КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческие свойства, качества, характеристики
Бык Се – зверь велицый, двоерогий, Престрашнолицый и престрогий, Чьи очи кровию налиты, Чьи гибелью грозят копыты, Чей в содроганье хриплый рёв Ввергает трепетных коров; Кто не замедлит, встретясь вам, Сейчас же волю дать рогам, Пред кем трепещет скотный двор; В чьем чреве зрит ученый взор Названий тройственный венец: Сычуг, брюшину и рубец. Вглядись же пристальней в портрет, Что здесь изобразил поэт, – И ты почти наверняка Узришь в сем чудище быка.
2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов. Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский: «Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например: Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад. Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»[4] Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части, поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части, когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.
Задание 4. Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например: Наш университет (институт, фирма) Наш факультет Моя улица Дом, в котором я живу Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента Задание 5. Назовите объекты, которые могут быть описаны по частям (кто больше?).
Задание 6. Найдите описание объекта по частям (разделам) в различных науках (учебных дисциплинах), которые вы изучаете.
Задание 7. Найдите описание объектов как целого и по частям в художественной литературе. Пример: Стихотворение Георгия Иванова с описанием портрета царской семьи:
Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие печальные лица И как это было давно.
Какие прекрасные лица И как безнадежно бледны – Наследник, императрица, Четыре великих княжны…
3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии, то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.). В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду, затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например: Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду. Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.
Задание 8. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи: Мебель Виды мебели: Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер Виды стола по форме: четырехугольный, треугольный, круглый и т.д. Виды стола по материалу: дубовый, березовый, пластмассовый, металлический; Виды стола по покрытию: лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный; Виды стола по функциям: обеденный, столовый, журнальный, гостиный. Задание 9. Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие): Человек Футболист Книга Компьютер Подарок
4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь [более подробно см.: Часть 1, с. 102-103] Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.
Задание 10. Ваш идеал? Эта тема может обыгрываться и серьезно (как социологическое исследование), и полушутливо, поскольку существует множество ситуаций (например, праздничной речи), когда в благожелательной или шутливой форме называются и обсуждаются свойства того или иного человека. Напишите список качеств, которыми должен обладать образцовый мужчина (образцовая женщина) – ср. с игрой «Угадайте ваш характер» и списками идеальных качеств, которые писали ваши предшественники (см. ключи на с. 00-00). Задание 20. Лексическая игра «Угадайте Ваш характер» Эта игра задумывалась как лексическая игра-поздравление к одному из праздников. В ней записаны 130 женских качеств. Предполагается, что если вы назовете три цифры (например, 32, 69 и 112), то таинственным образом обнаружится ваш характер. Как правило, это так и случается, потому что в празднично-поздравительном пожелании существует элемент магического действия, когда пожелание имеет таинственную силу внушения именно тех качеств, которые вам называются. Во всяком случае, так всегда кажется, когда на занятии играют в эту игру.
Итак, играйте и - угадывайте!
Для этого назовите три цифры от 1 до 130:
Задание 11. Лексическая игра «Ваш идеал?». Напишите как можно больше качеств женского (мужского) характера. Это конкурсное задание-соревнование может быть предложено как в аудитории на время, так и на дом, когда есть возможность подумать и даже воспользоваться книгами, например, словарем. Список из 130-ти качеств предыдущего задания далеко не предел в написании положительных качеств человека. Во всяком случае, студенческое творчество превосходит все преподавательские ожидания, когда дается домашнее задание написать «как можно больше». Правда, в таком случае все как бы «смешалось в доме Облонских», поскольку слова книжного высокого стиля могут перемежаться с разговорными, а некоторые слова могут принадлежать в зависимости от ситуации и толкования как положительным, так и отрицательным. Впрочем, судите сами. Вот один из «студенческих» списков, сделанный на риторическом семинаре:
Владислав Дианов. 1 курс Задание 12. Для формирования богатой литературной речи полезно тренировать себя в подборе синонимов и антонимов. Этот процесс осложняется многозначностью русского слова. Потренируйтесь в написании синонимов и антонимов к приведенным выше прилагательным (кто больше?). Насколько разной получится картина у разных людей? Например:
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |