Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какое значение, по Вашему мнению, имеет красота речи?




Огромное, но не основное. Термин красноречие, между прочим, ввел в нашу науку ее основоположник М.В.Ломоносов. До него более частотны и популярны были благоречие и добрословие (см. данные Словаря 11-17 веков, см. мою статью «Красноречие» и исследование данных слов). В русских риториках и теориях словесности дан ясно ответ на ваш вопрос: существуют истинное и мнимое (ложное) красноречие. Учитель Пушкина Н.Ф.Кошанский писал в «Общей реторике» 1829 г. (такой малоизвестный современному филологу словесник достоин по красоте его речи быть процитированным пространно): «Есть люди, которые полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями … иные думают: быть красноречивым – значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется глубокомысленнее и, следственно, красноречивее. …Сие заблуждение показывает ложный вкус и превратное понятие о красноречии и случается с мнимофилософствующими писателями».

Далее ясное определение: «Красноречие имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом, последний существенно отличает истинное красноречие.

Сила чувств — красноречие сердца — есть такое живое ощущение истины, такое сильное участие оратора в предлагаемом деле, что он, сам увлекаясь, увлекает и слушателей за собою.

Убедительность — красноречие ума — есть такая неотразимая сила и приятность убеждений, что мы против чаяний, против воли, совсем неожиданно соглашаемся с мыслями автора. Если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противится.

Желание общего блага. Красноречие добродетели есть тот существенный признак, по которому узнается истинное красноречие и отличается от мнимого. Пламенное желание добра, стремление к сей цели — вот благородный предмет истинного красноречия, достойный добродетели!..

Красноречие ума и сердца могут заблуждаться; но красноречие добродетели — как самая добродетель, как прекрасное (само по себе), остается истинным, неизменным для всех веков и народов. Кто умножил хотя одною полезною истиною счастие людей, приблизил их хотя на один шаг к добродетели, тот истинно красноречив. Заметим, что мнимое красноречие желает казаться истинным, и, представляя вредное, хочет доказать, будто оно полезно. Так порок иногда принимает на себя вид добродетели…

Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели.» (См. более подробно: История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд, М., 2002).

О ложном красноречии писал еще Софроний Лихуд, критикуя тех писателей, которые обольщаются словесными красотами и «будто дети, цвеченые камыки при брезе собирают». Поиском таких цвечёных камушков занимается в настоящее время большинство популярных газет (один МК имеет целые отделы, занимающиеся словесной игрой, поиском каламбуров; все «кривые зеркала» только и построены на игре слов; вся реклама только и занимается, что изобретением удивляющих словесных красот (игра со словом и рисунком, замена букв) – и видно, насколько всё это далеко от истины и вкуса…)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.