КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология черного цвета
С этих позиций можно легко понять, почему психология цвета утверждает, что лица, выбирающие черный цвет и ставящие его на первое место (среди ахромных), находятся в оппозиции к обществу. Испытывают явное отвращение к происходящему. Проявляют агрессивность в сочетании с деструктивной и импульсивной тенденциями, негативизм, конфликтность и демонстрируют четкую позицию протеста. Так, и де Боно [ccclii] связывает черный цвет с негативизмом и искренней убежденностью в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». При этом негативизм черного цвета не имеет отношения к разрешению проблем, он лишь указывает на их наличие. Образно говоря, черный — критик, а не творец, аналогично тому как женское бессознание в состоянии аффекта критикует все то, что творить придется мужскому подсознанию (см. серый цвет). Так, анархизм (от греч. anarchia — безвластие ) возник где-то 150 лет назад в противовес крепнущим государственным и социальным институтам (характеризуемым белым цветом — см. белый). Поэтому черный цвет можно по праву считать архетипом анархизма. Действительно, черные одежды носят обычно агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты и др. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа. “Черный юмор” — это переворот интеллекта (обратный религиозному перевороту в посту). Здесь уже правит не белое сознание, как в сатире, и не подсознание, как в юморе светлом, обычном. Здесь правит бессознание и его черные законы. Черный цвет одежды выбирают те, кто пошел против общества, против общественного сознания. Это нигилисты и анархисты XIX века. Это и фашисты 10-х[cccliii], и битники 50-х, и рокеры 80-х, и бандиты 90-х годов XX века. Любопытное по своей проницательности толкование белого и черного цветов дает Татьяна Забозлаева, когда говорит о причинах их возникновения в период ампира. Считая белое и черное принципиальным отсутствием красочности, она пишет: “К власти пришли строители нового мира, которые все начинали с нуля…” Смысл этого сочетания раскрывается просто: от бессознательной жизни (черный) перейти к сознательному (белый) построению нового мира… Действительно, и большевистские ленинцы 20-х, и американские мафиози 30-х, и российские бандиты конца 80-х — начала 90-х годов или банкиры конца XX века — все они начинали с нуля. Все они начинали с черного. Вместе с тем мрачность черного цвета никак не сказывается на его чрезвычайной популярности у женщин. Ибо в наше время критерии кардинально изменились и черный цвет стал символом утонченности и элегантности. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье… Здесь-то мы и видим всю “противоречивость” логики женского интеллекта, всю жизненность логики бытия в одной и той же «женственной» категории ИНЬ: сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя, для бессознания — черный. И здесь же мы сталкиваемся с якобы противоречивой «цельностью» этой логики в масштабе мировой культуры. Как известно, на Западе женщины обычно носят белые одежды («Женщина в белом» и т. п.), тогда как на Востоке — черные (черные мандилы у хевсурок, черные покрывала (буибуи) у кениек и т. п.)[cccliv]. В трауре же, как и в любых других экстремальных условиях жизни женщины одевают черное на Западе[ccclv] и белое на Востоке. Замечу в связи с этим, что мода на черные повседневные одежды в России 1998/2001 годов определялась именно этими экстремальными условиями жизни, то есть стрессовой ситуацией женщин, одевшихся в черное. Итак, во всех случаях женщина оказывается правой — и белый и черный являются женскими цветами ИНЬ. Женщине остается лишь выбирать. Хотя и оказывается, что не все женщины знакомы с целительным свойством черного цвета. Например, сексологи и сексопатологи лечат аноргазмию советами типа “сосредоточьтесь на своих ощущениях, и вы достигнете оргазма”. Казалось бы, все правильно: ощущения отвечают функциям бессознания, возбужденное состояние которого и должно доминировать в половом акте для достижения оргазма. Но программная установка сексолога на “сосредоточение” обязательно включает тормозящее все и вся сознание. Белый цвет последнего никак не вписывается в черный цвет бессознания[ccclvi]… Это не метафора. В самом деле, зрелым женщинам известны приемы переключения обыденного сознания на доминанту бессознания ярким представлением черного цвета[ccclvii]… “Black-out”, как утверждают англичане… И этот-то черный и рождает то самое сновидное состояние интеллекта, когда наяву все бывает лучше, чем в самом хорошем сне… В этом и заключается “сексуальность черного цвета” — ни-о-чем-не-думание, не-сосредотачивание, вообще-ничего” — только черный цвет бессознания. И сам собою приходит оргазм… Считается, что ч ерное белье вошло в европейскую моду с сексуальной революцией. Однако задолго до этого в галантном веке были модны черные мушки, в конце XIX века стали модны бархотки на шее (“Олимпия” Мане), черные чулки и т. д. Любовный акт — это измененное состояние интеллекта. Именно интеллекта, как хроматической модели личности. Интеллекта, перевернутого прежде всего у женщины. Отрешиться от всех условностей своего (общественного!) сознания. Делать все наоборот — то, что в обычных условиях жизни делать нельзя[ccclviii]… «Праздничная, перевернутая культура», как ее обозначал М. М. Бахтин. А Гюисманс в знаменитом романе «Наоборот» даже описал в цвете подобный переворот: кушанье сервировано на черной скатерти, столовая обтянута черным бархатом, дорожки в саду посыпаны золой, в бассейн налиты чернила и обнаженные негритянки подают «русскую еду»: черную икру и черный хлеб. В связи с цветовым описанием русской еды вспомним, что в средней полосе России очень часто встречаются и аналогичные названия рек и речек «Черная» [ccclix], о семантике которых можно лишь заметить, что как и будущее время, они остаются неизведанными, неизвестными, в общем черными. Так, Платон диалектически полагал черный цвет наиболее верной характеристикой будущего времени[ccclx]. В народе эта характеристика сохраняется и сегодня: «отложить денег на черный день», это значит — на неизвестное будущее. Об этом говорит и семантика черного ворона, который может «накаркать» недоброе будущее. Да и примета с черной кошкой говорит о некоем будущем (единственное различие: в России она перебегает дорогу — дурное предзнаменование, а в Англии, к примеру, — доброе[ccclxi]). Николай Гумилев также связывает черный цвет с непознаваемостью будущего:
Ну, собирайся со мною в дорогу, Юноша светлый, мой сын Телемах! Надо служить беспощадному богу, Богу Тревоги на черных путях. Итак, рассмотренные выше данные позволяют заключить, что, во-первых, черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма (анархизма, терроризма и т. п.). Во-вторых, черный сублимат непосредственно связан с общемировым бессознанием женщины[ccclxii] в хроматической модели интеллекта. И, наконец, в-третьих, временной аспект черного сублимата — будущее[ccclxiii]: “Не знаем, куда придем… Нам туда не заглянуть никогда…”
Глава 5. Материальность теплых цветов
Название «теплые» эти цвета получили вследствие того, что оказались жестко связанными с цветами «теплых» предметов: солнце, огонь, жар, кровь и т. п. Как отмечал Гете в § 764 «Хроматики», цвета положительной стороны [цветового круга] суть желтый, красно-желтый (оранжевый), желто-красный (сурик, киноварь)…вызывают бодрое, живое, деятельное настроение. Макс Фридлендер, по-видимому, хорошо знакомый не только с теорией Гете, но и с концепциями Шопенгауэра и Освальда, так сказать, антропоморфизирует цвет, полагая, что теплые цвета выражают близость, замкнутость, интимность, приземленность [ccclxiv]. В самом деле, ниже мы столкнемся с этими свойствами теплых цветов не только в их прямом, но и в переносном смысле. Согласно исследованиям французских ученых, теплые цвета выражают возбуждение, силу, власть, мощь, активность, задор, радость и веселье [ccclxv]. Эти цвета возбуждающе действуют на интеллект прежде всего через симпатический отдел вегетативной нервной системы, который связан с функционированием таких функций бессознания как пищеварение, сердцебиение, терморегуляция и т. п.[ccclxvi] Как при активации симпатического отдела, так и при действии теплых цветов бессознание противостоит внешнему воздействию различными путями. Здесь и расширение зрачков, и увеличение адреналина в крови, и усиление сердцебиения, и расширение бронхов, и выведение глюкозы из печени и т. п. Эксперименты с рН-метром показали, что воздействие на интеллект теплыми цветами обладает своеобразным окислительным эффектом[ccclxvii]. Теплые цвета характеризуют экстравертные типы интеллекта, то есть людей все мысли и чувства которых направлены на внешний мир.
5.1. Красное либидо «мужчины»
Не пугайся слова «кровь» – Кровь, она всегда прекрасна, Кровь ярка, красна и страстна, «Кровь» рифмуется с «любовь» Булат Окуджава
Как грудные младенцы начинают первыми выделять красные игрушки из всех цветных, так и первобытные люди первым (после белого и черного) выделили и вербально опредметили красный цвет[ccclxviii]. Так, если в могильниках древних обществ начиная с эпохи нижнего палеолита красной охрой посыпали тела умерших[ccclxix] в знак воскрешения из мертвых и очистительной силы огня, то перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энергии, активности и бесстрашия. У австралийских аборигенов первая стадия обряда инициации (то есть посвящения юношей во взрослое состояние) состояла в уводе посвящаемых из стойбища несмотря на имитируемое сопротивление женщин. При этом тела мальчиков обязательно раскрашивались кровью или красной краской в знак того, что одновременно с испытанием смертью они получали второе рождение [ccclxx]. У бушменов самцы антилопы изображались только охрами красного цвета. В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окрашивались изображения богов, а нередко и мужчин[ccclxxi]. В Китае красным цветом обозначалась исключительно мужественная категория ЯН[ccclxxii]. Иначе говоря, красный — мужской цвет, который на Западе до сих пор ассоциируется с левым экстремизмом (коммунизмом)[ccclxxiii]. Как пишет Джон Фоли, красный — наиболее агрессивный цвет[ccclxxiv]. В иудаизме красный цвет символизировал не только мерзости и разные грехи, но и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так (Наум 2: 3), щит героев Израиля красен, воины его в одеждах багряных... в день приготовления к бою. Ибо, как писал Шерцль: «Красный — есть символический цвет войны и проливаемой крови»[ccclxxv]. ??? В буддизме красный наряду с коричневым цветом характеризует цвет отца и означает материальность, радость, активность, созидание и жизнь. Так, согласно давней традиции, китайцы и монголы посылают друг другу красные полоски бумаги, которыми без каких-либо слов желают счастья и выражают любовь и уважение[ccclxxvi]. Как отмечали этнографы середины XIX века, «в новейшее время лучшая часть духовенства (буддисты) отреклась от безбрачия и носит красные шапки»[ccclxxvii]. Тантризм же наряду с экстрасенсами связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости, а также с той или иной степенью неуравновешенности нервной системы и эгоцентризма[ccclxxviii]. Индийские иоги усматривают в ауре красного цвета следующие оттенки и смысловые значения: красный с оттенком пламени — чувственность и животная страсть, красный на черном фоне — гнев от ненависти или злобы; красный на зеленом фоне — гнев от ревности[ccclxxix]. У древних греков красный это также активный мужской принцип как противовес пурпурному, царскому и пассивному женскому принципу (по цвету длиннополых восточных одежд). Это прежде всего цвет Эроса как божества страстной любви и Ареса — бога войны[ccclxxx]. Воины Спарты, Карфагена и Рима одевали во время войны красные плащи и туники. На триумфальных шествиях римские полководцы выступали в одеяниях красного цвета; а после особенно важных побед даже окрашивали все свое тело в красный цвет[ccclxxxi]. Красный как наиболее выразительный, насыщенный, яркий цвет означал у первых христиан любовь Бога, огонь Веры, а также кровь Христа и гнев божий.. В иконографии многие символические значения были непосредственно связаны с оттенками данного цвета. Поскольку же оттенки красного — особенно в русской иконе — поражают своим богатством (алый, багряный, багровый, червчатый, кармазинный, смородиновый, брусничный), то и символика красного цвета содержит огромнейшее разнообразие смыслов и значений. В изобразительном искусстве иконография закрепила за отдельными персонажами Нового завета определенные тона одежд. Так, Бог-Отец обычно изображался в багрово-красных одеяниях, святая Троица — в красных, синих и зеленых, серафимы — в красных, апостол Павел — в красных и зеленых. С другой стороны, багряно-красный цвет посвящен Святому Сыну, что позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. “Убеление риз кровью Агнца” — что это, как не осознание своего бессознательного порождения через мучение. Дни святых пишутся красным цветом, откуда и произошло известное выражение «красный день календаря»[ccclxxxii]. В православной символике темно-красный (пурпурный) цвет богослужебных облачений означает высшую духовность и крестный подвиг Спасителя и, соответственно используется в праздники и дни памяти о Кресте Господнем (Воздвижение и др.). Красный же — как знак страданий за веру Христову — в праздники и дни памяти мучеников. В литургии католиков красные тона также установлены в память о распятии и мученичестве. В чувственных образах цвета пламенности и огня (как карающего, так и очищающего) выявляются и «божественные энергии» красного цвета. Ибо — это также и цвет животворного тепла и крови Христа, а значит, — по богословской аргументации, — знак истинности его воплощения и грядущего спасения рода человеческого. По мнению искусствоведов с этой семантикой связано и наименование «пламенный», которое получил огненный серафим — представитель высших чинов небесных сил — в иконе «Успение Богоматери» (оборот «Богоматери Донской») XIV в.[ccclxxxiii] Этот образ принято приписывать Феофану Греку, который представил Христа с душой Богоматери, осененного ярким пламенем божественного огня, который словно вспыхивает от ярко-красного огонька свечи, горящей у ложа усопшей Богоматери. В православии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому. Как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Этот же цвет, означающий рвение в вере, силу и достоинство, присвоен одеждам кардиналов как слуг Папы. В исламе мужчинам обычно запрещено носить красные одежды и золотые украшения. Ибо, с одной стороны, это цвет украшений в праздники [ccclxxxiv]. Так, например, в день свадьбы отец невесты обязательно опоясывается алым кушаком, а сама невеста (до недавних «европеизирующих» времен) одевала оранжево-красные одежды. С другой стороны, иранским мусульманам, шедшим на войну (с Ираком) на лоб повязывалась красная лента — символ мученичества [ccclxxxv]. Каббала же наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии “красный” символизирует “мужской принцип”, связанный и с Драконом, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями “Великого опыта”[ccclxxxvi]. В масонском обряде наиболее ярко это следует из алых “цветов борьбы” андреевских лож. Близки к ним и красные тона “Королевской арки” или тевтонических крестов высшей ступени посвящения. В геральдической радуге красный трактуется как погасший гнев Бога. При возведении в почетный сан рыцаря благородного человека одевали в белое, красное и черное платье, где красное символизировало кровь, которую он должен был проливать в защиту церкви и государства[ccclxxxvii]. О том, что красный цвет буквально олицетворяет собой фанатизм и беспощадную силу мужчин говорят и психологи[ccclxxxviii]. Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. Так, согласно Гете, энергичные, здоровые, суровые люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов. [ccclxxxix] Кандинский также считал красное ничем не ограниченным цветом, в котором сказывается как бы мужественная зрелость [cccxc]. И в этом смысле красный цвет — оригинален. Оригинален он и как первый цвет, появившийся и в фило-и в онтогенезе. Оригинален и в том смысле, что и отмечаемая Витгенштейном, постоянная оригинальность мужества, о которой его же словами можно сказать: «Гений — это мужественность таланта» [cccxci]. Поэтому вряд ли можно считать совпадением, что именно при красном цвете создавали свои возбуждающие и страстные творения Вагнер и Мопассан[cccxcii]. Сравним с этим действием красного цвета и то, как Николая Гумилева
…опьяняет красная повязка. Сопоставим английские обороты “to see red” (прийти в ярость, в бешенство) и “to paint the town red” (предаваться веселью, устраивать шумную мужскую попойку) и, может быть, поймем, почему красный цвет практически всеми культурами считался и считается показателем мужественности, или, как сейчас принято говорить, маскулинности. Об этом говорят и женщины: «Я полагаю, что красный цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией — сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы». Так пишет профессионал-психотерапевт Джоанна Келлог, имевшая достаточно большую практику для выработки адекватного мнения о цвете[cccxciii]. По данным У. Бера, некоторых людей, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями [cccxciv]. Об этом «говорят» и младшие школьники, которые начинают капризничать и безобразно вести себя в классах, окрашенных именно в красный цвет. Об этом говорит и случай с Антониони. Так, когда он начинал снимать «Красную пустыню» в помещении с ярко-красными стенами, то его сотрудники постоянно ссорились, выясняли отношения и чуть ли не дрались. Однако как только помещение было перекрашено в зеленые тона, все успокоились и съемки продолжались уже без каких-либо эксцессов [cccxcv]. Поговорка “Красное дураки любят”[cccxcvi] справедлива не только в России, ибо красное — это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет «мужской категории» ЯН в традиционном Китае. Или красный цвет бога войны — Марса. Или красные накидки самых воинственных воинов — лаконийцев и римлян. И, наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего прародителя: Адам означает “красный человек”. И, вероятно, не только войну или стыд имел в виду Марк Твен, когда давал весьма лестное определение для мужчины: «человек — это единственное существо, которое краснеет или, по крайней мере, должно краснеть» [cccxcvii]. Символика красного цвета у англичан Нового времени в основном совпадала со многими народами, например, с русским, для которого красный был образом огня и солнца в их ощутимо языческом аспекте [cccxcviii]. По-видимому, эти значения красного и привели к тому, что практически повсеместно он стал «цветом» Нового года[cccxcix]. И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, красный угол, красная строка. И даже дйвица у нас, и та — крбсна. А ведь красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при оргазме, месячных и родах[cd]. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом наделяли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, который, как мы только что видели, и так красный [cdi]. В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, страстности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали “ пламенную и страстную любовь ”. Сочетание красного с черным — “ смерть любви ”, а красного с голубым — “ непоколебимую верность вечной страсти ”. Отсюда возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т. п.[cdii] Так, Н. Гумилев, к примеру, писал о мучительных красных лобзаниях. Освальд Шпенглер красный цвет называл цветом материи, близости и языка крови: «Красный — это собственно цвет сексуальности; оттого он — единственный цвет, действующий на животных. Он предельно близок символу фаллоса» Как аполлонический и политеистический цвет, по Шпенглеру, красный — цвет переднего плана, также и в социальном смысле, стало быть, цвет шумного общения, рынка, народных празднеств, цвета наивной беспечной жизни, точечного существования [cdiii]. «Красный это образ либидо, — пишет Элизабет Бремон и приводит в пример красный фонарь борделей, отмечая, — Красный цвет связывается прежде всего с нашей телесностью — с цветом чувственности, с цветом архетипического соблазнения женщины, с цветом силы, мощи и господства». Уточняя это положение, она практически следует принципам хроматизма: «Нам приходится «краснеть от удовольствия в чувственности приходящего жара. Поэтому красный — цвет, не контролируемый нашим сознанием, цвет игры, либидо и удовлетворения» [cdiv]. В Англии XYII века существовал “цвет пламени”, или “огненный”, — красный, отличный от “королевского цвета”. Он выражал пламенную страсть. Вдохновенное горение и был цветом сценических любовников. Но он пользовался также большой популярностью и в реальной жизни, не только в костюмах, но и в быту. Например, подушки, обтянутые огненным шелком, считались элегантными не только на постели, но и в экипаже[cdv]. К “огненному” у Шекспира примыкал “цвет Кэтрин Пир”, а в просторечии “честная шлюха”. Его любили профессионалки, вроде приятельницы Фальстафа Долль Тершит. И когда она появлялась на подмостках в платье такого цвета, зрители без слов понимали, что она за птица. Но вряд ли моральный облик куртизанки мешал им любоваться ее нарядом. Во всяком случае, разгульному принцу Гарри само благодатное солнце представляется “пригожей горячей девкой в платье из огненной тафты”. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить. Ибо красным цветом она уже «высказывает», что была бы не прочь испытать некоторое возбуждение. В самом деле, с позиций модельеров и женщин, «красный цвет действует возбуждающе, но при этом он привлекает внимание и оттеняет кожу лица»[cdvi]. С другой стороны, красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение, отмечает Г. Клар[cdvii]. Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины[cdviii]. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское — физическое, мускульное — типа красного коня Петрова-Водкина, которые, по-видимому, могли вспоминаться и Марине Цветаевой:
Посмотрим, посмотрим — в бою каков Гордец на коне на красном!
Согласно Гегелю, красный как деятельный, конкретный цвет представляет мужское, господствующее, царственное начало [cdix]. Так, и по сведениям Аллы Черновой[cdx], ярко-красный с малой примесью желтого считался «королевским цветом. Однако в своих костюмах короли Англии любили разные оттенки красного. Так, Эдуард VI предпочитал “цвет крови”, Мария Тюдор — “рубиновый”, Елизавета I — “цвет гвоздики”, означающий безопасность. Рубиново-красный, “гвоздичный”, “винный” почитались также цветами власти и могущества (см. Пурпур). Красный был также символом праведности и мученичества. Мария Стюарт в момент казни была освобождена от верхнего платья и предстала в нижнем — из алого шелка. Представляется, что смысл такого наряда королевы на эшафоте тот же, что и в изречении “В моем конце — мое начало”, алый — символ воскресения. Красный цвет означал также царственность и возрождение. У шекспировских воинов-лица, красные от гнева, окрашенные кровью доспехи и мечи. Франты, желающие, скажем, своим видом показать, что они жаждут убийства соперника, могли одеться в “цвет крови”. Он означал жестокость, и ярко-красный цвет был цветом палача. В “Макбете”, описывая убийство, Банко говорит:
В цвет ремесла себя окрасив, спали убийцы у дверей.
Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение. По данным де Боно красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение[cdxi] Януш Корчак также связывал багрянец с гневом и возмущением. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внимания уделять и окружающему миру. По-видимому, с этим свойством красного цвета частично была связана не только его семантика, но и символика. Так, в середине XIX века была создана международная организацияКрасный Крест [cdxii] (Международный Красный Крест), заботящаяся о раненых и военнопленных во время войны и помогающая гражданскому населению во время стихийных бедствий, эпидемий и т. п. В мусульманских странах появились аналогичные организации Красный Полумесяц (Общество Красного Льва и Солнца в Иране). В качестве политического символа, как упоминают античные авторы, впервые красный цвет использовали во Фригии восставшие рабы, которые в качестве отличительного знака носили красные фригийские колпаки. Красный цвет был применен также во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 778–779 гг. и многих других восстаниях. Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпериалистическую эпоху относится к середине XIX века (1850—1864 гг.), когда красные военные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае. По данным В.В. Похлебкина[cdxiii], в Европе красный цвет получил значение символа восставших против монархической тирании, начиная с 1789 года, когда он был отнят — как регальный цвет — у короля и стал цветом санкюлотов и якобинцев, носивших красные «фригийские» шапочки и шарфы. В 1832 и 1848 годах красный цвет был цветом восставших во Франции и Германии революционных масс, участвовавших в буржуазно-демократической революции своими отдельными отрядами и объединениями. С 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом пролетарского международного революционного движения. Именно как таковой его с 1876 года принимают русские революционеры, а с 1898 года красное знамя становится партийным знаменем РСДРП. В 1917 года красный цвет становится символом коммунизма. Поскольку коммунизмвозник около 150 лет тому назад как оппозиция доллараровой религии США, но исключил из оранжевого (архетипа утопического социализма) желтый (архетип женского бессознания), то его красный цвет является не только символом, но архетипом коммунизма. В силу аберрации глаза и двойственности цветового зрения хроматические свойства красного таковы, что днем он приближается к нам, выступает вперед и даже наступает, надвигается на нас[cdxiv]. А в сумерках служит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер, своего рода принудительный стимул к активной экстраверсии, то есть к деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащается и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете переоценивается. Может, поэтому красные стены бистро и кафе располагают людей к более быстрой еде. С чем же все это может быть связано? Не с внутренним ли представлением этого цвета, который и вызывает все эти реакции? [cdxv] Красный цвет может вызывать также состояние сильного возбуждения и агрессивности. Поэтому предпочтение красных цветов чаще встречается у молодых людей и лиц, которых природа наделила импульсивными чертами характера. С другой стороны, равнодушное отношение или неприязнь к этому цвету может указывать на упадок жизненных сил и снижение сексуальных возможностей человека[cdxvi]. Эксперименты показали, что при красном свете наблюдается стеническая реакция и переоценка временного интервала, более свойственная мужчинам[cdxvii]. Заметим, что и количество красных кровяных телец (эритроцитов [cdxviii]), и скорость движений всегда больше у мужчин.Женщины же объективное время вечно недооценивают — вечно опаздывают — поэтому и живут дольше. По сравнению с белым красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. Да и вообще, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%, ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция “счет чисел”. Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда — на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности[cdxix]. Соотнесение звука и цвета показывает громкий характер красного. Как отмечал Кандинский[cdxx], светло-тепло-красное возбуждает чувство громкого триумфа и напоминает звук фанфар; киноварь же звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами. Спокойно его не вынести. К нему применимо, наверное, только определение Шопенгауэра: Сила шума, которую спокойно может вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей. Какие же способности у красного цвета? Психологами отмечено[cdxxi], что ношение красных очков спортсменом повышает его реакцию и выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам — несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость. Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Немецкими исследователями давно отмечалось, что красные цвета соответствуют холерическому темпераменту[cdxxii]. Хроматическое соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Люшера было основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Рудольфом Арнхеймом[cdxxiii]. Так, при хроматическом соотносении красного цвета с каким-либо типом темперамента оказалось, что внутренним красным цветом характеризуются прежде всего холерики При этом среди холериков статистически достоверно преобладают мужчины[cdxxiv]. Об этом писал еще Вячеслав Иванов: «Мужская природа гения часто роднит его с темпераментом холерическим, неблагоприятным для таланта»[cdxxv]. Вместе с тем, сопоставление люшеровской интерпретации цветов[cdxxvi], данных цветового теста отношений (ЦТО)[cdxxvii], тестов Айзенка по шкалам экстра-интраверсии, нейротицизма (EPI)[cdxxviii] и хроматических характеристик интеллекта[cdxxix] позволило выявить связь каждого из типов темперамента с доминантой определенного компонента интеллекта[cdxxx]. Так, если по Люшеру выбор 3-го цвета на 1-м месте определяется такими характеристиками как активный, наступательно-агрессивный, то по Айзенку (EPI) — возбудимый, агрессивный, импульсивный, беспокойный, локомоторный, а ЦТО называет его энергичный, напряженный, уверенный. В хроматизме же именно с этими характеристиками связана именно доминанта «мужского» бессознания при нормальных (N) условиях опыта. Так как эта связь достоверно подтвердилась и на примере цветового круга, то число темпераментов может быть равным числу полихромных фокусных цветов с максимальной насыщенностью. То есть числу спектральных тонов, по Ньютону—Гете[cdxxxi]. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Доктор Вайс рекомендовал одевать во время цикла красные трусики или колготки для уменьшения болей и напряжения. Рекомендации оказались достаточно плодотворными. Вайс объясняет это действие цвета эффектом резонанса и близостью этой зоны к красным цветам[cdxxxii]. Объективно же это действие можно объяснить с позиций меньшего содержания гемоглобина в артериальной крови женщин[cdxxxiii], вероятно, компенсируемого красным цветом белья. Из-за значительной проникающей способности в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему и способствует заживлению ран. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся язвенные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендовали себя рекомендации по лечению красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожистых процессов и др. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Красная шерстяная нитка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоравливания. Красный стрептоцид как прообраз современных сульфаниламидных препаратов спас жизнь не одному поколению. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так что увеличивается число эритроцитов. За счет выделения адреналина при воздействии красным цветом повышается физическая активность. Улучшается пищеварение. Улучшается аппетит и растет вес ребенка. Возможно, это и привело немецкого исследователя семантики цвета Ульриха Бера к соотнесению красного цвета с возбуждающей материей жизни, то есть по нашей терминологии — с бессознанием. В заключение этого раздела обобщим результаты проведенного анализа. В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма и, в частности, коммунизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессознания при нормальных и женского при экстремальных условиях жизни.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |