Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 14. 1 определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре




XIV. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОТРЕНИНГ, АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА, ПСИХОТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ

Выписка из постановления

Постановлением о проведении психологической экспертизы установлено, что водитель АХМЕТОВ двигался ночью, в непогоду, и остановился при включенных красных габаритных огнях, чтобы протереть стекло. В этот момент сзади в прицеп грузовика АХМЕТОВА врезался на своей автомашине «Жигули» водитель ХАЗИН. Пострадали «Жигули».

ХАЗИН показывает (и это подтверждают результаты следственного эксперимента), что на расстоянии порядка 400 м с места водителя «Жигулей» создается впечатление, что находящаяся впереди машина АХМЕТОВА не стоит, а движется в попутном направлении и до нее значительное расстояние. Когда кажется, что эта машина находится впереди на расстоянии не менее 100 м, то вдруг дальним светом «Жигулей» резко высвечивается задний борт стоящего прицепа, а реальное расстояние при этом составляет 43-55 м. В отличие от большинства автомашин, разнесенность красных габаритных фонарей на прицепе грузовика АХМЕТОВА была 0,6 м.

Вопросы эксперту. 1. Имеются ли психофизические причины, объясняющие то, что водитель (в частности, ХАЗИН) неверно оценивает дистанцию до стоящей на дороге автомашины в данной ситуации? 2. На каком видимом (представляемом) расстоянии могла находиться автомашина (водителя АХМЕТОВА) до момента освещения ее заднего борта дальним светом «Жигулей»?

 

 

Вводные замечания. Одним из направлении практической деятельности психолога является консультационная работа с супругами, родителями и детьми по различным проблемам семейной жизни. Для проведения семейного консультирования психолог должен обладать не только разносторонними профессиональными знаниями, но и обязательно соблюдать определенные этические правила по отношению к посетителю. Психолог-консультант обязан создать атмосферу доверительных, доброжелательных отношений с посетителем. Он должен хранить тайну посетителя, уважать его личность, внимательно и заинтересованно относиться ко всем его проблемам, полностью исключать субъективные оценочные высказывания об обсуждаемых с посетителем вопросах или участниках ситуации, не применять прямого воспитательного давления.

В научно-методической литературе, рассматривающей принципы проведения семейного консультирования, рекомендуется следующая схема индивидуальной работы консультанта с супружеской парой:

1. Определить мотивы мужа и жены для сохранения брака.

2. Предоставить возможность каждому из супругов полностью раскрыть свое отношение к сложившейся семейной ситуации.

3. Выработать положительную терапевтическую установку брачных партнеров друг к другу.

4. Изучить историю брака и основные характеристики супружеских отношений.

5. Сформировать представление о положительных и отрицательных чертах характера мужа и жены.

6. Определить способность мужа и жены к сопереживанию и сочувствию.

7. Получить информацию о факторах, сопутствующих супружеским разногласиям.

8. Изучить модели взаимодействия и взаимоотношений супругов.

9. Получить представление о сексуальной жизни супругов.

10. Объяснить мужу и жене, что в процессе консультирования супруги должны сосредоточить все свое внимание на настоящем и будущем их отношений.

Особое значение в семейном консультировании имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Цель занятия. Знакомство с методикой «Ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП»). Данная методика, разработанная А. Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой. Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Оснащение. 1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. прил. 14.1.1). 2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: "Полностью согласен", "В общем это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой "Полностью согласен". Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой "В общем это верно". Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой "Это не совсем так". Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой "Это неверно". Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».

После выполнения супругами задания консультант регистрирует ответы мужа и жены в протоколе консультационного исследования (форма 61): утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен», оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно» - в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» - в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» - в О баллов. Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 61

Фамилия, имя, отчество.......................................................................…………………………………………………

Дата................................................………………………….. Возраст...................................…………………………

Семейный стаж.................................…………………….. Количество детей.......................…………………………




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.