Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии экономической поддержки населения в современных условиях




Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы

Вопросы

1. Какова социально-управлснченская специфика социальной работы?

2. Что такое технология группового решения проблем?

3. Перечислите этапы программно-целевого проектирования.

4. Как осуществляется обсуждение социальных проектов и программ?

5. Назовите контрольную функцию социального управления.

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. — М., 1984.

2. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и прак- I тика организации проведения реформ. — М., 1995.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. — М.: Институт социальной работы, 1997.

4. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. — М., 1994.

5. Проектирование развития учреждений социального обслуживания.—,. М.: Институт социальной работы, 1996.

6. Тощенко Ж.Т., Антонов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. — М., 1982.

 


Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения

 

В ст. 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация есть «социальное государство, политики которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Следовательно, в российском государстве, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна способствовать удовлетворению материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека.

Основным критерием социально ориентированной экономики должны стать стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.

Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности общества, создаются реальные экономические гарантии для нормальной жизнедеятельности граждан. Уровень развитости социальной сферы, в свою очередь, многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.

По этой причине социальная защита населения должна строиться на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности; она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферы и повышения результативности ее деятельности.

В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения, а также возможностям государства предоставлять экономическую защиту населению от негативных последствий рыночных отношений — расслоения общества, безработицы, инфляции и др.

Развитие и функционирование каждой хозяйственной отрасли осуществляются в соответствии с экономическими законами, присущими данной экономической формации. Переход, к рыночным отношениям характеризуется нарастающим влиянием в экономике действия закона прибавочной стоимости, который реализуется посредством специфических экономических принципов.

Рассмотрение проблематики клиентов на фоне социально-экономических проблем общества характерно для большинства современных теоретических моделей социальной работы. Однако начавшийся в конце 80-х гг. переход российского общества к рыночным отношениям сделал большинство населения «заложниками» идеи рынка, сопровождающейся катастрофическим спадом экономики, крушением казавшихся незыблемыми стереотипов и практически полным исчезновением социальной защищенности. Переход к рынку стал «пандемическим» по своим последствиям, а проблемы человека и семьи стали проблемами их выживания.

В первом полугодии 2000 г., по данным статистики, за чертой бедности находились 29,9% россиян, т.е. почти 44 млн. человек. Из них 40% — люди, имеющие работу, которые, тем не менее, не могут обеспечивать своей семье минимальный уровень жизни.

В связи с этим социально-экономические методы и формы помощи не могут носить локального характера, решаться на микроуровне, а требуют макроэкономического подхода. Иначе говоря, одной из важнейших проблем технологии защиты населения стала проблема его обшей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия переходного периода.

При макроэкономическом подходе субъектом воздействия,'являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности применительно к нашему предмету — процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения на макроуровне, а также принципы, которыми руководствуются специалисты социальной сферы и которые позволяют применять социально-экономические методы для решения локальных проблем клиентов.

Эти основные принципы соединяют в себе основополагающие правила, нормы и положения, согласно которым строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее место в макроэкономике государства; они сформулированы в соответствии с требованиями экономических законов и закономерностей развития социального государства, независимо от состояния его экономики в данный период.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности предусматривает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Для предотвращения этого должно соблюдаться оптимальное соотношение пособий и законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соблюдение этого принципа подразумевает скорейшее достижение социального благополучия населения.

Принцип экономической справедливости предусматривает экономическую защиту как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью.

Социально-экономическая справедливость — это не абсолютная «уравниловка», а прежде всего справедливая цена труда, справедливый доход мелкого производителя, приближение минимальной заработной платы к средней, блокирование излишеств в заработках руководства предприятий государственной формы собственности, персонал которых находится на грани нищеты, недопущение чрезмерных ведомственных перекосов в привилегированных сферах деятельности, введение директивна поддерживаемого соотношения размеров оплаты труда между бюджетной сферой и остальным народным хозяйством.

Социальная справедливость в области экономики подразумевает справедливость обмена и справедливость распределения.

Обе эти (формы социальной справедливости должны соответствовать, с одной стороны, рыночным механизмам распределения, а с другой — государственным механизмам регулирования, т.е. двум полюсам «теории богатства» — частной и общественной собственности.

Социальная справедливость предполагает активное участие всего населения в экономической жизни общества, а также адекватную социально-экономическую поддержку тех, кто еще не вступил в производственные отношения (дети, подростки, учащиеся); кто не может участвовать в производственном процессе по объективным причинам (инвалиды детства, беременные женщины, многодетные матери и т.п.); кто ушел из сферы производства (или был вытеснен из нее) по возрасту, в связи с утратой трудоспособности (пожилые и престарелые, инвалиды) или по иным обстоятельствам (безработные, беженцы и т.д.). Соблюдение этого принципа подразумевает, с одной стороны, обеспечение правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, а с другой стороны, обязательность социально-экономической поддержки детей, пенсионеров, инвалидов и всех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения обусловлен специфическими российскими социально-экономическими условиями и российским менталитетом, сформировавшимся под влиянием этих условий — во многих развитых социальных системах существует совсем другое соотношение между государственными и общественными приоритетами. Согласно указанному принципу в нашей стране именно государство является главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:

• постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

• система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка

бедных и стимуляция благотворителей).

Принцип экономической самостоятельности местных органов основан на разграничении экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Чтобы поддержать социально слабые слои населения, местные органы социальной защиты населения должны оставлять у себя не менее 70—75% всей суммы собранных на территории налогов и практически все суммы налогов от малых предпринимательских структур, а также иметь право самостоятельно (под контролем местной общественности) ими распоряжаться.

На федеральном уровне должны гарантироваться минимальные размеры социальных пособий и других выплат, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и администрация региона были заинтересованы в развитии его экономики и самообеспечении.

В теоретических работах перечисляются и другие экономические принципы: принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни и др.

Рассмотренные нами принципы являются основой системы социальной защиты населения, пронизывающей все уровни государства — от федерального до местного, — и направлены на сохранение оптимального соотношения между сферами производства и потребления. На основе этих принципов действует механизм соициальной защиты населения (в виде социально-экономических методов, используемых в технологии социальной поддержки населения).

Следует иметь в виду, что система социальной защиты населения к концу 90-х гг. еще не относилось к рыночным отношениям. Государство осталось собственником всей этой системы (в форме федеративной, республиканской или муниципальной собственности).

Наше государство объединяет в себе институт власти и институт собственности, В многоукладной экономике оно продолжает выступать в качестве не только субъекта собственности, но и субъекта управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.

По этой причине экономика учреждений и предприятий системы социальной защиты населения регулируется по системе «сверху вниз». Взаимосвязи между элементами системы как экономическими ее субъектами подчиняются принципам планирования, демократического централизма и частично-хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, обязательный ассортимент услуг, объемы финансовых, кадровых и всех других ресурсов. С другой стороны, обращенность социальной работы к конкретной личности заставляет социального работника постоянно изыскивать наиболее эффективные приемы, методы восстановления нарушенных связей между личностью и обществом. Поиск высокоэффективных экономических методов социальной работы носит непрерывный и длительный характер. Это объясняется как увеличением числа социально уязвимых членов общества, так и потребностью совершенствования процесса их поддержки.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы — это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальной целью является обеспечение единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Принципы всегда объективны, но методы их реализации более вариативны и субъективны и во многом зависят от конкретной экономической обстановки в обществе, от субъекта технологии. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы — важная часть механизма социальной поддержки, ибо они, с одной стороны, побуждаю! личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, а с другой стороны, оказывают человеку (семье, группе) конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризиса. На государственном уровне социально-экономические методы решают обе эти задачи посредством проведения правовой и социально-экономической политики, создания экономических и правовых условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обеспечению благосостояния — своего, своей семьи и всего общества.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.

I. Введение системы минимальных социально-экономических гарантии. Определяющим здесь являются законодательное установление МРОТ и прожиточного минимума.

Проблема установления МРОТ всегда существует в экономике цивилизованного государства. До октября 1991 г. МРОТ был определен постановлением ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от i2 декабря 1972 г. и составлял 70 руб., т.е. 89,7% стоимостной оценки прожиточного минимума. С конца 1991 г. МРОТ устанавливается законодательно. В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. №6-ФЗ МРОТ с января 1997 г. составлял 83 490 руб. Поскольку МРОТ контролируется профессиональными союзами трудящихся как субъектами социальной политики, в заключенных на 1997г. отраслевых тарифных соглашениях между государством, профсоюзами и предпринимателями МРОТ установлен в сумме более 300 тыс. руб, что на тот период составляло около половины стоимостной оценки прожиточного минимума.

Совет Федерации 7 июня 2000 г. одобрил закон о поэтапном увеличении минимального размера оплаты труда: с 1 июля 2000 г. — до 132 руб., с 1 января 2001 г. — до 200 руб., с 1 июля 2001 г. - до 300 руб.

В период перехода к рыночным отношениям значение введения понятия прожиточного минимума чрезвычайно велико. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1997 г. № 210 на период преодоления кризисного состояния экономики Правительство Российской Федерации должно определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг.

Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума в условиях ограниченных материальных и финансовых возможностей государства используются в качестве базы для адресной социально-экономической поддержки как важнейшие индикаторы, целевые ориентиры при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения, дающие право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе — на субсидирование бедности.

С начала 2000 г. черту бедности в России определяют по новой методике Министерства труда Российской Федерации: к стоимости набора из 33 продуктов питания прибавляются стоимость одежды, обуви и других предметов длительного пользования, а также расходы на лекарства, оплату коммунальных услуг и поездки в общественном транспорте. Исчисленный по новой методике прожиточный минимум на начало текущего года составил около 1200 руб. на человека в месяц, т.е. на 21% больше, чем исчисленный по прежней методике.

В апреле 2000 г. прожиточный минимум для москвичей, исчисленный по методике Минтруда, составил 14! 8,17 руб. ну душу населения, а прожиточный минимум, исчисленный Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, — 2810,90 руб., или почти в два раза больше.

Установление прожиточного минимума является основным показателем социально-экономического обеспечения социальных гарантий населения в государственно регулируемом рыночном механизме. В зависимости от его величины должны устанавливаться МРОТ, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий, определяться минимум расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях системы социального обеспечения, больницах, исправительно-трудовых учреждениях и т.д.

В период перехода к рыночным отношениям наиболее острой является необходимость социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы.

2. Индексация доходов, используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов — это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического повышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.

Индексация может производиться периодически, по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.

Так, Федеральный закон от 27 мая 1996 г. предусматривает увеличение в 1,1 раза всех пенсий, исчисленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», исходя из размеров пенсий, выплаченных за апрель 1996 г.

Указом Президента Российской Федерации «О компенсационной выплате пенсионерам» с 1 мая 2000 г. установлена компенсационная выплата к пенсиям от 100 до 139,23 руб. в месяц.

Работникам бюджетных государственных предприятий и учреждений индексация производится из средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а работникам предприятий негосударственных форм собственности — за счет средств собственников.

Необходимо иметь в виду, что в условиях экономического кризиса ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повышать доходы, зарплату точно в соответствии с ростом цен, ибо это привело бы к новому витку инфляции, дефициту товаров и гиперинфляции. Поэтому доходы повышаются с некоторым временным отставанием от роста цен и в несколько меньшей степени, чем повышение индекса цен.

3. Компенсация расходов, которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:

• катастрофами природного или антропогенного характера;

• затратами в связи с рождением детей;

• уходом за инвалидами.

Например, в соответствии с постановлением СМРСФСРот 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населенияРСФСР» были введены компенсация по всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также компенсационные выплаты за несовершеннолетних детей.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 апреля № 550 предоставляются компенсационные выплаты для частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учебных заведениях, а также учреждениях начального и среднего профессионального образования. Размер этих выплат составляет 3% в день от МРОТ из расчета на каждого обучающегося в течение учебного года.

В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемым законодательно. Существуют также системы пособий, которые, выплачиваются безработным и детям.

В настоящее время в России насчитывается свыше 1000 социальных выплат и льгот для более чем 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и др.). Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает требований социально-экономических принципов социальной поддержки, в том числе взаимоотношений центра и регионов в области финансов, и осуществляется практически безадресно. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а нуждающимся не гарантируют необходимой социальной защиты.

В нынешних условиях спада производства и уменьшения создаваемого национального продукта возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет растет, правительство вынуждено увеличивать налоги, в связи с чем снижаются доходы работающих, что порождает новые социальные напряжения.

Необходимо осознавать, что обеспечить социальную защищенность всего населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Различные социально-экономические методы помогают определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которых принято называть социально уязвимыми.

К социально уязвимым относятся прежде всего лица, лишенные возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия существования и жизнеобеспечения.

При отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и экономический потенциал, денежные сбережения, накопленные в виде движимого и недвижимого имущества, так называемый имущественный ценз. На основании этой оценки оказывается адресная помощь.

Один из видов социально-экономической поддержки населения — субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 707 компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. При этом собственные расходы граждан не должны превышать половину установленного минимального размера оплаты жилья, если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума. Важно, что в соответствии с принципами общественной целесообразности и экономической эффективности компенсации предоставляются гражданам в виде уменьшения их платы за жилье — это как бы косвенное финансирование бедноты. С одной стороны, оно происходит без вывода на рынок дополнительного количества денег, способных привести к инфляции; с другой стороны, эти средства имеют целевое назначение и могут быть использованы клиентом лишь на оплату жилья, а не на другие цели.

Во многих случаях методом социально-экономической поддержки является косвенное финансирование — в частности, в виде освобождения определенных категорий населения от различных видов налогообложения.

Так, от уплаты налога на собственность освобождаются инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, участники войн и боевых операций, лица, подвергшиеся воздействию радиации, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.

К этой же категории социально-экономических методов следует отнести предоставление бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре.

Одинокие престарелые граждане проживают в интернатах бесплатно. Но если у них есть родственники, обязанные содержать их согласно закону, последние частично оплачивают содержание престарелого, если среднедушевой доход их семьи превышает прожиточный минимум на 150%.

 

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

• прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

• сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах.

Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

1) сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на территории округа;

2) сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них — лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

3) сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

4) сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

5) каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

6) каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень- доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка. Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в Дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) — выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью — первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме к намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной защитой населения имеет статистико-демогра4)ические сведения, о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких, и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д.

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях — сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно. требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной, защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей — сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб — женщины, в основном старше 70—75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. Обследование, проведенное в одном из микрорайонов Москвы (опрошено 3000 человек), выявило нуждаемость в различных видах бытовых услуг и степень ее удовлетворения (табл. 12).

Таблица 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.