Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые века бытия Церкви: от святых апостолов до образования христианской империи




Основные этапы истории христианской Церкви

В истории Церкви можно выделить несколько этапов:

1) 34-313 гг. – от апостольских времен до признания христианской веры при императоре Константине Великом. Это период быстрого распространения Церкви трудами апостолов и их учеников. После разрушения Иерусалима в 70-е годы небольшая христианская община превращается во Вселенскую Церковь, охватывающую Ближний Восток, часть Европы, Северную Африку, Индию, Эфиопию. В этот период формируется канон[75] Священного Писания Нового Завета, складывается иерархическая организация Церкви, определяются формы богослужебной жизни. С этим же периодом связана история гонений на Церковь – вначале со стороны иудеев, затем масштабные преследования со стороны языческой власти, римских императоров.

2) 313-1054 гг. – от времени Константина Великого до времени разделения Церкви на Восточную и Западную (Православную и Католическую). В это время возникает православная Византийская империя. Ведется активная борьба с ересями и формулируется вероучение (эпоха семи Вселенских Соборов, 325-787 гг.). Однако в этот же период возникают разногласия между восточной и западной частями Церкви, впоследствии приведшие к их разделению.

3) 1054-1453 гг. – от разделения Церквей до падения столицы Византийской империи, Константинополя. В Византии этот период характеризуется сложной политической обстановкой и духовным кризисом, что, в итоге, привело к падению православной империи под ударами турок-мусульман. Центр Православия переместился в другое христианское государство – Русь. Западная же Церковь, не теряя политической власти, все больше уклонялась от апостольского предания. В XVI веке, как протест против злоупотреблений католической иерархии, на Западе появляется протестантизм (движение Реформации, с 1517 г.); наиболее крупными течениями его стали лютеранство, кальвинизм и англиканство. Но и протестантизм не дал оздоровления Западной Церкви. Впоследствии от протестантизма отделилось (и отделяется до сих пор) множество различных сект. Восточная же Церковь сохраняла и по настоящий день хранит чистоту христианской веры.

4) XVI - XXI вв. — это время самостоятельного развития Поместных Православных Церквей (среди которых самой крупной является Русская Православная Церковь).

 

Со дня сошествия Святого Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали в Иерусалимском храме и в частных домах, и проповедь их была содействием Божьим чрезвычайно успешна: ежедневно происходило присоединение к Церкви множества иудеев. Чудеса исцелений и воскрешения мертвых, совершаемые апостолами именем Христовым, особенно содействовали евангельской проповеди.

Когда иудейские первосвященники и законники поняли, что из последователей убитого ими Иисуса Христа образуется новое сообщество, не признающее их авторитет, они стали преследовать их. Первой жертвой начатых Синедрионом гонений стал архидиакон Стефан, без суда побитый камнями за мнимое богохульство (ср. Деян. 6-7). После убийства Стефана вся иерусалимская община подверглась преследованиям: верующих отыскивали по домам, заключали в темницы, убивали. Спасаясь от гонений, многие бежали из Иерусалима и рассеялись по всей Иудее и соседним провинциям Римской империи. Гонения невольно послужили быстрому распространению евангельского учения за пределами Иудеи – христиане всюду несли весть о Христе Воскресшем.

Эта первая волна гонений на христианскую Церковь связана с обращением апостола Павла. Ранее известный под именем Савла, молодой фарисей, получивший хорошее образование, проявил себя одним из самых ревностных защитников иудейского закона. Он считал опасным безумием почитание Мессией распятого проповедника из Назарета и, чтобы остановить это учение, не останавливался перед насилием. Так, он сам вызвался поехать в сирийский город Дамаск, чтобы разгромить укрывшиеся там общины последователей Христа. Но на пути в Дамаск случилось чудо: Савлу явился Сам воскресший Христос. После этого явления Савл уверовал и стал пламенным проповедником христианской веры (ср. Деян. гл.9), известным всему миру под римским именем Павел.

За активную миссионерскую деятельность апостол Павел был назван апостолом язычников. Первое время Церковь составляли только уверовавшие во Христа иудеи. Однако вскоре, трудами апостолов Петра, Филиппа, Варнавы и других, к Церкви стали присоединяться и язычники[76]. Но более всех апостолов в деле просвещения языческого мира потрудился ап. Павел. Благодаря его миссионерским трудам вся Малая Азия, Кипр, Крит, Македония, Греция и Рим – области преимущественно с языческим населением – были наставлены в христианском учении. В каждой основанной им общине ап. Павел рукополагал епископов и пресвитеров (священников), которым поручал пасти «стадо Христово». Многие послания апостола Павла к этим общинам, в которых он излагает основы христианской веры, вошли в состав Священного Писания Нового Завета. Святой Павел был назван Церковью первоверховным [77] апостолом– за великие з аслуги по распространению христианства.

О деятельности других апостолов сохранилось мало данных. Все они ревностно занимались благовестием и созданием христианских общин во всех городах Римской империи. Все апостолы, кроме св. Иоанна Богослова, за проповедь о Христе претерпели мученическую кончину.

Гонения на Церковь, начатые иудеями, затем были поддержаны язычниками. В языческом мире, где все боги были почитаемы, приверженность христиан только одному Богу и поклонение лишь Ему казалось странным. Отказ же христиан участвовать в императорском культе, т.е. почитать римского императора как бога и приносить ему жертвы, вообще делал их государственными преступниками[78]. Именно это стало основной причиной жестоких гонений на христиан при римских императорах Нероне, Траяне, Диоклетиане и др.

Вопреки надеждам мучителей страшные гонения не только не уничтожили Церковь, но, наоборот, укрепили и распространили ее. Столетия мученичества стали сильнейшим доказательством истинности христианства: верующие умирали как победители смерти, уверенные в превосходстве жизни с Богом над жизнью в этом мире. И язычники поражались силе христианского Бога, сохранившего Свою Церковь.

Когда в начале IV в. римским императором стал Константин Великий, благосклонно относившийся к христианам, гонения были прекращены. Сам император Константин, будучи язычником, искал истинного Бога и сумел увидеть истину в христианстве. Этому способствовали не только его давние наблюдения за христианами и выяснение содержания их учения, но и особое знамение, которое он получил от Бога. Перед одним из сражений Константин увидел в небе светящийся крест с надписью «Сим побеждай». Той же ночью ему явился Сам Господь Иисус Христом, повелевший иметь в войске знамя в виде креста (хоругвь). Вскоре после одержанной победы Константин издал указ, разрешающий свободно принимать христианство.

Признание императором христианства как истинной веры было не только его личным делом, но шагом государственного значения. Христианство при Константине становится не только терпимым исповеданием, но господствующей верой. Император сам стал покровителем Церкви. Константин с живым вниманием относился к церковным проблемам; одна из великих его заслуг — созыв первого Вселенского Собора, на котором был принят Символ веры.

С именем императора Константина связано также обретение Животворящего Креста Христова и установление праздника Воздвижения Креста. Мать Константина, святая царица Елена, по его поручению отправилась в Палестину. Здесь она обрела крест Господень, устроила храмы на Голгофе, на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у дуба Мамрийского.

Император Константин скончался в 337 г. Современники назвали его Великим, а Церковь за труды по распространению и укреплению христианской веры именует его и его мать, царицу Елену, равноапостольными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.