Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианская Европа и исламский мир в средние века 3 страница




В середине XIV в. в странах Европы вспыхнула эпидемия чумы, получившая название «черной смерти». Болезнь унесла сотни тысяч ясизней, население многих стран сократилось более чем на треть. В Европе оказалось слишком мало рабо­чих рук и слишком много невозделанных земел.. Несмотря на обнищание крестьян, сеньоры требова; и от них


новых платежей. Аграрный кризис сопровождался целой се­рией выступлений в городах, бунтов, восстаний против фео­дальной и городской знати. Ситуация усугублялась неуро-жаямиг в 13151317 гг. ненастная погода повлекла за собой гибель части посевов, рост цен, голод. Пораженный кризисом, феодализм прибегнул к войне как средству облегче­ния положения господствующих классов. Наиболее знамена­тельным тому примером является Столетняя война 1337 — 1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фланд­рии и претензий англичан на французский престол.

Во время Столетней войны Франция стремилась ото­брать у англичан их последние владения на континенте (остатки Аквитании на юго-западе и Нормандии на севере), а англичане хотели не только сохранить их, но и вернуть утраченные ранее земли. Поводом к войне послужили при­тязания английских королей на корону Франции. Основу англий-ской армии составляли пехотинцы, набранные из свободных крестьян. Рыцарская конница получала жало­ванье из королевской казны, а потому беспрекословно вы­полняла приказы короля и военачальников. Основу фран­цузской армии составляли конные рыцарские отряды, воз­главляемые знатными сеньорами. В бою рыцари плохо слу­шались команды, действовали самостоятельно, старались выделиться личной доблестью. Они презирали пехоту, со­стоящую из чужеземных наемников. Таким образом, анг­лийская армия обладала преимуществами — высокой воин­ской дисциплиной, многочисленной боеспособной пехотой, умением согласовывать действия пехоты и конницы в бою.

Начало войны ознаменовалось поражениями французов. В 1346 г. произошло поражение французов в битве близ селе­ния Креси (север Франции), в 1356 г.— разгром французской армии при Пуатье. Несмотря на численное превосходство, французы были разбиты, их король попал в плен. В 1360 г. был заключен мирный договор, по которому треть земель Франции переходила под управление англичан. В 1369 г. военные действия возобновились. Одержав ряд побед на суше и на море, французы освободили значительную часть захва­ченных англичанами земель, но в 1415 г. при Азенкуре французская армия потерпела сокрушительное поражение и в 1420 г. по условиям унизительного для французов мирного


дого-вора наследником французского престола был объявлен король Англии/Франция и Англия должны были стать еди­ным королевством- Однако вопреки договору после смерти короля Франции его сын бежал на юг страны и провозгласил себя королем Карлом VII (1422—1461 гг.). Военные действия возобновились, англичане осадили город Орлеан (1428 г.). Его падение открыло бы им путь на юг страны.

1429 год оказался переломным в ходе Столетней вой­ны. Ко двору Карла VII явилась юная крестьянка по име­ни Жанна д'Арк. Она утверждала, что ей предназначено Богом освободить Орлеан и изгнать англичан из Франции. Жанна убедила Карла VII предоставить ей военный от­ряд, во главе которого она и прибыла в Орлеан. Через девять дней англичане вынуждены были снять осаду с это­го города. Слух об Орлеанской Деве, посланной Богом для освобождения Франции, распространился по стране: в ар­мию стали стекаться горожане и крестьяне, вооружавши­еся на свои средства. Королевская армия двинулась вглубь территории, занятой англичанами. Города открывали воро­та без боя. Судьба самой Жанны д'Арк оказалась трагич­ной: она попала в плен, после чего англичане устроили суд и заживо сожгли ее на костре в городе Руане (1431 г.). Тем временем народная освободительная война французов продолжалась: они одерживали победу за победой. В 1453 г. англичане были вынуждены окончательно покинуть фран­цузскую землю, им удалось сохранить за собой еще на сто лет только порт Кале.

Войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил сфор­мировать постоянную наемную армию, надобность в слу­жилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии рыцарство окончательно потеряло монополию на военное дело. События Столетней войны продемонстрировали преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей сословной системы. Столетняя война принесла бедствия народам Франции и Англии. Французским крестьянам приходилось десятки лет жить на землях, где проходили военные действия. В Англии, где эти действия не велись, правительство вводило все но­вые налоги на содержание армии. К тому же тысячи кре­стьян, составлявших ядро армии, вынуждены были остав-


лять свои хозяйства, отправляясь походом за море. След­ствием оказались массовые народные возмущения.

В 1381 г. в юго-восточной Англии вспыхнуло восстание крестьян» Поводом к нему послужил новый налог, введен­ный для продолжения войны с Францией. Повстанцы пере­били сборщиков налогов (которые при выколачивании де­нег не забывали о собственных интересах). Добыв оружие, восставшие двинулись на Лондон. Их руководителем стал участник Столетней войны, деревенский кровельщик Уот Тайлер. Большое влияние на крестьян имели бедные свя­щенники (Джон Болл и др.). Они выступали против цер­ковного землевладения, дорогостоящего богослужения, тре­бовали равенства всех перед законом. Боевым лозунгом вос­ставших стала поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пря­ла, кто тогда был дворянином?». Бедняки Лондона откры­ли повстанцам ворота города. Крестьяне разгромили дома королевских приближенных, наиболее ненавистных убили. Гибли ни в чем не повинные люди — всех, носивших на поясе перо и чернильницу, принимали за судей, которых повстанцы считали продажными и безжалостно убивали.

Король Ричард П вынужден был встретиться с восстав­шими, которые предъявили ему следующие требования: от­менить личную зависимость и барщину («никто не должен никому служить иначе, как по своей воле»); за пользование землей следует давать ее владельцу только небольшую де­нежную плату. Король обещал выполнить требования и про­стить всех участников мятежа. Большинство восставших покинуло Лондон. Но некоторые из них во главе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом остались. Во время переговоров с королем Уот Тайлер был предательски убит. Лишившись предводителя, крестьяне растерялись. Отрядам рыцарей и богатых горожан удалось вытеснить их из Лондона. После этого королевские войска учинили жестокую расправу над восставшими по всей стране.

Во Франции после битвы при Пуатье отряды воинов — как своих, так и чужих — разбрелись по стране. Они граби­ли крестьян, убивали тех, кто оказывал сопротивление, жгли их дома. Поражения в войне и связанные с ними бедствия изменили отношение французских крестьян к рыцарям. Была подорвана вера в то, что рыцари в соответствии с Божьей


волей защищают родную страну и земледельцев. Крестьяне говорили, «что дворяне» которые должны их охранять, ре­шили совершенно отнять у них все имущество» и потому «будет великим благом уничтожить всех дворян».

В 1358 г. вспыхнуло восстание, охватившее значитель­ную часть Северной Франции. В нем приняло участие до ста тысяч человек. Вождем повстанцев был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом. Восставшие раз­громили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд — самих рыцарей, их жен и малолетних де­тей. При этом восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на знаменах ко-ролев-ский герб. К крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открыли ворота повстанцам. Вос­стание получило название Жакерия. Оно произошло от распространенного в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли как презрительную кличку крестья­нина — «Жак-простак». Французские дворяне объедини­лись. В их войске были и отряды англичан, готовых по­мочь в борьбе с «Жаками». Перед сражением дворяне выз­вали для переговоров Гильома Каля, обещав ему безопас­ность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во вражес­кий лагерь, но был схвачен и казнен. Оставшиеся без пред­водителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян.

Восстания напугали сеньоров Англии и Франции. Поло­жение крестьян постепенно улучшается.. Подавляющее большинство освобождается от личной зависимости (прав­да, не даром, а за плату). Землевладельцы больше не тре­бовали от них барщины, заменив все повинности фикси­рованными денежными платежами за пользование землей. Сеньоры обычно не решались увеличивать эти платежи. В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу. При этом во многих странах освобождению крестьян пред­шествовали мощные восстания. Неудачи французов на пер­вом этапе Столетней войны способствовали подъему наци­онального самосознания, а победа явилась мощным сти­мулом к развитию процесса централизации Французского государства при Карле VII и Людовике XI.


Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Фран­цией, привел к раздорам среди представителей аристокра­тии {война Алой и Белой Розы 1455 — 1485 г.). После завершения Столетней войны, потерпев поражение и ли­шившись источников обогащения, английские феодалы вер­нулись на родину. Каждый барон содержал в своих владе­ниях большой отряд воинов, всегда готовых к грабежам и разбоям, а король Генрих VI Ланкастер (1422—1461 гг.) не пользовался уважением. За власть боролись два могуще­ственных семейства — Ланкастеров и Йорков, вражда меж­ду их сторонниками переросла в длительную кровавую меж­доусобицу, которая получила название войны Алой и Бе­лой Розы. В стране шли грабежи и кровавые расправы, в которых принимали участие представители обеих группи­ровок. Война отличалась крайним ожесточением и привела к физическому истреблению большей части английской зна­ти. Королем в результате стал дальний родственник Ланка­стеров — Генрих Тюдор. При нем произошло усиление ко­ролевской власти: он запретил феодалам содержать воен­ные отряды, приказал разрушить замки непокорных; зем­ли и титулы герцогов и графов, погибших в ходе войны, передал своим сторонникам — новые феодалы полностью зависели от короля. Рыцари и горожане, уставшие от меж­доусобиц, также оказали поддержку новому королю.

Во Франции, воспользовавшись победами над англича­нами, король Карл VII добился от Генеральных Штатов учреждения ежегодного налога на содержание армии. Со­здается постоянное войско — конница и пехота, оплачива­емые из государственной казны. В результате власть коро­ля усилилась. Объединение Франции в основном заверши­лось при сыне Карла VII Людовике XI (1461-1483 гг.). Располагая постоянным войском и регулярно пополняе­мой казной, король перестал нуждаться в поддержке Ге­неральных Штатов (он созывал их всего один раз). Людо­вик XI поставил под свою юрисдикцию владения, захва­ченные знатными феодалами во время Столетней войны. К концу XV в. вся Франция была подчинена единой цент­ральной власти — власти короля.

Процессы централизации проходили и в других стра­нах Европы. В Испании и Португалии королевская власть


укреплялась в борьбе с арабами. Между тем, средневеко­вая Европа дала и примеры полицентризма: итальянские государства, автономия которых являлась фактором их экономического процветания, и германские княжества, фор­мально входившие в состав Священной Римской империи, но фактически являвшиеся вполне самостоятельными.

Следствием централизации стало постепенное оформле­ние в Европе абсолютных монархий. Абсолютная, т. е. неограниченная монархия зародилась в странах Европы при­мерно в одно время (конец XV века): во Франции при Лю­довике XI, в Англии при Генрихе VII Тюдоре, в Испании при Фердинанде и Изабелле. В рамках абсолютной монар­хии вся полнота власти принадлежала королю. Его слово было законом для всей страны. Все ее население, — в том числе прежде независимые герцоги и графы, жители горо­дов-коммун — считалось подданными короля. Он распоря­жался государственной казной и армией, назначал судей, военачальников, сборщиков налогов. Знатные феодалы шли на службу к королю и становились его придворными. Орга­ны сословного представительства — парламент, Генераль­ные Штаты, кортесы — стали либо послушными исполните­лями воли короля, либо не созывались вовсе. Абсолютная монархия складывалась постепенно, в полной мере ее при­знаки проявились в странах Европы только в новое время

(xvII-xvIII вв.).

Культура и искусство в средние века. Гибель Римской империи и начало эпохи средних веков сопровождалось упад­ком созданной в античности культуры. В странах Европы на протяжении всего Средневековья было немного образо­ванных или даже просто грамотных людей. Школы суще­ствовали лишь при монастырях и больших кафедральных соборах. Постепенно в процессе возникновения городов по­являются также и городские школы. Кроме того, владель­цы замков часто приглашали для своих детей учителей, которые обычно бывали священнослужителями. Обучение шло не на родном, а на латинском языке. Во всех школах обучали семи свободным искусствам. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове — грамматике (уме­нию читать и писать), риторике (умению связно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить).


Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о числах — арифметика, геометрия, астрономия, а также музыка. В городских школах учили и основам естествознания. Учебников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Биб­лии и других книг, почитаемых церковью. При этом уче­ник не должен был толковать и объяснять заученные тек­сты, — это право принадлежало исключительно учителю. Выпускник школы мог стать или священником, или ис­пользовать свои знания на службе у знатного сеньора, или продолжить образование в одном из университетов.

В конце XI — XII вв. в Европе возникли первые высшие школы. Название такой школы — университет — взято из латыни, где слово «университас» означает «совокупность, общность». Высшая школа — это сообщество учителей и учащихся. В университетах изучалось богословие (изложе­ние и толкование христианского вероучения), право (наука о законах и их применении), медицина. Занятия во всех университетах велись на латинском языке. Поэтому посту­пить в них могли юноши из разных стран. Выучив латынь в школе, они свободно понимали речь преподавателей. Сту­денты нередко перебирались из города в город, из страны в страну и учились то в одной, то в другой высшей школе, привлеченные славой преподающих там ученых. Распрост­раненными формами занятий в университетах были лекции (по-латински «лекцио» — чтение) — преподаватель, назы­вавшийся профессором или магистром, читал отрывки из книг и пояснял их содержание, а студенты на слух записы­вали высказанные им мысли: такая форма занятий объяс­нялась тем, что рукописные книги стоили дорого и далеко не все студенты их имели; диспуты (по-латински «диспута-ре» — рассуждать, спорить) — словесные споры на заранее объявленную тему; участники диспута (они могли быть как преподавателями, так и студентами) защищали свою точку зрения, ссылаясь на Библию и сочинения церковных писа­телей; темы диспутов нередко были далеки от жизни (на­пример, «Сотворен ли человек в раю?», «Может ли дьявол придавать людям вид животных?»), но участие в них раз­вивало у спорящих умение доказывать свои мысли, исполь­зовать накопленные знания. В XV в. в Европе было более


60 университетов. Преподаванием права славился универ­ситет в Болонье (Италия), медицины — университет в Са-лерно (Италия), богословия — университет в Париже. При­обрели известность также университеты в Оксфорде (Анг­лия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).

Большинство жителей средневековой Европы было не­грамотно, поэтому важное место в литературном творче­стве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры (бродячие ак­теры), выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во вре­мя празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записы­ваться. Среди них французская.поэма «Песнь о Роланде», посвященная описанию героической гибели одного из вое­начальников Карла Великого в борьбе с испанскими ара­бами. Немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах» содержит предания, восходящие ко времени Великого переселения народов и создания германских королевств на территории Западной Рим-ской империи. В ХП—XIII вв. наряду с бе­зымянными жонглерами творили поэты, имена которых были известны при дворах королей и знатных сеньоров Европы: например, поэты-рыцари Бертран де Борн, Валь­тер фон дер Фогельвейде, поэтессой была и Алиенора, экена английского короля Генриха II. Они прославляли в сти­хах военные подвиги рыцарей, оплакивали смерть близ­ких, воспевали любовь. Во Франции этих поэтов называ­ли трубадурами, в Германии — миннезингерами.

В процессе возникновения городов их обитатели созда­вали свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане. К произведениям городской литературы относится стихотворный «Роман о Лисе», в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса — изворотливый и умный горожанин.

Одним из самых знаменитых поэтов Средневековья был итальянец Данте Алигьери (1265—1321 гг.). Он создал по­эму, названную им «Комедия» (позднее «Божественная ко-


медия»}. В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир — ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай. Данте знал и любил древнеримскую литературу, в поэме его проводни­ком по аду и чистилищу представлен прославленный рим­ский поэт I в. до н. э. Вергилий. В ад Данте помещает жестоких правителей, скупцов-стяжателей, своих личных врагов. Самое страшное наказание в описании ада, сделан­ного Данте, уготовано предателям (убийце Цезаря Бруту, предавшему Христа Иуде и другим) — их грызет Дьявол.

До XI в. в средневековой Западной Европе почти не велось каменное строительство. В XI—XII вв. повсемест­но возводятся каменные замки, монастыри, храмы. Все эти постройки имеют толстые, гладкие стены с небольши­ми окнами, массивные колонны, поддерживающие пере­крытие, мощные башни, полукруглые арки. Не только замки, но храмы и монастыри напоминали собой крепости и служили убежищем окрестному населению во время во­енных действий. В новое время такие постройки назвали романскими (от латинского слова «Рома» — Рим). Дей­ствительно, средневековые строители изучали развалины древнеримских сооружений и заимствовали у римлян не­которые строительные приемы (например, полукруглую арку). До наших дней сохранились десятки романских построек, например: замок Тауэр в Лондоне, собор в Шпай-ере — место захоронения германских императоров, собор Сен-Лазар в Отене (Франция), украшенный знаменитым рельефом, изображающим Страшный суд, и др.

С возникновением и ростом городов стал складываться новый стиль в архитектуре — готический. Название воз­никло в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.), оно происходи­ло от имени германского племени — готов — и носило уни­чижительный характер, готический, — то есть, варварс­кий, непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми. Мы продолжаем пользоваться этим названием, хотя оно неудачно, так как постройки создавались не готами, а французами, немцами, англичанами и другими народами Европы. Готические по­стройки по справедливости считаются замечательными про­изведениями средневекового искусства. Готические соборы,


к примеру, отличались более тонкими, чем в романских сооружениях стенами, увенчанными остроконечными ба­шенками, большими окнами, стрельчатыми арками. Готи­ческий собор являлся самым высоким зданием города и главным его украшением. Он был возведен на высоком мес­те и виден издалека. В строительстве собора обычно уча­ствовало все население города. Большие окна готических соборов заполнялись витражами — картинами на библейс­кие темы, собранными из кусков цветного полупрозрачного стекла. К числу самых знаменитых готических построек можно отнести собор Парижской Богоматери, соборы в Рей­мсе и Шартре (Франция); в Магдебурге и Наумбурге (Гер­мания); в Солсбери (Англия); ратуши — в Штральзунде (Германия), в Брюгге (Бельгия) и многие другие. Романс­кие и готические соборы украшались скульптурами, изоб­ражающими Иисуса, Богоматерь и святых. В некоторых соборах ставили статуи королей и знатных сеньоров, вне­сших пожертвования на строительство собора.

Средневековые богословы не только толковали Библию, но и высказывали собственные мысли. Выдающийся мыс­литель Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) имел свою школу в Париже. Как и другие богословы, он считал, что Священ­ное Писание лежит в основе всякой мудрости. При этом Абеляр полагал, что человек может с помощью разума до­бывать и новые знания. Он учил, что мысли и утвержде­ния, высказанные папами и знаменитыми богословами, дол­жны быть проверены логическими рассуждениями. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания наиболее почитаемых католической церковью богословов («отцов церкви»). Своей книгой Абе­ляр доказывал, что при оценке чужих мыслей и мнений, нередко противоречивых, следует полагаться на свой разум и умение рассуждать. Чтобы верить, утверждал он, надо понять то, во что ты веришь. Абеляр, таким образом, по­ставил разум выше слепой веры. Против Абеляра выступи­ли многие богословы и священнослужители. Его сочинения были осуждены, а самого Абеляра вынудили уйти в монас­тырь. Главным противником Абеляра был другой знамени­тый богослов Бернар Клервосский (1090—1153 гг.). Он не верил, что слабый человеческий разум может познать тай-


ны мироздания. Людям, по его мнению, остается только молиться и ждать, когда Бог дарует им озарение и приотк­роет частичку этих тайн. Бернар полагал, что «нерассуж-дающая» вера в Бога выше разума.

Крупнейшим и наиболее почитаемым церковью мыслите­лем был сын итальянского графа Фома Аквинский (1225— 1274 гг.). Его главное произведение «Сумма богословия» со­держит изложение и обобщение основ вероучения христиан­ской церкви. Фома утверждал, что вера не может противо­речить разуму: если выводы, к которым приходит человек путем собственных рассуждений, противоречат учению цер­кви, значит эти рассуждения неверны. По мнению Фомы, одни положения христианской религии можно понять разу^ мом (например, существование Бога, бессмертие души), дру­гие же разуму недоступны, в них можно только верить (на­пример, в Троицу — то есть, в то, что Бог один и одновре­менно существует в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой). Фома Аквинский изучил сочинения древнегре­ческого ученого Аристотеля. Вслед за ним Фома считал луч­шей формой правления монархию; подобно Аристотелю он полагал, что жестокого и несправедливого монарха народ вправе лишить власти. По мнению Фомы, все земные госу­дари должны повиноваться папе римскому. Руководители церкви называли Фому Аквинского «всеобщим наставником».

Споры ученых богословов друг с другом были непонят­ны простым верующим. Большее влияние на них оказывали не богословы, а странствующие монахи, выступавшие с про­поведями на площадях городов и деревень. Самым знамени­тым из них был уроженец итальянского города Ассизи — Франциск (1182—1226 гг.). Он был сыном зажиточного торговца, но ушел из семьи, отказался от богатства и стал жить за счет подаяний. Франциск проповедовал в Ита­лии, Франции, Испании. Он призывал к смирению, отка­зу от имущества, любви ко всем Божиим созданиям — лю­дям, зверям, птицам, растениям. Ученики и последовате­ли Франциска странствовали по Европе, призывая следо­вать заповедям Христа. Папа Иннокентий IH имел встре­чу с Франциском Ассизским и дал ему свое благословение; он разрешил создать орден (организацию) странствующих монахов — францисканцев.


Начало Возрождения* В XIV в. в городах Италии ста­ло складываться новое представление о человеке и смысле его существования. Если богословы учили, что целью че­ловека должно быть достижение загробного блаженства, то многие итальянские мыслители XTV — XV вв. ратовали за ценность именно земной жизни. Они полагали, что че­ловек своими собственными силами может добиться всего, чего он хочет,— счастья, успеха, богатства, славы. Такому отношению к человеку и его возможностям способствовал образ жизни итальянских горожан того времени. Многие из них отправлялись ради знаний или наживы в далекие путешествия, открывали мануфактуры (крупные промыш­ленные предприятия, основанные на ручном труде наем­ных рабочих) и банки, вели обширную торговлю. Благо­даря своим знаниям, смекалке, проявленной инициативе, умению рисковать, вере в собственные силы они нередко обогащались. С ними вынуждены были считаться короли и знатные сеньоры, которым они давали в долг большие деньги. Образованные люди Италии начали говорить и писать о неограниченных возможностях человеческой лич­ности, о том, что человек сам является хозяином своей судьбы. Обоснование своих взглядов они искали в истории Древней Греции и Рима, в произведениях античных писа­телей, память о которых никогда не исчезала. Античное общество казалось им образцовым, а греки и римляне, по их мнению, обладали физическим и нравственным совер­шенством. Итальянские мыслители полагали, что своей деятельностью они возрождают античную культуру, под-. линный латинский язык, на котором некогда говорили Цицерон, Цезарь, Вергилий. Поэтому свое время они ста­ли называть Возрождением. Поскольку в центре интересов ученых и писателей эпохи Возрождения находился чело­век и его дела, их назвали гуманистами (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Крупнейшими гуманистами были поэт Петрарка (1304— 1374 гг.), особенно прославившийся своими стихами к воз­любленной Лауре, писатель Боккаччо, автор сборника рас­сказов «Декамерон», ученый Пико делла Мирандола (1463— 1494 гг.), провозгласивший в одном из своих сочинений «Великое чудо есть человек!». В XV в. идеи итальянских


гуманистов распространились по всей Европе. В Германии, Франции, Англии появились мыслители, знакомые с их сочинениями и разделявшие их взгляды. Важную роль в широком распространении данных воззрений сыграло изоб­ретение книгопечатания. Около 1445 г. немецкий ремес­ленник Иоганн Гутенберг изобрел способ печатать книги: он отливал из металла выпуклые буквы, из которых со­ставлялись слова и строчки. Буквы покрывались краской и отпечатывались на бумаге (которая появилась в Европе в ХШ веке). Отныне стало возможным печатать дешевые книги, доступные не только тем, кто имел средства приобретать дорогие рукописи, но и большинству грамотных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.