Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечественного государства и права 28 страница




Административное законодательство. В первый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры как в местностях театра военных действий, так и вне их. В районе военных действий военную цензуру осуществляли штабы главнокомандующих армиями и военных округов. В местностях, не входивших в район те­атра военных действий, органами военной цензуры были Главная военно-цензурная комиссия при главном управлении генерального штаба, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры. На­ряду с органами военной цензуры сохранялся прежний административный надзор как за типографиями, так и за книжными магазина­ми. В Положении о военной цензуре подчеркивалось, что военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Большая роль в обнаружении нарушения постановления отводилась жандармам и полиции. Виновные в нарушении правил о военной цензуре привле­кались к суровой уголовной ответственности.

Все местности России, не находившиеся на военном и осадном положении, согласно указу от 24 июля 1914 г. о принятии исключи­тельных мер по охране во всей империи порядка и общественной безо­пасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны.

28 июля 1914 г. был издан указ, установивший правила, которы­ми Россия руководствовалась во время войны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. Въезд этих лиц в Россию допус­кался с особого в каждом случае разрешения соответствующих влас­тей. Торговые суда неприятельских государств, застигнутые в русских портах, задерживались, а строящиеся для иностранцев суда, предна­значавшиеся для обращения в военные, подвергались конфискации. Указ предписывал на основах взаимности соблюдать международные договоры о поведении воюющих государств, а также о правах и обя­занностях нейтральных государств.

1 сентября 1916 г. царское правительство издало Положение, по которому министерство внутренних дел или лицо, им уполномочен­ное, получило право закрывать любое народное собрание или собра­ние общественных организаций, их комитетов и иных исполнитель­ных органов. Это Положение давало простор для административного произвола и было направлено против демократических и революци­онных организаций.

Финансовое законодательство. В период войны царское правитель­ство увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые. Был по­вышен налог на землю и наследство, на зрелища. Введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы. Увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости — сахар, спички, керосин; повышалась квар­тирная плата, стоимость проезда в городском транспорте. Таким об­разом, бремя новых налогов ложилось в основном на плечи трудя­щихся.

Гражданское право. В военное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запа­сов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса, овощей и других продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды). Все промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в прину­дительном порядке.

Был издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении; военнообязанным, призванным в действующую армию, разрешалось расторгать дого­воры найма квартир. Просроченные заклады этих лиц не могли про­даваться с аукциона до конца войны. Было введено страхование мор­ских судов, грузов и фрахта от военной опасности.

Трудовое законодательство. В период войны царизм, проводив­ший политику содействия буржуазии и защиты ее интересов, ликви­дировал ту незначительную нормативную регламентацию фабрич­но-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничением эксплуатации. В 1915 г. Советом министров было из­дано Положение о ликвидации ограничений использования детско­го и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, на которые могли привлекаться женщины и дети, не достигшие 15 лет, в камен­ноугольной промышленности. Хотя это законодательство касалось лишь предприятий, выполнявших военные заказы, фактически им пользовались все капиталисты. И кроме того, в то время на предпри­ятиях, выполнявших заказы военного ведомства, работало подавля­ющее большинство рабочих.

Уголовное право. Законом от 14 ноября 1914 г. были внесены из­менения и дополнения в Воинский устав о наказаниях 1869 г. По это­му закону военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недобро­качественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение та­ких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылки на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.

В обстановке растущего революционного движения в армии 12 января 1916г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от не­сения военной службы, который ужесточал уголовную ответствен­ность за эти виды преступлений. Виновные в побеге со службы в во­енное время подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Лица, совершившие побег к неприятелю или пытавшиеся его совер­шить, подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни.

* * *

Война внесла определенные изменения в государственный меха­низм и право Российской империи, однако они не были принципи­альными и даже сколько-нибудь существенными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на го­сударственное управление, развивался процесс сращивания государ­ства и монополий. Буржуазия рвалась к власти. Но в годы войны обос­трились и всякого рода противоречия, характерные для тогдашней России,— противоречия между трудом и капиталом, борьба кресть­ян за землю, национальные конфликты. В стране назревала револю­ционная ситуация.

Глава 20. Государство и право в период Февральской революции (февраль — октябрь 1917 г.)

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демокра­тическая революция. В отличие от первой она закончилась победой — свержением царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное.

§ 1. Государственный строй

В результате Февральской буржуазно-демократической револю­ции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления, в этом отноше­нии Россия догнала передовые капиталистические страны. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая факти­чески установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сен­тября 1917 г буржуазным Временным правительством, но оконча­тельно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию. Правые партии еще надеялись при помощи Учредительного собра­ния восстановить монархическую форму правления. Об абсолютной монархии в условиях развития революции не могло быть и речи, саму буржуазию это также не устраивало. Однако надежды на установле­ние в России конституционной монархии у лидеров буржуазных пар­тий сохранялись на протяжении всего периода от февраля к октябрю.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собра­ния, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. Функции и полномочия Вре­менного правительства никем не определялись, фактически оно вре­менно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после по­беды революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемни­ком старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Се­ната приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы про­должало дело царского Совета министров. Возглавил Временное пра­вительство князь Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отре­чении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр пред­ставлялся на утверждение Сенату. Правда, Временному комитету Государственной думы удалось добиться того, что список нового со­става при изменениях в правительстве давали ему на утверждение.

Оформление членов правительства через Сенат представляло со­бой чистейшую формальность. Он не имел никакого значения в созда­нии механизма новой власти и управления. Реальное влияние на оформ­ление правительства оказывали Петроградский Совет рабочих и сол­датских депутатов, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов.

Положение Временного правительства на протяжении всего пе­риода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к так называемой министерской чехарде, к не­возможности последовательно проводить какую-либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли поиски наибо­лее приемлемых форм приспособления правительства к продолжав­шемуся революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования являлись коалиционные составы правительст­ва, когда в него входили министры-социалисты.

Крайняя неустойчивость правительственных органов лишала бур­жуазию возможности проводить в жизнь то, что соответствовало ее интересам, революционная ситуация в стране вынуждала идти на ком­промиссы, ей приходилось считаться с интересами и требованиями трудящихся классов. ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Петроградский Совет (до перехода его к большевикам) не достав­ляли буржуазии особых огорчений. С ними лидеры буржуазных партий легко договаривались. Буржуазия панически боялась боль­шевиков и руководимого ими движения народных масс.

Коалиционные составы правительства не могли обеспечить устойчивость Временного правительства. Такие правительства воз­никали потому, что под давлением революционного движения масс буржуазия не могла, хотя этого очень хотела, одна оставаться у влас­ти, а мелкобуржуазные партии имели реальную возможность взять на себя ответственность за государство, но боялись властвовать одни, без буржуазии.

В советской литературе встречалось утверждение, что после Фев­ральской революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное утверждение не имеет оснований. Движение народных масс стало мощным, и не было силы, которая могла бы остановить демократи­ческие преобразования. Это оказало влияние и на госаппарат. Вре­менное правительство делало отчаянные усилия для сохранения в неприкосновенности царского государственного аппарата, который в основном устраивал буржуазию, поскольку в его организации на­шел отражение многовековой опыт подавления эксплуатируемых масс. Революционный народ решал этот вопрос иначе. Он начал ло­мать наиболее ненавистные трудящимся учреждения царского ре­жима. Пролетариат начал разбивать царский государственный ап­парат, и в первую очередь полицию и жандармерию.

Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в непри­косновенности старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того, что уже совершилось в результате революционных действий народных масс. Последовало упразднение департамента полиции, отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Кроме того, пришлось упразднить также Особое присут­ствие правительствующего сената, так как орган, который расправ­лялся с революционерами и демократическими деятелями, особенно ненавидели народные массы. К значительным достижениям относи­лось исчезновение в России старой системы политического сыска. Временное правительство не делало даже попытки вновь создать сис­тему этих органов, так как понимало, что в условиях революционно­го подъема такое мероприятие привело бы к немедленному краху власти буржуазии.

Взамен Департамента полиции Временное правительство созда­ло в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занима­лись политическим сыском, оставались работать в новом учрежде­нии, которое по своему составу и методам деятельности было весьма реакционным. Революционные и демократические элементы (особен­но большевики), представители трудящихся классов не допускались в Главное управление по делам милиции.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвиди­ровать такие одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, даже не собирались, но были упразднены только 6 октября 1917 г.

После свержения царизма бывший император Николай П с семьей содержался в роскошном дворце Царского Села, хотя народ требо­вал, чтобы его поместили в Петропавловскую крепость. Делались попытки отправить бывшего царя с семьей в Англию, но переговоры но этому вопросу закончились отказом со стороны правительства Англии, которое испугалось сопротивления парламента и обществен­ности. Николай Романов с семьей так и оставался в Царском Селе под охраной гвардии. Сохранялся в миниатюре двор бывшего мо­нарха, что требовало весьма значительных расходов. Под давлением народа Временное правительство вынуждено было сослать царскую семью в Тобольск.

Временное правительство создает некоторые новые звенья цен­трального государственного аппарата. Проблема правового регули­рования трудовых отношении вызвала необходимость появления Министерства труда. Оно не ставило своей задачей вводить 8-часо­вой рабочий день, увеличить зарплату рабочим, проводить другие ме­роприятия по улучшению условий работы на заводах и фабриках. Ос­новная функция этого министерства состояла в том, чтобы прими­рять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились проекты нового законодательства.

Среди новых министерств создаются Министерство продоволь­ствия и Министерство призрения (ведало благотворительными уч­реждениями). Обстановка вызывала озабоченность правительства со­стоянием народного хозяйства страны. В этих целях учреждаются Экономический совет — для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет — для регу­лирования хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения ока­зались бесполезными, так как подобные "меры не могли остановить дальнейший развал народного хозяйства.

В августе был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу сохраня­лось прежнее учреждение, только под другим названием.

В марте 1917 г. при Министерстве юстиции учреждается так на­зываемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Результаты ра­боты комиссии нашли отражение в опубликованном сборнике доку­ментов под названием «Падение царского режима». В нем помещались результаты допросов (а иногда и сам ход допросов) ряда высших чи­новников — прежде всего бывших министров внутренних дел и быв­ших директоров Департамента полиции. Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического сыска, связями дво­ра с Германией, а также другими вопросами, которые компромети­ровали бывшего царя и его окружение. Работа комиссии имела целью показать населению, что Временное правительство хочет разобрать­ся в злоупотреблениях должностных лиц царского режима. Некото­рых бывших чиновников арестовали, а затем освободили по моти­вам отсутствия в их действиях составов преступлений, так как их поведение соответствовало действующим тогда законам. Подобный вывод комиссии, безусловно, противоречил революционному правосознанию трудящихся классов. По мнению Керенского отсут­ствовали основания и для суда над бывшим царем.

Временное правительство создало также специальную комиссию по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3—4 июля 1917 г. На образование комиссии дали согла­сие лидеры эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача заключалась в организации преследова­ния наиболее видных деятелей партии большевиков. В этот период правительство разгромило редакцию газеты «Правда», отдало при­каз об аресте В. И. Ленина, который в связи с этим перешел на неле­гальное положение. Некоторых большевиков арестовали и держали в тюрьме. Созданием комиссии делалась попытка юридически обос­новать расправу с руководителями большевистской партии.

Временное правительство не успело провести Учредительного собрания. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее из­бирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. Однако уси­лившееся после корниловского мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II Всероссийский съезд Со­ветов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное прави­тельство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. На нем присутствовали глав­ным образом представители земских, буржуазных и мелкобуржуаз­ных организаций. Представители партии большевиков. Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны, о чем втайне мечтали, по свидетельст­ву управляющего делами Временного правительства В. Д. Набокова, его члены.

Совещание оказало существенную помощь буржуазному прави­тельству, высказавшись за создание третьего коалиционного Времен­ного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган — Временный Совет Республики или Предпарламент — для осуществле­ния контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. В незначительном количестве в него вошли и большеви­ки, подавляющее же большинство там имели буржуазные и мелко­буржуазные партии. Этот орган не имел никакого значения. Буржуа­зия создала его с целью обмана масс, создания иллюзии участия ши­роких слоев населения в государственных делах. В данном случае бур­жуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.

В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии боль­шевиков счел ошибочным участие в Предпарламенте. На первом же заседании 7 октября 1917 г. большевистская фракция покинула этот орган.

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских на­чальников. Вместо них органами государственного управления ста­ли губернские, городские и уездные комиссары Временного прави­тельства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действитель­ности же их положение было крайне неустойчивым, так как им при­ходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправ­ления, Советов и других революционных организаций. Временному правительству приходилось часто менять комиссаров, так как они не справлялись с обязанностями по проведению на местах в жизнь тре­бований буржуазии. Комиссары комплектовались из буржуазных и мелкобуржуазных элементов. На эти должности подлинно револю­ционные деятели не назначались. Так, губернские комиссары по пар­тийной принадлежности распределялись следующим образом: эсеров — 13, кадетов — 11, прогрессистов — 6, меньшевиков — 5, народных социалистов — 3, октябристов — 1, беспартийных — 2. В большинстве случаев комиссарами являлись земские деятели и при­сяжные поверенные.

После победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправле­ния. Идет процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волост­ные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы, руководили этими учреждениями советы дум этих городов.

В местные органы самоуправления входило много демократичес­ких деятелей, там были и большевики. В связи с тем что в местных органах милиции Временного правительства имелось много демок­ратических элементов, она в большинстве случаев занимала нейтраль­ную позицию либо сочувственно относилась к трудящимся.

Партия большевиков, конечно, пыталась овладеть правитель­ственной милицией и привлечь ее на сторону революционного наро­да. В результате некоторые комиссариаты милиции Петрограда возглавляли большевики. В Минске во главе городской милиции Вре­менного правительства стоял видный деятель большевистской пар­тии М. В. Фрунзе. Большевики возглавляли также комиссариаты ми­лиции в ряде городов Сибири. На местах сложилось такое положение, что Временное правительство не могло использовать милицию для подавления революционного движения народных масс.

Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде всего последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система остава­лась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г.

Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать создание революционных судов, возникших по ини­циативе трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действо­вали в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде решались большинством го­лосов, ибо все его члены имели равные процессуальные права. Су­дебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступа­ли в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Одна­ко министр юстиции в порядке надзора мог отменить любой приго­вор временного суда. Просуществовали временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам буржуазии.

Временное правительство не пыталось сломать систему царских тюремных учреждений, но было вынуждено несколько смягчить ре­жим отбывания наказания в местах заключения. Последовала отме­на наказаний розгами, одевания наручников и кандалов, применение смирительной рубашки. Отстранялись от работы наиболее реакци­онные тюремные служащие, но существенной чистки тюремного пер­сонала не проводилось. Личный состав работников мест заключения в основном сохранился.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требо­вали решения аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, в апреле 1917 г. Временное прави­тельство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их главная за­дача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рас­смотрение Учредительного собрания. Создав видимость заботы о крестьянах, буржуазия и помещики надеялись их успокоить, отвлечь от самочинных действий. В главный, губернские и уездные земель­ные комитеты входили представители реакционного чиновничества и мелкой буржуазии, которые поддерживали Временное правитель­ство. Однако в отношении низового, самого массового звена — во­лостных земельных комитетов — буржуазия и помещики просчитались. Они оказались в большинстве крестьянскими. Большевики поддер­живали эти комитеты, которые возглавляли борьбу крестьян за землю.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городс­кие и волостные продовольственные комитеты), в которых преобла­дали представители буржуазии. Была введена хлебная монополия, имевшая целью ограничить спекулятивные возможности частников. Однако в комитетах сидели те же частники.

Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал развет­вленный бюрократический аппарат, который погряз в бумажной во­локите и не был способен к каким-либо полезным действиям. Только в европейской части России функционировали 49 губернских, 501 уездный, 627 городских, 1052 волостных комитета. Вся эта махина практически ничего не сделала. Создавалась только видимость забо­ты о продовольственных нуждах населения. А продовольственный кризис все больше обострялся и усугублялся. Приближалась немину­емая катастрофа, назревал голод.

§ 2. Право

У буржуазии не было намерений коренным образом ломать пра­во, действовавшее во времена царизма. Оно могло выполнять волю и нового господствующего класса. Идеологи буржуазии в обоснование отказа Временного правительства от существенных шагов по изме­нению законодательства выдвинули идею непрерывности правопо­рядка, согласно которой в государстве должно сохраняться действие старых законов вплоть до созыва Учредительного собрания. Только оно правомочно внести те или иные изменения в законодательство.

Оставались в силе основные источники права, которые действо­вали при царизме. Все же в области государственного права произош­ли существенные изменения, которые вводились иногда путем при­нятия Временным правительством соответствующих актов. Иногда оно санкционировало то, что уже было совершено непосредственно действиями революционных масс. Таким образом, наиболее одиоз­ные монархические законы отменялись, вступали в действие новые правовые нормы.

Прежде всего последовала отмена Основных государственных законов 1906 г., которые подробно регламентировали права импера­тора, имущественные и другие права императорской семьи, закреп­ляли сложившуюся при царе организацию государственного аппара­та, права и обязанности важнейших центральных государственных органов.

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов все­общего равного прямого и тайного голосования, наиболее демокра­тичное для своего времени.

Неизмеримо увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы после победы Февральской буржу­азно-демократической революции российские граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати, собра­ний, демонстраций и др. Некоторые из политических свобод предус­матривались еще царским законодательством, но в условиях цариз­ма они осуществлялись с большими препятствиями.

Буржуазия после ликвидации двоевластия стремится ограничить те политические свободы, которыми народные массы стали пользо­ваться после победы буржуазно-демократической революции. 28 июля 1917г. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать всякие со­брания и съезды, которые нецелесообразны по мотивам военной и государственной безопасности. Одной из причин принятия этих мер являлось стремление поставить в нелегальное положение VI съезд РСДРП(б).

Временное правительство не стремилось к установлению полно­го равноправия граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и др.).

Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные ре­волюционным творчеством пролетариата фабрично-заводские коми­теты как органы рабочего представительства. Однако в соответству­ющем законодательном акте ограничивались функции фабзавкомов, которые в связи с этим были вынуждены многие мероприятия прово­дить явочным порядком (установление рабочего контроля за произ­водством и распределением, введение 8-часового рабочего дня на предприятиях и др.).

Временное правительство создало специальный орган — Юриди­ческое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наи­более важных законодательных актов, в том числе и к предстояще­му, но все время откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подго­товкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган — Особое совещание. Юриди­ческое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, име­ющие значение для законодательства.

Юридическое совещание образовало комиссию, состоящую из специалистов в области государственного права для подготовки тек­ста проекта конституции. Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия объявлялась рес­публикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двухпалатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думу. Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но несколько изменила его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.