Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети Иакова




 

У Иакова от Лии и Рахили, а также от двух наложниц-служанок - Баллы и

Зелфы, родились двенадцать сыновей и одна дочь. Лия подарила ему шесть

сыновей (Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона) и дочь Дину.

Рахиль родила двух сыновей - Иосифа и Вениамина, причем последний послужил

причиной смерти матери. Сыновья Баллы - Дан и Неффалим, а сыновья Зелфы -

Гад и Асир. В Библии мало говорится о сыновьях Иакова, исключением является

Иосиф. Лишь иногда упоминаются другие дети, вернее, эпизоды из их жизни.

Имена жен и детей Иакова связаны с животным миром (Лия - буйволица, Рахиль

- овца, Иуда - рычащий, как лев, Иссахар - мослатый осел, Дан - змей,

Неффалим - быстроногий лось, Вениамин - хищный волк). Не исключено, что

мифические предки двенадцати израильских племен носили имена тотемов

(животных или растений) отдельных племен.

Иаков поселился с семьей в окрестностях Сихема. Однажды его

единственная дочь Дина пошла навестить подружек. Ее увидел сын князя этой

земли Сихем, похитил и изнасиловал. Сихем полюбил Дину и послал отца

просить ее себе в жены. Сыновья Иакова были возмущены случившимся и

согласились выдать сестру замуж при условии, что все сихемские мужчины

подвергнутся обрезанию; сихемцы приняли это условие.

Сыновья Иакова словно ждали этого момента. На третий день после

обрезания братья Дины под предводительством Симеона и Левия напали на

город, устроили резню, а затем, разграбив город, покинули его, взяв с собой

сестру.

Иаков боялся кровной мести, поэтому вместе с семьей отправился в

Вефиль, где ему снова явился бог и благословил его, дал ему имя Израиль

(выше уже упоминалось, что рассказ об Иакове строится по меньшей мере на

двух различных источниках).

В этом повествовании нашла отражение вражда, существовавшая между

кочевыми пастушескими еврейскими племенами и теми городами-царствами, где

жители занимались земледелием, возделывая плодородную почву Ханаана.

Кочевники нападали на земледельцев, чтобы захватить добычу. Сказание о Дине

объясняет, почему Симеон и Левий потеряли благоволение отца. Скорее всего

это свидетельствует о том, что нападение на Сихем завершилось неудачей или

не было поддержано общественным мнением того времени (Быт. 34:1 - 35:15).

Сын Иакова Иуда взял в жены ханаанеянку, которая родила ему трех

сыновей: Ира, Онана и Шела. Когда Ир возмужал, он женился на Фамари. Не

успев заиметь детей, он умер, поскольку был неугоден богу. Тогда Иуда

приказал сыну Онану взять в жены Фамарь, чтобы восстановить "семя брата".

Это приказание - и вообще все сказание - становится понятным, если

учесть, что израильтяне с древних времен придерживались обычая выдавать

вдову умершего старшего брата за младшего брата, если старший умер, не

оставив наследника. Тем самым исключалась возможность перехода имущества во

владение другого рода или племени и прекращение рода. Такой брак называется

левиратом. Рожденные в нем дети рассматривались как наследники старшего

брата.

Таким образом, становится вполне понятным, почему Онан должен был

взять в жены Фамарь, вдову старшего брата. Онан, зная, что рожденные в этом

браке дети будут считаться не его детьми, а детьми умершего брата, не

желал, чтобы Фамарь зачала от него. Богу не понравилось непослушание Онана,

и он умертвил его.

Иуда должен был выдать Фамарь за своего третьего сына Шелу, но,

испугавшись, что и Шела может умереть от проклятия, лежавшего на Фамари,

отослал вдову в дом ее отца. Фамарь поняла, что ее хотят обмануть и лишить

права на замужество с младшим братом умершего мужа, и прибегла к уловке.

Она сняла с себя вдовье покрывало, надела платье блудницы, соблазнила Иуду

и зачала от него. Затем в залог, пока не получила плату, попросила у Иуды

перстень с печатью, трость и перевязь. Позднее Иуде не удалось выкупить

залог, так как "блудница" исчезла. Он узнал также, что невестка впала в

блуд и забеременела. Иуда приказал сжечь блудницу. Фамарь отправила свекру

перстень, трость и перевязь, чтобы доказать, что она не впала в блуд, а

лишь использовала свое право, которому воспрепятствовал сам Иуда. Когда

пришло время родов, Фамарь произвела на свет близнецов (Быт. 38: 1-30).

Сказание об Иуде поясняет события более поздних времен, когда племя

Иуды отошло от других племен и было вынуждено заключить союзы с

ханаанеянами. Авторы словно говорят: ведь даже их праотец Иуда был вынужден

взять в жены ханаанеянку, преодолев суровые законы семьи в племенном союзе.

Перед смертью Иаков благословил своих сыновей и предсказал их будущее.

Пророчество Иакова, заключенное в поэтические строки, отражает положение

отдельных племен, сложившееся позднее (Быт. 49:1 - 28).

Именно этим объясняется тот факт, что, хотя Рувим являлся первенцем

Иакова, ему не предсказывается главенствующее положение. Он потерял

благоволение отца, когда "вошел" к его наложнице Балле и осквернил ложе

отца. Главенствующая роль перешла к колену Иуды. Строфы, посвященные Иуде,

самые пространные, в них ему обещается власть, авторитет, богатство и

скипетр. Все это свидетельствует о том, что они были созданы не ранее

правления царя Давида, когда "скипетр" действительно оказался у племени

Иуды. Однако нельзя исключить и возможность их более позднего возникновения

(или обработки), поскольку после падения династии Давида в центре внимания

авторов Библии оказалась идея пришествия мессии - нового иудейского царя из

племени Давида.

Состояние общества после завоевания евреями Палестины отражено в

строфах, посвященных Симеону и Ле-вию: их потомки должны были рассеяться по

всему Израилю из-за той резни, которую братья устроили в Сихеме. Колено

Симеона наконец воссоединилось с могущественным племенем Иуды, колену Левия

не нашлось места на уже завоеванной земле, и оно получало десятину за

религиозные службы. Все повествования о племенах в известной мере отражают

положение в Израиле в X в. до н. э.

Строфам, в которых Иаков благословляет своих сыновей, предшествует

благословение, которое было дано им сыновьям Иосифа Ефрему и Манассии.

Манассия был первенцем Иосифа, он поставил его под правую руку отца, а

Ефрема - под левую. (Правой рукой давалось большее благословение.) Затем,

скрестив руки, он положил правую на голову Ефрема, а левую - на голову

Манассии. Это благословение обеспечивало племенам Ефрема и Манассии те же

права, что и племенам сыновей Иакова, причем преимущество отдавалось

племени Ефрема.

В повествовании запечатлено положение в израильском племенном союзе.

Вероятно, племена Ефрема и Манассии были ядром племенного союза, прибывшего

в Ханаан с юга, к нему первым присоединилось колено Вениамина (Вениамин был

сыном любимой младшей жены Иакова - Рахили). Прибывшие ранее с востока

племена происходили от старшей жены Иакова - Лии. Позже в союз вошли

племена, которые вели свою родословную от наложниц Иакова.

Ведущую роль в первой группе племен играло колено Ефрема, во второй -

Иуды. После того как племя Иуды во время царствования Давида получило

первенство, племя Ефрема начало борьбу против него. Соперничество племен

привело к расколу страны: в северных землях правило колено Ефрема, а в

южной - колено Иуды. Вернувшиеся из вавилонского плена евреи считали себя

потомками Иуды. Иуду стали отождествлять с предтечей мессии из дома царя

Давида.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.