КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры наиболее типичных ошибок, допускаемых в беседе при психологическом консультировании
Ключ
Занятие 14.3 ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (РОЛЕВАЯ ИГРА)* * При подготовке задания использованы материалы программы социально-психологического тренинга «Ведение партнерской беседы в конфликтной ситуации», разработанной сотрудником Лейпцигского университета доктором И. Шмидтом. Вводные замечания. Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных средств психологической помощи человеку в разрешении тех или иных сложных жизненных ситуаций. Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии- созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы. Цель занятия. Выработка навыков ведения беседы в проблемной ситуации психологического консультирования. Задание выполняется в форме ролевой игры. Оснащение. Видеомагнитофон. Порядок работы. Занятие проводится в аудиторном помещении, условия которого позволяют вести видеозапись. В выполнении задания участвует группа численностью 10-12 человек. Из ее состава выделяется человек, играющий роль «обратившегося за помощью в психологическую консультацию». Остальные лица участвуют в работе в качестве «экспертов». В начале сеанса на роль «психолога» желательно выбрать человека, на мнение которого ориентируются все или большинство данной группы. В дальнейшем каждый из участников должен выступить в этой роли. Например, задается ролевая игра следующего содержания: «На консультацию к психологу пришла женщина, у которой возникли серьезные проблемы, связанные с воспитанием сына». Инструкция «психологу»: «Вы должны провести беседу с женщиной, обратившейся за консультационной помощью. В процессе беседы необходимо разобраться в ситуации, выявить наиболее значимые объективные и субъективные факторы, обусловившие развитие данной ситуации. Дать обоснованные рекомендации для решения проблемы, вселить уверенность в возможность успешного преодоления трудностей». Инструкция «женщине»: «Вы пришли к психологу-консультанту в связи с тем, что вас беспокоит поведение сына. В последнее время он стал плохо себя вести, особенно в общественных местах. Вы подробно рассказываете об этом психологу. Однако истинная, но неосознаваемая вами, причина вашего беспокойства - это не столько поведение сына как таковое, сколько: а) ваша болезненная чувствительность к мнению окружающих; б) ваше желание во что бы то ни стало казаться «идеальной» матерью; в) опасение серьезных конфликтов с сыном; г) боязнь осложнений в отношениях с мужем; д) опасение, что поведение сына может испортить вашу служебную репутацию; е) опасение, что поведение сына может испортить карьеру вашего мужа; и т. п.». Инструкцию «женщине», в которую включается одна из указанных выше истинных причин обращения за психологической помощью, следует давать в отсутствие «психолога». Инструкция «экспертам»: «Внимательно следите за ходом беседы и ведите протокол наблюдения (форма произвольная), в котором отмечайте все, что в поведении, вербальном и невербальном, в отдельных действиях и приемах «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, пониманию ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в возможности успешного и благоприятного разрешения проблемы при выполнении рекомендаций». С началом игры, после распределения ролей и изучения инструкций, включается видеозапись. Длительность одного сеанса ролевой игры целесообразно ограничивать 15 мин. После окончания ролевой игры проводится ее коллективный разбор, который целесообразно начать с получения ответов на вопросы «экспертов». Вопросы «психологу»: 1. В чем суть проблемы у «женщины», обратившейся за консультационной помощью? 2. Какие трудности вы испытывали при проведении беседы? 3. Что вы делали, чтобы преодолеть трудности в беседе или избежать их? 4. Уверены ли вы, что высказанные вами рекомендации окажут действенную помощь «женщине»? Вопросы «женщине»: 1. Чувствовали ли вы, что «психолог» вас хорошо понимает? 2. Как вы чувствовали себя во время беседы? 3. Что в поведении, в речи «психолога» помогало, а что мешало вам откровенно высказаться? 4. Убеждены ли вы, что данные вам рекомендации безусловно помогут в решении проблемы? В соответствии с полученными ответами кратко резюмируется совпадение или различие в субъективных оценках беседы со стороны «психолога» и со стороны «женщины». Далее в дискуссии «экспертов» обсуждаются вопросы о том, что в вербальном и невербальном поведении «психолога» способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата беседы, анализу ситуации, выяснению истинных причин возникновения проблемы, формированию уверенности в действенности психологических рекомендаций, и желания их осуществить. В дискуссии необходимо использовать в качестве аргументации материалы видеозаписи и данные протоколов наблюдения. Итогом дискуссии должно быть краткое резюме по существу обсуждаемых вопросов. Специальному анализу «экспертов» должны быть подвергнуты ошибки, выявленные в консультационной беседе. Наиболее часто встречаются следующие типичные ошибки: - не установлен необходимый психологический контакт, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата; - переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сути; - жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе; - авторитарность по отношению к собеседнику, навязывание ему своего мнения; - мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется; - тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения; - постановка собеседнику прямых вопросов («в лоб») при неясных ему мотивах самой постановки вопросов. Для выявления ошибок могут быть полезны примеры, приведенные в прил. 14.3.1. В резюме по анализу ошибок необходимо не только констатировать наличие и характер ошибок, но и указать причины, приведшие к их возникновению. «Эксперты» должны также оценить владение «психолога» такими приемами ведения беседы, как получение дополнительных сведений, разъяснений, позволяющих более точно понять намерения и интересы партнера; умение передать своими словами высказанные мысли и чувства партнера, включить в изложение высказываний партнера результаты наблюдения за его состоянием, интерпретировать высказывания партнера с целью достижения большей их ясности и определенности. В резюме по оценке владения различными приемами ведения беседы следует отметить, насколько уместно и разнообразно применение «психологом» тех или иных приемов. Кроме того, «экспертами» должны быть проанализированы данные «психологом» рекомендации и оценена их обоснованность. В общем заключении «экспертов» должны быть сведены в единую систему данные, представленные в отдельных резюме по вопросам: достигнута ли цель консультационной беседы? как проходила беседа? какие ошибки были допущены «психологом»? в чем выразились отдельные недостатки ведения беседы? какие приемы ведения беседы оказались наиболее удачными? Контрольные вопросы 1. Что означает выражение «установить психологический контакт в беседе»? 2. В чем выражается эгоцентрическая позиция психолога-консультанта и к чему, как правило, приводит такая позиция при проведении беседы? Приложение 14.3.1
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |