КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П.Я. Чаадаев
Общественное движение во второй четверти XIX в. Политика в области образования. К середине XIX в. в России наряду с Московским университетом существовали Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский университеты. Высшее образование, равное университетскому, давали лицеи: Царскосельский, Демидовский (в Ярославле) и др. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и Институт корпуса инженеров путей сообщения. В Москве открылись ремесленное училище и Московская земледельческая школа. В училища технического и сельскохозяйственного профиля принимали и детей разночинцев. Особое внимание уделялось подготовке военных кадров. Были открыты Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу правления - 77. Главное место в правительственной идеологии занимало понятие «официальной народности», заключавшееся в толковании роли русского народа как хранителя патриархальных традиций, чуждого революционным идеям мятежного Запада. Потому поощрялись стихи поэтов, выходцев из крестьянского и купеческого сословия (Ф. И. Слепушкина, А. В. Кольцова), широко пропагандировалась опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», поощрялись картины на крестьянскую тему А. Г. Венецианова. Сама теория «официальной народности» пропагандировалась в лекциях профессоров Московского университета - историка М. П. Погодина и литературоведа С. П. Шевырева, в произведениях таких писателей, как Н. В. Кукольник, И. И.Лажечников и М. Н. Загоскин. Немалую роль в пропаганде теории «официальной народности» сыграл граф С. С. Уваров, ставший с 1833 г. министром народного просвещения. Он сумел доказать Николаю 1, что науки при опоре на исконные русские начала - православие, самодержавие и народность - станут надежной опорой трона, поскольку его основой станет «истинно русское просвещение». Но в 1848 г. в связи с началом европейских революций ситуация изменилась. В поисках крамолы в России руководители III Отделения и некоторые высшие чиновники государства стали обвинять Уварова, что под его знаменитым лозунгом кроется попустительство свободомыслию. Перестроиться на новый курс правительства, направленный на репрессии, Уваров не захотел и в октябре 1849 г. подал в отставку. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал в глубокий пессимизм, считая, что всякое революционное движение пагубно для России, которую спасет лишь сближение с католическим Западом. Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места». Николай 1 приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н. И. Надеждина. О самой статье император сказал, что «содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием лучшим московским медикам ежедневно проводить освидетельствование физического состояния Чаадаева как душевнобольного. Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относились с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения - западников и славянофилов.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |