Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые течения в художественной культуре




Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распро­страняться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало за­рождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идей­но-художественной программы, но всех его сторонников объ­единяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.

Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрес­сионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э. Мане, Э.Дега, О. Ре­нуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма счита­ются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает осо­бое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.

Самые смелые поиски новых художественных форм вели пред­ставители течений, объединявшихся под общим понятием аван­гардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовиз­ма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала ХХ в. В. Кандинским, К. Малевичем, М. Ларио­новым и др. Наиболее выдающимися представителями авангардист­ских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Ма­тисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С.Дал и (сюрреализм). Во многих произведениях этих живописцев нашли отражение со­циально-политические противоречия того времени. Например, од­ним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герни­ка», посвященная памяти жителей испанского городка, погиб­ших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную извест­ность получила монументальная живопись мексиканских худож­ников Д. Риверы, Х К. Ороско, А.д. Сикейроса. Их огромные фрес­ки на стенах административных и общественных зданий расска­зывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.

Особым направлением в культуре конца XIX - ХХ вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искус­ство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важ­ным считалось соединение, синтез разных искусств (архитекту­ры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-уни­версал создавал свое про изведение от начала до конца, напри­мер от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявил­ся в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.

Позже в 20 - 30-е гг. ХХ в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В России они получили


название конструктивизма. Появлению этих течений способство­вали распространение новых строительных материалов (железо­бетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой заст­ройки. В этих течениях главное значение имела простота, рацио­нальность здания. Дома имели правильную геометрическую фор­му, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые зда­ния, целые жилые, административные, промышленные комп­лексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал фран­цуз Ш.Ле Корбюзье.

Литература.

В литературе начала ХХ в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т.Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность ли­тература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя « И вос­ходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «поте­рянного поколения» были созданы немцем Э. М. Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Р. Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бес­смысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утра­ченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Дру­гих писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».

В послевоенный период в литературу широко начали прони­кать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные про­изведения авангарда, такие как романы американца Д.Джойса «Улисс», француза М. Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Ф. Кафки «Америка»., «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитнос­тью перед жестоким миром.

Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. За­мятин, О.Хаксли, позже Д Оруэлл) создают фантастические про­изведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек пол­ностью подчинен государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.