КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Теория и методология исторической науки
Функции истории: · познавательная – выявление закономерностей исторического развития; · прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего; · воспитательна я – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания: 1) история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения; 2) история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события; · практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний; · социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности; · мировоззренческая (методологическая) – формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития. Методом в науке называют совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений. Методы изучения истории (исторического познания): · исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами; · логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей; · проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени; · метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений; · типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков; · синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время; · сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим; · ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления; · идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов; · системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии. Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся : · принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой; · принцип объективности – изучение объективных (то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости; · принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей; · принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |