие
Инфразвуковое оружие
Современное обычное оружие
Зажигательное оружие
8.2 Способы повышения устойчивости ОХ
8.3 Коллективные средства защиты: убежища, ПРУ, простейшие укрытия
8.4
3 часа
8-неделя
Безопасность при чрезвычайных ситуациях: защита населения и территорий.
9.1 Основные принципы и способы защиты населения и территорий при ЧС
9.2 Мероприятия служб ПР иПХЗ и противобактериологической при радиационном, химическом, бактериологическом заражении
9.3 Средства защиты кожи и органов дыхания
9.4 Дозиметрический и химический контроль
9.5 Применение АИ, ИПП-8,10
1 час
9-неделя
Безопасность при чрезвычайных ситуациях: защита населения и территорий.
9.1 Основные принципы и способы защиты населения и территорий при ЧС
9.2 Мероприятия служб ПР иПХЗ и противобактериологической при радиационном, химическом, бактериологическом заражении
9.6 Средства защиты кожи и органов дыхания
9.7 Дозиметрический и химический контроль
9.8 Применение АИ, ИПП-8,10
3 часа
9-неделя
М- П Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Нормативно–правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
М- П
Б-П Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Нормативно –правовые основы предупреждения и ликвидации ЧС
Б-П
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
3.1. Организация и ведение гражданской обороны, структура и задачи
3.2 Международные организации в задачи которых входят различные аспекты безопасности жизнедеятельности
1 час
10-неделя
Организационные основы обеспечения безопасности
19.8 Интерпол
19.9 МОГО
19.10 Деятельность международного движения Красного Креста и Красного полумесяца в Казахстане
19.11 ШОС
19.12 ООН Их деятельность в области обеспечения безопасности
3 часа
10-неделя
9. Права, обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности
9.1. Законы РК в области обеспечения безопасности граждан при ЧС
9.2.Безопасность общества и права гражданина
9.3 Обеспечение личной безопасности
9.4 Проблемы семьи и их решение.
9.5 Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.
9.6 Юридические и правовые основы применения самозащиты в криминогенной ситуации.
1 час
12-неделя
Человек, общество и нормативно-правовая база РК обеспечивающая безопасность государства.
8.1. Законы РК в области обеспечения безопасности граждан при ЧС.
8.2.Характеристика основных законов и нормативно-правовых актов.
8.3.Юридические и правовые основы применения самозащиты в криминогенной ситуации.
8.4 Способы самозащиты
3 часа
11-неделя
Правовые основы безопасности
1. Международные соглашения и декларации
2. "Всеобщая декларация прав человека" ООН: статья N 3, статья N 23 и др.
3. Конституция РК
4. Закон РК «О труде»
5. Указы и распоряжения Президента РК Постановления и распоряжения
6. ЗРК от 19.05.1997 N 111-1 "Об охране здоровья граждан в РК"
7. Международные стандарты безопасности
1 час
13 - неделя
Правовые основы безопасности
1. Международные соглашения и декларации
2. "Всеобщая декларация прав человека" ООН: статья N 3, статья N 23 и др.
3. Конституция РК
4. Закон РК «О труде»
5. Указы и распоряжения Президента РК Постановления и распоряжения
6. ЗРК от 19.05.1997 N 111-1 "Об охране здоровья граждан в РК"
Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
3 часа
12-неделя
Проблема терроризма в современном мире
1. Действия населения при угрозе террористического акта.
2. Действия при обнаружении предмета похожего на взрывные устройства.
3. Действия при получения угрозы по телефону, при захвате заложников, при захвате самолета, и.т.д.
4. Закон РК О борьбе с терроризмом
Проблема терроризма в современном мире
1. Социальные конфликты.
2. Виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них.
3. Экстремизм - внутренняя и внешняя угроза национальной безопасности
4. История терроризма и характеристика терроризма.
5. Правила поведения заложников.
Закон РК О борьбе с терроризмом
3 часа
13-неделя
М 3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Оказание неотложной доврачебной помощи
15.1. Реанимационные действия
15.2. ПП при остановке сердца
15.3 ПП при обмороке
15.4 Метод Геймлиха
15.4 ПП при отравлении
15.4 ПП при утоплении
1 час
15-неделя
Оказание неотложной доврачебной помощи
15.1. Реанимационные действия
15.3 ПП при обмороке
15.4 Метод Геймлиха
15.4 ПП при отравлении
15.4 ПП при утоплении, виды утопления
15.5 Остановка кровотечения
15.6 Помощь при обмороке, солнечном ударе, ожогах, переломах, ушибах, вывихах, разрывах, растяжениях
15.7 ПП при укусах животных, ос, пчел, и ядовитых животных
3 часа
15-неделя
15 часов
45 часов
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1 Н. Приходько. Безопасность жизнедеятельности, Алматы, ВШП «Адилет», 2000, 366 c.
2. К.Е.Cаудабеков, Э.А. Алманиязов, Л.Ю. Лухнова, Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни, Алматы, 1999, 240 с.
3. Э.А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. – Учебник. М. 2003.
4. Л. Балабас, Ж. Аманжолов. Основы безопасности жизнедеятельности, Астана: Фолиант, 2008, 232 с.
5. Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. Чрезвычайные ситуации природного,техногенного и социального характера и защита от них, Питер, 2009, 235 с.
6. Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности, Ростов на Дону: Феникс, 2010, 221 с.
7. А.С. Гайсумов, М.Г. Паничев, Е.П. Хроменкова. Безопасность жизнедеятельности, Ростов на Дону: Феникс, 2006, 416 с.
8. Г.С. Ястребов. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, Ростов на Дону: Феникс, 2009, 397 с.
16. Доклад о развитии человека за 1994 год. Нью-Йорк; Оксфорд, 1994.
17. Жеребин Е.А. Мирные профессии нейтронов. М.: Знание, 1980.
18. Загрязнение почв Советского Союза токсикантами промышленного происхождения в 1990 году: Ежегодник, Обнинск: НПО «Тайфун», Ин-т эксперим. Метрологии, 1991.
Информация по оценке знаний обучающихся
Общая шкала оценки знаний
Аттестационная буквенная оценка
Цифровой эквивалент баллов
%-е содержание степени усвоения учебной дисциплины
Оценка по традиционной системе
А
4,0
95-100
отлично
А-
3,67
90-94
В+
3,33
85-89
хорошо
В
3,0
80-84
В-
2,67
75-79
С+
2,33
70-74
удовлетворительно
С
2,0
65-69
С-
1,67
60,64
D+
1,33
55-59
D
1,0
50-54
F
0-49
неудовлетворительно
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:
В случае если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые), рассчитывается по формуле:
,где
Р1 и Р2 – оценки первого и второго рубежного контроля;
Э – оценка за экзамен;
ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин
0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.
В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту (Эок), а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа (Эдк), рассчитывается по формуле:
,где
Эок – экзамен по основному компоненту;
Эдк – экзамен по другим компонентам;
ККМ – количество компонентов модуля
0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.
ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление