Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И защита гражданских прав 7 страница




Народное предприятие вправе выпускать только обыкновенные акции. Особое внимание Закон уделяет соотношению количества акций работников в уставном капитале народного предприятия. Работникам должно принадлежать такое количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия. При превышении указанного количества народное предприятие обязано выкупить у него "лишние" акции, а работник-акционер обязан продать их народному предприятию. При увольнении работника-акционера его акции также подлежат обязательной продаже предприятию, которое распределяет их между оставшимися работниками-акционерами. Закон запрещает продажу акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии.

Полномочия общего собрания акционеров народного предприятия и его ревизионной (контрольной) комиссии предельно расширены, в то время как компетенция наблюдательного совета (совета директоров) и генерального директора, соответственно, ограничена. Причем независимо от количества принадлежащих акций каждый акционер обладает на общем собрании (по большинству вопросов) только одним голосом.

Юридическая конструкция народного предприятия подвергается критике в связи с искусственностью, неудачным смешением в ней признаков ряда традиционных организационно-правовых форм (прежде всего, акционерного общества и производственного кооператива), чрезмерной "зарегулированностью" многих вопросов и сомнительностью, с правовой точки зрения, ряда норм закона. Эти недостатки во многом не позволяют реализовать на практике заложенную в Законе идею защиты прав работников предприятия и препятствуют увеличению числа народных предприятий (в настоящий момент их количество в России не превышает 35).

 

§ 3. Производственные кооперативы

 

Как следует из п. 1 ст. 107 ГК, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов <1>.

--------------------------------

<1> Помимо ГК, статус и деятельность производственных кооперативов регулируются и иными законами (см. Закон о производственных кооперативах, Закон о сельскохозяйственной кооперации).

 

Производственный кооператив создается для обеспечения личного трудового участия его членов в производственной (хозяйственной) деятельности общества. Этим он отличается от товариществ, в которых предпринимательскую деятельность осуществляют полные товарищи, и от хозяйственных обществ, не предполагающих непосредственного личного участия участника (акционера) ни в осуществлении предпринимательской деятельности общества, ни в создании им продукции (товаров, услуг).

Объединение имущественных вкладов осуществляется в целях формирования уставного капитала и создания имущественных гарантий интересов кредиторов кооператива. Однако от размера имущественного вклада, вносимого в уставный капитал при создании кооператива (паевого взноса), не зависят ни количество голосов участников кооператива на общем собрании, ни их доля в доходе юридического лица. Каждый участник кооператива обладает только одним голосом, чем создается равенство прав участников в управлении кооперативом. Доход от деятельности кооператива распределяется между членами кооператива пропорционально их трудовому участию.

Имущество кооператива разделяется на паи его членов. Пай состоит из паевого взноса и соответствующей части чистых активов (за исключением неделимого фонда). Трудовое участие является обязанностью члена производственного кооператива. Он также обязан вносить паевой, вступительный и иные взносы, предусмотренные уставом кооператива или решением общего собрания членов кооператива.

Членами кооператива могут быть и юридические лица, и нетрудоспособные лица, которые не могут участвовать в деятельности кооператива личным трудом. Однако число членов кооператива, не участвующих в его деятельности личным трудом (так называемых финансовых участников), не может превышать 25% от числа обычных членов кооператива (п. 2 ст. 7 Закона о производственных кооперативах). Число членов производственного кооператива не может быть менее 5.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность своим имуществом по всем обязательствам кооператива в порядке и в размере, установленных уставом и Законом о производственных кооперативах. Сведения о размере и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам должны быть отражены в уставе кооператива.

Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив свой пай и иные причитающиеся выплаты, а также передать свой пай другому члену кооператива либо третьему лицу. Поскольку личный элемент в кооперативе играет определяющую роль, при передаче пая третьему лицу необходимо согласие всех остальных членов кооператива. Наследники умершего члена кооператива могут быть приняты в него, если это предусмотрено уставом кооператива. Если такая возможность не предусмотрена, они имеют право на получение стоимости унаследованного пая (п. 4 ст. 111 ГК, п. 3 ст. 7 Закона о производственных кооперативах).

Член кооператива может быть исключен из его состава по решению общего собрания членов кооператива за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Решения суда для этого не требуется. Право на получение пая и иных причитающихся выплат за исключенным членом кооператива сохраняется.

Система органов управления производственного кооператива включает высший орган - общее собрание членов кооператива и исполнительный - правление и (или) председатель кооператива. Правление создается в кооперативе с числом членов более 10, при этом председатель кооператива одновременно возглавляет его правление (п. 2 ст. 17 Закона о производственных кооперативах). В производственном кооперативе может быть образован и наблюдательный совет, однако создание этого органа по закону не обязательно. Особенностью кооперативов является то, что члены наблюдательного совета, правления и председатель кооператива могут избираться только из числа его членов.

Как и в хозяйственных товариществах и обществах, высший орган управления производственного кооператива обладает исключительной компетенцией, к которой кроме традиционных вопросов (изменение устава, образование и прекращение полномочий исполнительных органов и ревизионной комиссии (ревизора), утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибыли и убытков) отнесены и вопросы о приеме и исключении членов кооператива. Решение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не может быть передано на рассмотрение других органов кооператива. Вместе с тем общее собрание вправе принимать решения по любым вопросам деятельности кооператива, в том числе отнесенным к компетенции его исполнительных органов, что отличает кооперативы от хозяйственных товариществ и обществ.

Производственный кооператив может быть преобразован лишь в хозяйственное товарищество или общество по единогласному решению всех членов кооператива (п. 2 ст. 112 ГК, п. 5 ст. 26 Закона о производственных кооперативах). Реорганизация или ликвидация производственного кооператива осуществляется по решению его членов либо в принудительном порядке судом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кооператива подлежит распределению между его членами в порядке, предусмотренном уставом кооператива либо соглашением между его членами.

 

§ 4. Унитарные предприятия

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.

Участие в предпринимательской деятельности коммерческих организаций - несобственников нехарактерно для развитого рыночного оборота. Оно таит для контрагентов такого юридического лица опасность, связанную с ограничениями правомочий его исполнительного органа и объема его имущественной ответственности. Широкое распространение этого вида юридических лиц в нашей стране связано с длительным периодом господства государственной формы собственности и рассматривается как один из способов участия государства в предпринимательской деятельности.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. Устав федерального унитарного предприятия должен соответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия <1>. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.

--------------------------------

<1> Утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 // РГ. 2005. 7 октября. N 225.

 

Как правило, единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган - директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.

Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <1>. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

--------------------------------

<1> Размер уставного фонда государственных унитарных предприятий должен составлять не менее 5 тыс. МРОТ, муниципальных унитарных предприятий - не менее 1 тыс. МРОТ, установленных на дату государственной регистрации предприятия (п. 3 ст. 12 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

 

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.

Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.

В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.

Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.

 

Глава 7. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не преследуют в своей деятельности цель извлечения прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, границы которой определяются указанными в их учредительных документах целями создания соответствующего юридического лица. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую таким целям (ст. 50 ГК). При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество по общему правилу не передается ее участникам, а направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, для которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использовать имущество ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства <1> (исключения составляют некоммерческие партнерства, учреждения и потребительские кооперативы).

--------------------------------

<1> Статья 20 Закона о некоммерческих организациях.

 

Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, предусмотренный в § 5 гл. 4 ГК, не является исчерпывающим. Он существенно дополнен Законом о некоммерческих организациях и иными законами.

 

§ 1. Потребительские кооперативы

 

Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы <1>. Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.

--------------------------------

<1> См.: Закон о кредитных потребительских кооперативах граждан; раздел V Жилищного кодекса; Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; Закон о сельскохозяйственной кооперации; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "О жилищных накопительных кооперативах" (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41) и др.

 

В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива <1>. Поэтому одно и то же лицо может являться членом (пайщиком) нескольких потребительских кооперативов.

--------------------------------

<1> В п. 1 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено обязательное участие члена сельскохозяйственного кооператива в хозяйственной деятельности кооператива.

 

Потребительский кооператив основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону о потребительской кооперации потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).

Лица, принимающие участие в создании кооператива, а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.

Деятельность потребительского кооператива направлена на удовлетворение потребностей его участников, а не на извлечение прибыли. Однако при реализации своих уставных целей кооператив несет определенные затраты. Поэтому члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Невнесение в полном объеме дополнительного взноса создает возможность привлечения пайщика к солидарной ответственности по обязательствам кооператива в размере неуплаченной части взноса.

В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. Например, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива. В кредитном потребительском кооперативе образуется фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кооператива (п. 1 ст. 16 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан).

Если потребительский кооператив в ходе своей уставной деятельности получает прибыль, она может быть распределена между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает потребительский кооператив от иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.

Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, право преимущественного получения товаров и услуг в организациях потребительского общества, право гарантированного сбыта своей продукции через эти организации, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.

Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие (кооперативные) выплаты, предусмотренные уставом.

Система органов управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков, которое наряду с вопросами, отнесенными законом и уставом к его исключительной компетенции, вправе принять к своему рассмотрению любой другой вопрос. Деятельность кооператива возглавляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.

При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива. Имущество, входящее в неделимый фонд, по решению общего собрания передается другим потребительским кооперативам (обществам) (п. п. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации, п. 3 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

 

§ 2. Общественные объединения

 

Указанную форму избирают лица, объединяющиеся на основе общности интересов для удовлетворения своих духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК). Основы правового положения общественных объединений закреплены в Законе о некоммерческих организациях и Законе об общественных объединениях.

Следует отметить, что Закон об общественных объединениях регулирует вопросы деятельности объединений как являющихся юридическими лицами, так и не обладающих таким статусом и, соответственно, не подпадающих под понятие некоммерческой организации, предусмотренное в ГК.

В отличие от ст. 117 ГК, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в Законе об общественных объединениях понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.

При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения не тождественны понятиям фонда и учреждения, используемым в ГК для обозначения самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Помимо Закона об общественных объединениях, правовое положение общественных объединений, осуществляющих ту или иную деятельность (политическую, благотворительную и др.), определяется специальными законами <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; Закон о благотворительной деятельности.

 

Религиозные организации, упоминаемые в ст. 117 ГК, следует расценивать как разновидность общественных организаций. Они являются объединениями граждан, имеющих своей целью совместное исповедание и распространение веры. Их правовое положение регулируется нормами Закона о свободе совести и другими специальными нормативными актами.

Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами <1>.

--------------------------------

<1> Например, в силу ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

 

Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Кроме того, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками.

Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Эти цели, в частности, определяют границы реализации общественным объединением права предпринимательской деятельности. Такая деятельность может вестись только в соответствии с уставными целями и должна им соответствовать.

Например, религиозная организация вправе распространять, в том числе и на возмездной основе, предметы культа и религиозного просвещения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения (п. п. 1, 2 ст. 17 Закона о свободе совести).

Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Например, политическая партия имеет право лишь на информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (п. 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 2950.

 

Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности (ст. 31 Закона об общественных объединениях). Так, они могут участвовать в уставном капитале других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Принцип соответствия деятельности объединения его целям, определенным в уставе, в этом случае также должен быть соблюден. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения.

Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.