КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 10. 4 стандартизация теста
Определение надежности методом расщепления Обработка данных 1.Составляется таблица (табл. 10.3.1), где Х 1 i - количество правильно решенных задач i -м испытуемым - показатель успешности работы i -го испытуемого в 1-м тестировании; Х 2 i -показатель успешности работы i -го испытуемого во 2-м; N - объем выборки испытуемых. Таблица 10.3.1 Определение надежности методом «тест-ретест»
Вычисляется коэффициент корреляции r (Х 1, X 2). 2. Задания теста (после повторного тестирования) разбиваются на четные и нечетные. Составляется таблица (табл. 10.3.2), где У 1i, У 2i - количество испытуемых, правильно решивших соответствующую задачу; п - количество задач. Таблица 10.3.2
Для каждого столбца вычисляются средние, дисперсии и корреляция между столбцами. - Проверяется условие применения формулы (1). Вычисляется f. - Вычисляется f по формуле (2).
- Вычисляется f по формуле (3). 3. Составляется таблица (табл. 10.3.3), где р=Хi/N; q=l-p; N –количество испытуемых. Таблица 10.3.3 Таблица результатов
- Вычисляется f 1. Анализ результатов. Сравнивая значения f, полученные различными способами, студенты проверяют, насколько способ вычисления влияет на результат, насколько существенно требование равенства дисперсий, насколько оценка коэффициента надежности чувствительна к количеству заданий теста. Выводы. Делается вывод о ретестовой надежности теста, надежности расщепления, плотности; насколько эти показатели отличаются друг от друга.
Цель работы. Построение шкал теста на основе полученных «сырых» оценок. Определение основных понятий. Стандартизация - приведение оценок теста к виду, сопоставимому с результатами других методик, измеряющих данный признак. Чаще всего это достигается или построением шкал процентилей, или шкал, основанных на z-оценках. Шкала процентилей - разбиение выборки испытуемых на заданное число частей. Опираясь на кумулятивную кривую, процентильное шкальное значение показывает, какая часть выборки испытуемых обладает значением признака, не превосходящим заданное, т. е. с какой вероятностью можно ожидать такие значения признака. Алгоритм построения шкалы. Проверяется гипотеза о нормальном распределении. Если гипотеза не отклонена, то следовательно область изменения вероятности [0,1] разбивается на заданное число частей (4 части - шкала квартилей, 10 частей - шкала децилей, 100 частей - шкала собственно процентилей). По таблице нормального распределения для границ разбиения находится соответствующий квантиль. Этот квантиль является искомым шкальным значением. Z -оценки - выражение шкальных значений в единицах стандартного отклонения (среднеквадратичного отклонения). При выполнении условия нормального распределения оценок, шкалы, основанные на z -оценках, являются шкалами интервалами. Линейное преобразование, допустимое для шкал интервалов, позволяет привести их к удобному виду: S = А + В ´ Z, здесь А - позволяет сдвинуть начало отсчета и освободиться от отрицательных шкальных значений, множитель В изменяет масштаб, что позволяет перейти от дробных к целым шкальным значениям. Z -оценка может быть получена линейным преобразованием:
где х - непреобразованная тестовая оценка; М - оценка математического ожидания (среднее арифметическое); s - оценка среднеквадратичного отклонения; т. е. z -оценка путем центрирования (сдвига точки отсчета в 0) и нормирования (переход к единицам среднеквадратичного отклонения). Если известна вероятность того, что величина признака не превосходит некоторое значение, то 2-оценка будет равна квантилю этой вероятности и может быть найдена из таблицы нормального распределения. Математический аппарат. Критерии проверки гипотезы о нормальном распределении. При выборках объемом больше 50 рекомендуется применять критерий c2. Порядок работы. Даны результаты обследования группы испытуемых (N = 63) с помощью теста Айзенка (см. прил. 10.4.1). Для каждого из показателей (экстраверсии и нейротизма) следует: 1. Построить гистограмму распределения частот. Проверить гипотезу о нормальном распределении с помощью критерия c2. 2. Построить кривую накопленных частот (кумуляту). 3. Построить процентильную шкалу децилей. 4. Построить z -шкалу. 5. С помощью коэффициента корреляции Пирсона проверить гипотезу о статистической независимости показателей нейротизма и интроверсии. Анализ результатов. Из свойств нормального распределения следует, что для показателей теста Айзенка
где М - математическое ожидание, l - размах, s - среднеквадратичное отклонение. Сравните полученные вами оценки с теоретическими. Приложение 10.4.1 Показатель экстраверсии: 4;12;10; 9;14;10; 8; 7; 12; 7;13;17;13; 12;14; 15;18;17; 5; 7;15;12;16; 8;15; 10; 11; 8; 14; 13; 12; 8; 13; 14; 8; 4; 13; 4; 10; 12; 6; 12; 14; 10; 11; 9; 9; 16; 17; 19;10;20;16;11;11;20; 9;11;13; 8;11;11; 6. Показатель нейротизма: 10; 11; 19; 14; 9:20; 7; 20; 20; 19; 9; 7; 10; 14; 18; 13; 11; 15; 9; 11; 13; 19: 17; 19; 16; 8;21;17;16; 5; 16; 15; 13; 21; 14; 10; 4; 19; 12; 20; 21; 16: 21; 7;12;11; 4;13; 13; 6;12;16;23;19;15;17;11; 4;13;22;20;15;15. Занятие 10.5 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)
Вводные замечания. Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм*. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. * Позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности.
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям. Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью. Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка» (рис. 10.5.1): по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности. Рис. 10.5.1. «Круг Айзенка». Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы - А и В которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.
Цель занятия. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Оснащение. Бланк опросника Айзенка (форма А) (см. прил. 10.5.1), ответный лист (форма 38).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 38 Фамилия, имя, отчество......................................................…………………………………. Дата.......……………… Возраст...................…………………………………. Образование.....................................................…………………
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |