КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продолжение прил. 12.5.1
V этап IV этап III этап II этап I этап Диагностика периферических нарушений речи Общие анамнестические данные......................................................………………………………………………….. Психическое и физическое состояние, особенности поведения.................…………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………. Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми…………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Стремления, интересы.........................................................................…………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………. Особенности психомоторного развития....................................................…………………………………………….. Речевая среда и особенности речевого развития........................................…………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Заключение...................................................................................……………………………………………….. Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата: губы..................................................................................................………………………………………….…………. зубные ряды, прикусы..........................................................................………………………………………………… нижняя челюсть...................................................................................…………………………………………………. твердое нёбо......................................................................................…………………………………………………… мягкое нёбо........................................................................................…………………………………………………… язык..................................................................................................……………………………………………………... Заключение...................................................................................………………………………………………… Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп): губы................................................…………………. язык........................................…………………………………. нижняя челюсть...................................................................................………………………………………………….. мягкое нёбо..................................................................................………………………………………………………… задняя стенка глотки.............................................................................……………………………………… Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению): губы.....……………………………………………… язык.............................................……………………………… нижняя челюсть...................................................................................………………………………………………….. мягкое нёбо........................................................................................……………………………………………………. задняя стенка глотки.............................................................................………………………………………………… Особенности мимики и тонуса лицевых мышц............................................…………………………………………. Сопутствующие движения (наличие, особенности)......................................…………………………………………. Состояние общей моторики...................................................................……………………………………………….. Заключение...................................................................................………………………………………………… Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + - правильное произношение, - - отсутствие звука, = - замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, я - искажение звука.)
Заключение...................................................................................………………………………………………… Состояние слуха…………………………………………………………………………………………………………. Дифференциация неречевых звуков…………………………………………………………………………………… Понимание речи и слуховая память……………………………………………………………………………………. Слуховое различие слогов, слов с опозиционными звуками………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Фонематический анализ и синтез……………………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………………………………………………………….. Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации………… ……………………………………………………………………………………………………………………………. Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов. На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищам воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта) Все полученные данные заносятся в протокол обследования (форма 55). На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой: - Губы: в пределах нормы, боковая расщелина - односторонняя, двусторонняя. - Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие. - Прикусы: прогнатия - выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения - выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус - искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. - Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая). - Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина. - Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая. - Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована. В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие). На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий. 1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки - втянуть их. 2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как «маятником». 3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры. 4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п. Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему: - Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные. - Объем движений: полный, неполный. - Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный. - Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений. - Наличие сопутствующих движений (указать какие). - Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый. - Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с. На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков (см. прил. 12.5.1). Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное). По результатам IV этапа обследования - состояние звукопроизношения - необходимо составить заключение по следующей схеме: - при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; - в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается; - нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р¢, л, л¢) (значок «¢» соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков. Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5-2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи: 1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: «Покажи, где висит картина», «Подними правую руку».
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |