КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налог на имущество
К числу прямых налогов относится также налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Эти налоги составляют основу бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Налог на имущество организаций среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог) занимает центральное место по сумме поступлений (99,5%), что исторически обусловлено сосредоточением большей части имущества в ведении юридических лиц. Однако в доходных источниках бюджетов разных уровней он не играет существенной роли. Его удельный вес составляет не более 3% доходов бюджетов. До реформы 1992 г. обложение имущества предприятий в России также имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за производственные фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Такая плата была введена в СССР экономической реформой 1965 г. В тот период введение этого налога имело целью стимулировать предприятия освобождаться от излишков сырья и оборудования и не накапливать его на складах. Переход на рыночные условия хозяйствования в начале 90-х гг. принципиально изменил экономическое назначение платы за производственные фонды. Начиная с 1992 г. плата за производственные фонды была переименована в налог на имущество организаций. При этом изменился и характер этого налога. В настоящее время, во-первых, налог на имущество предприятий реализует налоговые отношения между предприятием и государством. Во-вторых, формирование налоговой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т.п.). Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия. В большинстве развитых стран налогу на имущество отводится более активная роль в налоговой системе. Это связано прежде всего с высокой степенью стабильности налоговой базы. Налоговая база налога на имущество, как правило, менее подвержена рыночным колебаниям, она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий; ее легко спрогнозировать государству и учесть при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год. Поэтому преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцем становится физическое лицо. Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество организаций стимулирующей функции повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. Поэтому в большинстве развитых стран сегодня существует единый налог на недвижимость, который включает еще и земельный налог. В нашей стране земельный налог относится к ресурсным налогам и не считается пока имущественным фактором создания стоимости продукции, что не совсем верно. Поэтому в будущем предполагается, что налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог должны быть объединены в единый налог на недвижимость. Плательщиками налога на имущества организаций в России являются: • предприятия, организации, учреждения; • филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; • иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения на территории РФ. Объектом налогообложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств независимо от того, находятся ли они в собственности организации или нет. Но они обязательно должны находиться на балансе данной организации. К объектам основных средств относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная и множительная техника, офисная мебель, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие объекты. Стоимость необлагаемого имущества предприятия включает: 1) объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе предприятия; 2) объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; 3) имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; 4) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; 5) спутников связи; 6) земли; 7) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования; 8) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; 9) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Налогом не облагается также имущество: • бюджетных учреждений и организаций; • коллегий адвокатов и их структурных подразделении; • предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70%; • специализированных протезно-ортопедических предприятий; • используемое исключительно для нужд образования и культуры; • религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ; • предприятий народных художественных промыслов; • жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; • общественных объединений, научно-исследовательских учреждений и др. Налогооблагаемой базой для исчисления налога на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитываемая на каждый отчетный период (1 квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, год). При этом учет объектов основных средств для целей налогообложения ведется по остаточной стоимости (определяемой исходя из первоначальной стоимости с учетом начисленного износа). Расчет среднегодовой стоимости производится следующим образом: суммируется стоимость облагаемого имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом. Полученная сумма делится на число месяцев налогового периода, увеличенное на единицу. При таком способе определения среднегодовой стоимости любое изменение в составе имущества, произошедшее в течение года, будет сказываться на результирующей величине. Начиная с 1992 г. ставка налога на имущество организаций постоянно увеличивалась — с 1 до 2%. В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлена максимальная ставка — 2,2%. Поскольку налог на имущество организаций представляет собой региональный налог, субъекты РФ имеют право устанавливать свои ставки налога, но в пределах, установленных федеральным законодательством. Они могут также устанавливать дифференцированные ставки по видам деятельности налогоплательщика.
Что касается налога на имущество физических лиц, то он полностью зачисляется в местные бюджеты и рассчитывается на основе стоимости имущества, находящегося в собственности граждан. Расчет этой стоимости осуществляется специальными учреждениями — Бюро технической инвентаризации на основании имеющихся у них данных о стоимости строительства тех или иных объектов. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектами налогообложения. В настоящее время к объектам налогообложения относятся следующие виды строений, находящихся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, поэтому ставки этого налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Однако ставки они устанавливают в пределах, которые определены федеральным законодательством. Установленные федеральным законодательством налоговые ставки приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Ставки налога на имущество физических лиц
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости строений на 1 января каждого года. От уплаты налога на имущество освобождаются следующие категории граждан: • Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней; • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; • участники гражданской и Великой Отечественной войн; • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; • пенсионеры; • граждане, уволенные с военной службы; • родители или супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, законодательством установлены дополнительные льготы исходя из вида имущества (строений), находящегося в собственности. Так, не взимается налог с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных сооружений площадью до 50 кв. м.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |