Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика




Исидор Севильский – ученый и епископ Севильи, живший в 6-7 веках. Написал этимологии, энциклопедии знаний с объяснениями происхождения терминов. И написал Вестготскую хронику. Первый историк.

Григорий Турский – жил в 6 веке, был потомком галло-римской знати. Называл себя неучем, путал винительный и творительный падежи. Его называют Геродотом варварства. Написал историю Франкского королевства (для образованных) и жития святых (для масс).

Юстиниан стремился подчинить церковь государству. Создал свод права «Кодекс Юстиниана». Делится на старые и новые закон (новеллы), здесь учтены изменения в статусах рабов и калонов. Были отменены наиболее архаические нормы (ограничились привилегии патер фамилии). Формулировка абсолютной частной безусловной собственности.

Ма

Сильно развит калонат, но калоны тоже начинали прикрепляться к земле. Было много вольноотпущенников.

Тво, множество свободных крестьян, которые жили общинами (митрокомиями), которые были податными единицами в гос-ве, которые платили императорам.

При императоре существовал сенат (дань республике), но был и консисторий (гос-венный совет). Гос-во было бюрократическим, но четко организованным. Делилась и на 60 и 100 провинций, делились на диацезы. Огромную роль в управлении играл двор императора. Были целые ведомства, в кот. было очень много иерархически организованных чиновников. Началось взяточничество. Огромную роль в управлении играл Константинополь, где была сосредоточена вся власть. Эпарх – мэр Константинополя, он занимался управлением.

Церковь была разрешена. Главы епархий с центрами в городах долго сохраняли республиканские правила. Они были защитниками и помощниками, а не главами, не власть. Очень много споров и ересей, в спорах участвовали слои населения. Церковь более демократична. Церковь подчинена императору. Государь не обожествлялся, а всего лишь представлял бога на земле, он не был государством, поданные передают ему власть над гос-вом. Выполняет социальный заказ, освященный церковью. Формально народ участвовал в выборах императора. Глас народа – глас бога. Народ империи избранный богом, империя и их и для них. У Бога и императора одни и те же цели: привести народ к счастливой загробной жизни. 1054 год – разделение Христианства на Православие и Католичество.

ссы были активными. Политическая жизнь реализовалась в цирковых партиях: голубые (объединяла в себе крупных землевладельцев) и зеленые (торговцы и ремесленники). Политическая борьба с церковной окраской. Византия не была завоевана варварами, пережила удары кочевников: хазар, печенегов, славян, аваров.

В Восточной Римской Империи дольше сохранялись рабовладельческие устои. Зарождение феодализма относится к концу 6 века. Античность разрушается медленнее. Императоры прилагали усилия к тому, чтобы сохранить античность: Юстиниан правил с 527 — 11 или 14 ноября 565. Избранный император из крестьянской семьи. Мудрый, но жестокий. Прославился тем, что решил восстановить единство Римской Империи. Завоевал Италию, Часть Пиренейского п-ова, разгромил Вандалов в Северной Африке. Но после него все опять начало разваливаться. Хотел сохранить традиционный строй, поэтому собрал римские законы и создал кодекс Юстиниана, где собраны и действующие и не действующие законы. Сформировалось понятие частной собственности.

После смерти Юстиниана гос-во ослабло. К концу 6 века Византия постепенно переходит к феодальным отношениям.

.
10. Организация господствующей элиты в феодальном обществе.
11. Отличительные черты феодальной собственности.
12. Распространение христианства в Западной Европе.
13. Церковь в раннее средневековье


14. Формирование католической и православной христианских церквей
15. Становление средневекового папства.
16. Монашество в средние века

11 век монастырская реформа (клюнийская реформа): устрожение правил для монашества во внутренней жизни. Монастыри не подчинялись светским феодалам. Монастыри подчиняются епископам, архиепископам и папам. Григорий 7 пытается вернуть монашество к прошлой строгости. Возникают Клюнийские монастыри. Монастырей было много, распространились по всей Европе. Центром жизни были не города, а поместья феодалов и монастыри. Бенедиктинский и Клюнийский ордена – старые ордена, созданные в пустынной местности подальше от центров. Могли быть и крепостью, защитой от арабов.

Позже клюнийские монахи тоже приблизились к светскому. Аббаты влезали в политическую жизнь, монахи обмирщали.

Потом в ожидании очередного конца света на рубеже 11-12 веков возникает Цистерцианский орден. От названия монастыря Сито. Создали новый устав на основе Бенедиктинского, но более строгий. Монахи обязаны были заниматься физическим трудом. Монастыри должны быть только в безлюдных, диких местностях, которые надо осваивать. Начался процесс внутренней колонизации (освоение диких пространств под деревни, пашни, пастбища, расселение людей из мест большого их скопления на новые земли, где все надо было делать заново.) Цистерцианцы селились в лесах, на неосвоенных землях и должны были заниматься их освоением. Старые ордена сохранились до 13 века.

Условия жизни монашества в Западной Европе были легче, чем в Византии. У них было двухразовое питание с горячим, спали на тюфяках, ходили не босяком, могли носить и плащи, ведь там холоднее. Бенедиктинцы одевались в коричневую рясу, клюнийцы в черную, а цистерцианцы в белую.

 

 


17. Оформление христианской догматики. Вселенские соборы.
18. Империя и папство в Х-ХП вв. Борьба за инвеституру.

 

18. Духовная культура 5 – 9 в

Культура Раннего Средневековья

Культура складывалась из: наследия античности, варварской культуры, христианской культуры.

Кризис переживали все области римской культуры: право, литература (форма важнее содержания), язык и грамматика, архитектура, строительной и инженерное дело, а также кризис мировоззрения. Культура перестает быть самобытной, переходит к эклектике. Языческие культы в загоне, многое зависят из религии Востока, а потом приходит Христианство. Христианство становится модным, многие не верят на самом деле, лишь делают вид.

Аврелий Августин создал основы христианской догматики и мировоззрения, которые продержались до 13 века (Фома Аквинский). Он был из хорошей семьи, с классическим римским образованием, учил риторику в Милане. Вел беспутную жизнь, пока не остепенился и не обратился к Христианству. Перейдя в христианство, стал епископом Северной Африки (Гиппонский). Создал доктрину «Учение о предопределении». Первородный грех Адама и Евы забрал свободу воли человека, ведь человек теперь в рабстве греха и лишь божье милость спасет некоторых избранных. Они обретают не благодаря своей воли, а через мучения Христа и божью волю.

Павел Орозий - сторонник блаженного Августина. Написал 7 книг против язычников. Августин просил его защитить Христианство от обвинений в гибели Римской Империи. В этих книгах он фиксирует учение Августина и проводит новую мысль о том, что нужно примириться с варварством. Книги стали очень популярными.

Пелагий – противник Августина. Говорил, что воля человека свободна. Для спасения души не нужна помощь бога. Его судили и 17 епископов выступили против осуждения Пелагия.

Были и Полупелагиальные люди, которые считали, что воля у человека своя, но путь следования помогает выбирать бог.

Другое произведение Августина – «О граде Божьем», где говорится о власти неба и земли, что императоры должны выполнять волю неба. Светская власть подчиняется духовной.

К 9 веку варварский элемент культуры становится господствующим. Варвары тоже приняли христианство. Теперь вера объединяет все настроения, представления и мировоззрения. Среди первых монахов было много представителей высших слоев общества. Многие из них становились епископами или аббатами монастырей. Варвары воспринимали христианство, ведь в условиях формирования наследственной королевской власти монотеизм больше подходит.

Но и без античности в культуре никак нельзя. В варварской среде тоже тяготеют к римским формам. В Остготском возрождении мы видим преемственность римской формы. В 493 Теодорих завоевал Италию, сверг Адаакра (сверг Ромула Августула), создал свое гос-во в столице в Ровенне. Это время подъема культуры в остготском королевстве. Теодорих детство и отрочество провел в Константинополе как заложник, где он многому научился. Пытался примирить римлян и варваров в рамках единого гос-ва. Хотел реставрировать римскую гос-венность, но включить в нее свой народ. При нем восстанавливались римские управленческие структуры: сенат, магистратуры, крупные органы самоуправления. Хотел заслужить одобрение византийских императоров, с чьего согласия действия. Его религиозная политика отличалась веротерпимостью. Считал себя преемником римской гос-венность, считал себя в праве разрешать конфликты, устанавливать межгос-венные контакты. Хотел сделать Ровенну равной Константинополю. Ровенна становится международным центром. Расцветает архитектура, восстанавливает римские постройки, перевозит архитектурные детали в Ровенну. В Ровенне были вызолены цирковые представления, театр. Собрал философов (Баэций Кассиодор), устраивал соревнования певцов и писателей. Собирал различные механизмы (вращающийся глобус, водяные часы). Приобщал к культуре свой двор. Культура была латинизированной, в основном образованными были люди латинского происхождения.

Готы считали, что римская система образования не пригодна для варварских мальчиков. Боязнь физического наказания порождает страх перед копьем и мечом. Когда Теодорих умер, знать обвинила его дочь Амаласунту в поражениях и кризисе, потому что она воспитала своего сына в традициях римского образования. А идеалом готского правителя был воин, а не бледный интеллигент.

Боэций и Кассиодор - философы из богатых римских семей. Занимали высокие должности, но их взгляды расходились. Боэций был противником варваров, хотел возродить ромейскую империю. А Кассиодор сотрудничал с варварами. Боэция обвинили в заговоре против Теодориха и говорят, что донес на него Кассиодор. Боэция казнили, но пока сидел в тюрьме – написал философскую элегическую поэму «Об утешении философией». Овладев философией, человек освобождается от всех страстей. Был еще и педагогом. Основой образования служила система 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия (в систему сложились в 5-6 веках). Эти науки служат основой для дальнейшего обучения. Боэций и Кассиодорий разделили науки на первые три и четыре оставшиеся. Это было тяжело для варваров, поэтому появляются упрощенные версии для обучения. Марциан Капелла написал трактат «О браке Филологии с Меркурием». Стали писать энциклопедии, бревиарии, адаптированные переложения. Боэций считал, что нужно создать учебники, где знания систематизируются. Также переводил Аристотеля на латынь. Хотел выработать терминологию, которая соответствует греческой, но понятна современному человеку. Считал, что свободные ис-ва – только ступенька для философии. Признавал самостоятельную роль философии, познаваемость абсолютного божества.

Кассиодор 2 половину жизни провел в воем поместье в Южной Италии, где создал свою школу – Скрипторий. Там переписывались труды античных авторов и работал Кассиодор. Написал хронику остготов, где говорит о пользе сотрудничества с варварами. Говорил о свободных ис-вах, но считал, что основа для них – божественное откровение.

Теодорих построил себе дворец и мавзолей (двухъярусный, восьмигранник). Останков Теодориха там не нашли. Касиодор – 1 средневековый автор

В 6-7 веках культура в упадке. Оставались только монастырские школы. Благодаря монастырям античная культура сохранялась. Монахи переписывали труды античности.

 

19. Крестовые походы на Восток.

11 век – масса событий, Крестовые походы. Крестовые походы – захватнические войны религиозного х-ра. Организатор – церкви. Причины: идейные (служба Господу приобретает новую окраску, рыцарь принесший обеты защищает свою землю и церковь с мечом в руках, это выходит из теории о двух мечах Августина. Предвещался конец церкви и крестовыми походами можно искупить грехи), материальные (стремление рыцарей обогатиться, демографический подъем, внутренняя колонизация, майорат (старший сын наследует землю, остальные становятся безземельными рыцарями), потребность в расширении торговли, желание церкви распространить влияния). Поводы: турки завоевали Иерусалим (Освобождение гроба Господня (Запад), потребность защитить паломников.

Крестовые походы – войны против язычников, процесс отвоевания у арабов и мусульманам земель в Испании – реконкиста. КП – походы крестоносцев в Прибалтику. 13-14 века – КП даже внутренние (Альбигойские походы во Франции).

1095 – папа Урубан2 провозгласил КП. Пропаганда похода. Петр Пустынник вел эту агитацию. Результат – нулевой Крестовый поход – поход бедняков. Привлекала возможность избавиться от грехов и поправить свое материальное положение. Шли через Балканы. Без еду, одежды, оружия, из-за этого вершили насилие, за это получают в ответ. Пришли и рассеялись.

Еще один ненумерованный Крестовый поход – детский.

1096 – 1 Крестовый поход феодалов. Самостоятельно шил из разных частей Европы. Готфрид Бульонский из Лотарингии, Боэлиунт Торентский из Италии, Реймонд Тулузский из Тулузы, Роберт, они расчитывали на помощь императора Византии, которая переправила их в Малую Азию. Крестоносцы победили и создали несколько крестоностских гос-в (Эдесское Юг Малой Азии. Его создал Бандурин Фландерский; Антиохейское гос-во. Создал Боэмунд Торентский; Графство Триполи; королевство Иерусалимское. Готфрид Бульонский) – это были чисто военные феодальные гос-ва. Крестьяне – местные. Классическая феодальная иерархия. Первые 3 гос-ва подчинялись Готфриду Бульонскому, службу несли год, органы управления – королевская курия, съезды вассалов, ограничение власти короля. Большую роль играет церковь. Духовно-рыцарские тамплиеры. Военно-оборонительные функции. Гос-ва очень непрочные, далеко от Европы, поэтому мало подходящих сил. Со всех сторон окружены врагами. Гос-ва не дружны. 1261 – крестоносцы вытеснены на побережье Средиземного моря.

1147-1149 – 2 Крестовый поход. Связан с тем, что мусульмане завоевали Эдессу.

1189-1192 – 3 Крестовый поход. Саллавим овладел Иерусалимом в 1182 году. Возглавили поход 3 короля: Ричард Львиное Сердце, Филипп 2 Август, Фридрих Барбаросса. Филипп на полпути вернулся домой, Фридрих договорился с Салладином о походе на Византию, но утонул, а Ричард взял Кипр и там женился. Но в целом поход неудачный. Иерусалим не вернули.

1202-1204 – 4 Крестовый поход. По приказу Иннокентия 3. Задумали против Египта, а закончился разгромом Византии. С разгромом помогала Венеция за то, что бы они помогли разграбить еще и соперника Венеции. А еще разграбили Константинополь (как плату за помощь царевичу Алексею). Византия распалась. Право правопреемник – Латинская империя (осколок Византии). 1264 – восстановлена часть Византийской империи. Середина 15 века – от Византии остался только Константинополь и пара островов. 1453 – Византия пала от турок окончательно. За это время Венеция и Генуя грандиозно разжились. Наивысшее могущество Венеции. Война Венеции и Генуи, в которой Генуя победила. То, что завоевали крестоносцы в этот раз называется Латинской Романией.

Крестовые походы пошли по угасающей, из-за упадка идеи. Королевская власть усиливается и рыцари идут на службу королю. Крестовые походы предпринимались до 16 века против турок, мусульман, которые захвали Балканы под католическим началом. Новые Крестовые поход провозглашались, но идея уже плохо работает.

Духовно-рыцарские ордена – третий тип духовных орденов Западной Европы. (Монашеские, нищенствующие, духовно-рыцарские). Самые знамениты: Тевтонский, Тамплиеров, Госпиталиеров (Ионтиы, Родосские, Леальтийские), а также Меченосцы. Реконкиста: Сантяго, Калатрава, Алькатаро. Суть: их братия не жила в монастырях. Рыцари давали обеты и обязались воевать за Христа. Задача: заботиться о паломниках и крестоносцах (лечить, охранять). Приобрели почет и богатство, но потом перебрались в Европу.

Тевтонский орден и Меченосцы пошли в Польшу, Тевтонцы создали там гос-во Пруссия.


20. Возникновение и развитие средневекового города

))
21.Организация ремесла в средневековом городе.

))

22. Борьба городов с сеньорами.

))
23. Развитие товарно-денежных отношений и изменение в положении крестьянства в классическое средневековье.
24. Пути политического развития стран Западной Европы в классическое средневековье.
25. Королевская власть во Франции в ХIХVвв.
26. Английская монархия в ХIХVвв.

 

1.Средние века и феодализм. Терминология, периодизация…

Средние века (Средневековье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), Битва при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу: чья земля, того и вера в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI веков. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало Новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

Феодализм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия. Основой феодализма является феодальный способ производства.

Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.

По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)

В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.

В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин. В современной науке для группы общественно-экономических формаций, включающей в себя феодализм, часто используются замещающие термины: «традиционное общество», «аграрное общество».

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим:

Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношений, характерных для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.