КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В XiX в
Развитие культуры в странах Западной Европы Наука к техника. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых все более совершенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являющиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию происхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX — XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Джен-нер создает вакцину против оспы, Л. Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим достижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигаются значительные успехи в области диагностики и хирургии. Результатом этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических новшеств. Европейские ученые добились значительных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. аме-
риканец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат. в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания, «Отцами» современного автомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К* Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыденным явлением. Литература и искусство. Начало XIX века было ознаменовано борьбой таких противостоящих друг другу течений, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверенность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в., а также индустриализацией, коренным образом менявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти от? повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведениях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и художников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявлялись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре исторического романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живопись. Крупнейшими художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из ре-
8. Зак. 606 волюционных событий в Европе первой половины XIX века. К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составляла проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Диккенса, социальных «панорамах» О, Бальзака, объективном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских художников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изображавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных революционным событиям во Франции 30 — 40-х гг. С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые материалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создаются роскошные здания с пышными нагромождениями лепных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изяществом. В конце XIX в. в архитектуру проникают последние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня; в США начинают сооружаться небоскребы. Все эти новые явления выступали в качестве своеобразной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и величия западного мира.
Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого течения, которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др. Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, перестает быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются многочисленные публичные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство в XIX веке отражала все важнейшие изменения в жизни западной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного социально-экономического развития, происходившего в это время.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |