Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы государственного управления Петра I




Необходимость реформ госуправления. До прихода к власти Петра Алексеевича система государственного управления была громоздка, неповоротлива и малоэффективна. Российская монархия с ее устаревшей, отставшей от Европы системой управления с трудом справлялась с руководством огромной державой. Расширение территории в результате присоединения Сибири, завоевания Казанского ханства, Астраханского ханства, вхождение Украины в состав России – все это требовало новых подходов к управлению огромным государством, в котором к концу ХVII в. проживало более 10 млн человек.

Старая система государственного управления не отвечала новым задачам, в том числе успешному ведению Северной войны 1700–1721 гг., которая требовала новых подходов и принципов. Приказы как органы государственного управления изжили себя. Они не справлялись ни с обеспечением всем необходимым возросших вооруженных сил, ни со сбором налогов с населения, ни с управлением провинциями. Приказы часто дублировали друг друга, создавая неразбериху на местах.

Очевидно, что реформатор не имел четкого, до конца продуманного плана преобразований. Отсюда некоторая незаконченность реформы государственного управления, фрагментарность в ее проведении. Но все же будущий император представлял себе основные ее контуры, знал, чего он хотел добиться реформами. Он создавал централизованный бюрократический аппарат, который мог бы четко и быстро исполнять указы и распоряжения монарха и вместе с тем проявлять разумную инициативу в пределах своей компетенции. Такой принцип работы государственного аппарата, внедрявшийся Петром I, можно сравнить с армейскими принципами, когда каждый офицер, быстро и четко исполняющий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает поставленные перед ним конкретные задачи. Выражаясь современным языком, Петр выстраивал свою вертикаль власти.

Царь начал реформировать госуправление с Боярской думы.

Боярская дума. С ее традициями неспешного обсуждения государственных дел Боярская дума не отвечала новым требованиям Петра I. Бояре, как старейшее аристократическое сословие, правящая элита общества, при новом монархе постепенно исчезли с политической арены. Этому во многом способствовало упразднение Боярской думы. Причем, чтобы избежать ненужных конфликтов с боярами, молодой царь производил постепенное сокращение законосовещательного органа – не назначал в нее новых членов вместо выбывших бояр. При нем Боярская дума сократилась с 182 до 86 человек, то есть в два с лишним раза. При этом не более двух десятков бояр могли похвастаться своими родословными, а возглавлял Боярскую думу Федор Юрьевич Ромодановский, представитель дворян, входивший в «кумпанию» Петра I.

Царский указ о единонаследии от 1714 г. окончательно уравнял права бояр и дворян в наследовании собственности, а с введением «Табели о рангах» родословная перестала быть главной привилегией при назначении на высокую государственную должность. Так юридически бояре и дворяне сливались в единое сословие, которое царь на польский манер называл единым термином – «шляхетство».

Сенат. Наряду с Боярской думой Петр I первоначально учредил Ближнюю канцелярию, в которую вошли 20 особо доверенных людей. Вскоре эта канцелярия была трансформирована в «Консилию министров». Указом от 22 февраля 1711 г. Петр I создал Сенат, который заменил два предыдущих органа государственной власти. Во время военных походов Петра I и его заграничных поездок Сенат должен был замещать царя. В одном из законодательных актах о Сенате, Петр I повелевал: «Сенат собирается вместо присутствия Нашей персоны в отлучении… Подобает Сенату иметь о Монаршеской и Государственной пользе неусыпное попечение…»

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царским указом. По решению Петра I в первоначальный состав Сената были включены девять человек. Среди них: три представителя старинной титулованной знати – князья Г.И. Волконский, П.А. Голицын, М.В. Долгорукий; три члена Боярской думы – Г.А. Племянников, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, а также дворяне В.А. Апухтин, Н.П. Мельницкий и М.А. Самарин. Сенаторы были приведены к присяге, текст которой написал сам Петр I.

Сенат был высшим органом государственного управления. К его компетенции относились: 1)разработка проектов новых законов; 2) организационно-судебная деятельность по созданию и руководству работой местных судов; 3) рассмотрение апелляций; 4) финансовый и налоговый контроль; 5) кредитные и внешнеторговые полномочия; 6) кадровая работа; 7) контроль за деятельностью администрации и др. Петр I предписывал Сенату: «Суд иметь не лицемерный, неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения…»

Сенат, состоявший из представителей высших сословий, имел право издавать указы, обязательные для исполнения на всей территории России. Обязательность исполнения решений Сената подкреплялась страхом наказания вплоть до смертной казни.

Сенату были подведомственны все центральные и местные органы власти, включая приказы и губернаторов. В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы своего существования стал бюрократическим учреждением со своим штатом чиновников. При Сенате находились комиссары (постоянные представители) от каждой губернии для получения указов и других распоряжений, касающихся непосредственно губерний. Эти же должностные лица имели право сноситься с Сенатом на предмет передачи просьб, жалоб и нужд, исходивших из губерний.

Императорский указ от 27 апреля 1722 г. завершил формирование Сената и его структуру, определил порядок прохождения дел, вводил обязательную письменную регистрацию решений. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем. В ее состав входило три отдела: секретный, приказный и разрядный. Так как значительная часть правительственных учреждений оставалась еще в Москве, было создана Московская контора Сената.

С 1722 г. он стал называться «Правительственный Сенат». Однако Петр I не собирался делить с Сенатом государственную власть, и поэтому уже вскоре после окончания победоносной войны со Швецией он запретил Сенату издавать общегосударственные правовые акты.

Создание и формирование Сената в 1711–1722 гг. подтверждает вывод о том, что значительная часть преобразований и реформ Петра начиналась и проходила без четкого плана, но постепенно принимая завершенные формы.

Коллегии. Вторым по значению крупным шагом в реформировании центральных органов власти и управления стало упразднение приказной системы и создание коллегий. Следует отметить, что реформатор не сразу пришел к идее замены приказной системы управления. Об этом свидетельствует тот факт, что молодой царь первоначально пытался как-то усовершенствовать старую систему. В связи с подготовкой к новому Азовскому походу в 1696 г. был образован Корабельный (Адмиралтейский) приказ. С началом Северной войны путем слияния Рейтарского и Иноземного приказов создается Приказ военных дел; почти одновременно для снабжения воюющей армии был учрежден Провиантский приказ.

Северная война потребовала не только напряжения народных сил, реформирования дворянского ополчения и стрелецкого войска, но и выявила все несовершенство управления воюющей страной, привела царя-реформатора к необходимости новых изменений в высших органах власти и управления.

Европейский принцип организации органов государственного управления и преимущества коллегиального принятия решений молодой монарх неоднократно мог наблюдать в европейских государствах, куда ездил в составе Великого посольства. Передовой иностранный опыт был им учтен при осуществлении реформ.

В 1717–1718 гг., когда отсталость государственного управления стала еще более очевидной, Петр I вместо приказов учредил коллегии. Преимущество коллегий состояло в том, что круг их должностных полномочий и обязанностей был чётко расписан, они были более цивилизованными органами государственного управления.

Во главе коллегии стоял ее президент. Президентами коллегий Петр Алексеевич назначил своих ближайших сподвижников, входивших в его «кумпанию»: Ф.М. Апраксина, А.С. Шеина, Г.И. Головкина, А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, Д.М. Голицына и других. Эти руководители не только наладили работу центральных органов государственного управления, но и показывали пример верного служения своему Отечеству, оправдывая высокое доверие своего государя. По поводу подбора руководящих кадров при Петре I представляется примечательным высказывание, которое сделал автору реформ его современник, член Сената, князь Я.Ф. Долгорукий: «Умные государи умеют и умных советников выбирать, и верность их наблюдать».

В состав коллегии, кроме президента, входили вице-президент, 4–5 советников и 4 асессора. Состав коллегии подбирался Сенатом. При коллегии имелась канцелярия, в которой трудились чиновники меньшего ранга: регистратор, секретарь, нотариус, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату. Каждая коллегия занималась своим делом, не вмешиваясь в деятельность других ведомств.

Она могла руководить только своими органами, созданными на местах в целях исполнения решений коллегии. Кроме того, коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и их канцелярии. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом. Но в целях единообразия организационного устройства, управленческой деятельности и делопроизводства 28 февраля 1720 г. Петром I был введен «Генеральный регламент», состоявший из 156 глав.

Обсуждение государственных вопросов в этом органе управления страной проходило коллективно до принятия решения. Высказывали мнения члены коллегий, начиная с младшего чина. Резюмировал мнения президент коллегии. Такой способ принятия управленческих решений был внедрен на основе западноевропейского опыта, в основном шведского и английского.

Круг вопросов, которыми занимались петровские коллегии, был весьма похожим на проблемы, которые решают современные российские отраслевые министерства и ведомства. Берг-коллегия, например, руководила развивающейся горной промышленностью. Мануфактур-коллегия ведала другими отраслями промышленности. Коммерц-коллегия занималась сбором налогов, пошлин и других поступлений в императорскую казну, то есть приходной частью бюджета. Штатс-коллегия ведала расходами государства и отвечала за расходную часть бюджета. Ревизион-коллегия контролировала финансовую деятельность государственного аппарата. Военная и Адмиралтейская коллегии руководили вооруженными силами страны. Юстиц-коллегия осуществляла руководство гражданским судопроизводством. Всего к 1721 г. действовало 11 таких коллегий и Святейший Синод, который управлял делами Русской православной церкви.

Коллегии не охватывали всех сфер управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие учреждения находились в ведении многочисленных палат, контор и некоторых приказов. Например, политическим сыском на протяжении всей петровской эпохи занимался Преображенский приказ, делами монастырских и церковных земель ведал восстановленный царем Монастырский приказ.

Президенты коллегий до 1722 г. входили в состав Сената, высший орган госуправления. В указе от 12 января 1722 г. Петр I признавал, что присутствие в Сенате президентов затрудняет надзор за коллегиями. Поэтому почти все президенты коллегий вскоре были выведены из состава Сената.

Структурой и функциями коллегиальных органов государственного управления реформатор занимался по 1722 г. включительно. Коллегии просуществовали почти 100 лет и были упразднены лишь в 1802 г. Александром I.

Реформируя государственный аппарат,Пётр I одновременно вводил государственный контроль за деятельностью высших и центральных органов власти и управления. Для лучшей организации государевой службы, осуществления контроля за служащими Петром I вводятся новые государственные должности: герольдмейстера, рекетмейстера, обер-фискала, обер-прокурора и др.

Герольдмейстер. С целью упорядочения государевой службы при Сенате вводилась высокая должность герольдмейстера, который заведовал всей службой дворян. Согласно «Инструкции герольдмейстеру», подписанной императором, основные задачи его заключались в документальной регистрации прохождения службы и дворянского состояния. Это был важный шаг вперед в кадровой работе при высшей администрации, упорядочении дворянской службы. При Петре I дворяне были обязаны служить пожизненно.

Вместо постельничих, ловчих и других русских названий придворных Петр I ввел более благозвучные (с его точки зрения) чины: камер-юнкер, камер-фурьер, обер-гофмейстер и т.д.Название придворных должностей было в основном на немецком языке. Сказалась страсть императора ко всему иностранному, европейскому.

Рекетмейстер. В 1722 году Петром I были учреждена государственная должность рекетмейстера, который принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения какой-нибудь коллегии и доносил о том Сенату, а в особых случаях и самому императору.

Царский контроль за Сенатом. Петром I под государев контроль был поставлен и сам Сенат. Первоначально при Сенате для контроля за его деятельностью в 1711 г. была учреждена должность обер-фискала. Позднее вводится должность генерал-ревизора. В 1722 г. контролировать работу Сената Петр I поручил генерал-прокурору П.И. Ягужинскому, которого он называл «оком государевым». В царском указе от 27 апреля 1722 г., которым вводилась эта высокая государственная должность, устанавливалось: «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил…»

Преображенский приказ. Основание Преображенского приказа относится к началу царствования Петра I. Он был учрежден в 1686 г. в подмосковном селе Преображенском – отсюда и его название. Первоначально это ведомство предназначалось для управления Преображенским и Семеновским полками. Позднее Преображенский приказ стал использоваться Петром в качестве политического органа в борьбе за власть с царевной Софьей.

С 1695 г. в его ведение была передана охрана общественного порядка в Москве и наиболее значимые судебные дела. В 1702 г. царь повелел присылать в приказ всех, которые будут сказывать за собой «Слово и дело государево» (то есть обвинять кого-либо в государственном преступлении). Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях, или, как они тогда назывались, «противу первых двух пунктов». По утверждению Н.И. Костомарова, при Петре «за одно неосторожное слово людей хватали, тащили в Преображенский приказ, подвергали неслыханным мукам».

До 1717 г. Преображенским приказом руководил ближайший сподвижник Петра князь Ф.Ю. Ромодановский, а после смерти – его сын И.Ф. Ромодановский. Ему же подчинялась и Тайная канцелярия.

Тайная канцелярия была создана в России по указу Петра I как орган политического сыска и суда в феврале 1718 г. в Санкт-Петербурге. В первые годы она существовала параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции. Тайная канцелярия имела те же предметы ведомства, что и Преображенский приказ в Москве. Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно. Общее руководство Тайной канцелярией, так же как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников.

Тайная канцелярия и Преображенский приказ тесно сотрудничали с другим правоохранительными органами, созданными реформатором, прокуратурой и полицией.

Прокуратура. Созданная ходе петровских реформ она выполняла общие надзорные функции. Полномочия прокуроров распространялись с 1720 г. и на надворные суды. Прокуроры получили право приостанавливать решения судов, извещая при этом генерал-прокурора, который имел указание сообщать царю о подобных фактах.

Полиция. В начале ХVIII в. появился еще один новый орган в системе государственного аппарата – полиция, основная задача которой была оберегать устои крепостнического строя и монархии. 7 июня 1718 г. Петр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант А.М. Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих.

Несколько позже на полицию были возложены функции борьбы с преступностью в городе, городское благоустройство, противопожарные мероприятия. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 г. в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам. 19 января 1722 г. была учреждена полиция в Москве во главе с обер-полицмейстером.

При тогдашнем порядке расследования преступлений колодники, уличенные в каком-либо уголовном преступлении, могли по желанию продлить свой процесс, сказав «слово и дело» и совершив донос. Они немедленно забирались в Преображенский приказ вместе с оговоренными, причем очень часто оговаривались люди, не совершившие никакого преступления, но на которых доносчики имели злобу.

Административно-территориальная реформа. Петр I изменил административно-территориальное устройствоРоссии. При нем появились губернии и провинции. По решению царя с 1713 г. Россия перешла на трехзвенную структуру: губерния – провинция – уезд.

Первоначально по указу Петра I от 18 декабря 1708 г. «Об учреждении губерний…» были созданы Московская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Киевская, Сибирская, Ингерманландская (в 1710 г. преобразована в Санкт-Петербургскую) и Азовская губернии. К 1714 г. число губерний возросло до 11. Во главе губернии царь ставил губернатора. Петр I был строг к губернаторам. За несвоевременное исполнение царских указов губернаторам угрожал «наказанием, как изменникам».

Губернатор имел большие полномочия: ведал гражданским управлением вверенной территории; командовал войсками, расквартированными в губернии; контролировал судебную власть.

Кроме губернатора и вице-губернатора в состав губернского правления входили:

– губернский судья (с 1719 г. – надворный суд);

– обер-комиссар, который ведал финансами;

– обер-провиантмейстер, ведавший поставками продовольствия для войск;

– управитель дворцовых имений.

У главы администрации губернии была своя канцелярия. В помощь губернаторам Петр I в 1713 г. учредил коллегии ландратов, включавшие от 8 до 12 человек, избираемых местным дворянством. Этим была предпринята попытка реформатора ввести в губернское управление коллегиальное начало. Однако коллегии ландратов не стали совещательным органом при губернаторах, не пожелавших поступиться принципами единоличного управления своей территорией.

Губернии до 1713 г. делились на уезды, общее количество которых превышало 300 единиц. Это значительно усложняло общее управление ими, и поэтому вскоре было введено деление губерний на провинции. Во главе уездов стояли земские комиссары, которые избирались из числа дворян.

В 1715 г. уезд как административная единица был упразднен. Вместо него ввели «дистрикты» во главе с комиссарами. В переводе с немецкого «district» означает округ. В 1719 г. дистрикты (округа) также упразднили, и страна перешла на двухуровневую систему местного управления: губерния – провинция.

Во главе провинций стояли воеводы, имевшие солидный бюрократический аппарат. В него входили: казначей, обер-комендант, начальник конторы рекрутских дел, вальдмейстер (от слова «вальд» – лес, «мейстер» – мастер). Обер-комендант занимался административной деятельностью, вальдмейстер отвечал за охрану лесов и заготовку корабельных мачт и других стройматериалов из леса для флота. При воеводе, кроме того, состоял выборный дворянский совет.

Украинской автономии был предоставлен особый статус, в ней сохранялся прежний порядок управления во главе с гетманом, сохранялось и украинское право. Для управления Украинской автономией из центра Петром I была создана Малороссийская коллегия.

 

Таким образом, цель административно-территориального переустройства заключалась в создании новой системы местного управления. Реформа позволила улучшить управляемость огромной империей. Ее результатом стала более четкая работа местных органов власти по снабжению армии и флота в военное время. Для этого в органе управления каждой территориальной единицы имелись чиновники, отвечающие за снабжение армии и флота продовольствием, лесом, вооружением и т.д. Возглавлял этих военных чиновников созданный в каждой губернии институт кригскомиссаров(отнем. Krieg – война).

Губернская реформа привела не только к улучшению управляемости провинцией, но и сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов, а также к созданию на местах разветвленной сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Бурмистрская палата. С целью улучшения управления городскими делами в январе 1699 г. по решению молодого царя была образована Бурмистрская палата, реорганизованная в 1700 г. в городскую Ратушу. В подчинение Ратуши были переданы земские избы, которые в угоду новым веяниям были переименованы в бурмистрские избы. До этого преобразования торговые и промышленные предприятия находились в ведении приказов и воевод. Должность воевод сохранялась, но у них оставались только военные функции. Административные. судебные, финансовые функции передавались Ратуше. Земские бурмистры, входившие в состав Ратуши, занимались сбором торговых и иных пошлин, рассмотрением жалоб и тяжб между «торговыми и промышленными людьми». Таможенные и кабацкие доходы собирали так называемые таможенные и кабацкие бурмистры. Таможенные, кабацкие и земские бурмистры и составляли бурмистрские избы. Принцип взаимодействия ратуши и бурмистрских изб Петр I перенял из европейского муниципального самоуправления. Такая структура российского местного самоуправления сохранилась до окончания Северной войны.

Главный магистрат. К 1720 г. в городах на сословной основе были созданы магистраты, которыеизбирались регулярными, то есть состоятельными, горожанами. В центре в 1720 г. был образован Главный магистрат,который стал управлять купечеством и ремесленниками.

Сословно-правовые преобразования укрепили абсолютную монархию, привлекли на гражданскую и военную службу императору новые кадры. По регламенту Главного магистрата от 1721 г. отбор на государеву службу производился на основе личных качеств кандидата, а не его принадлежности к той или иной гильдии.

Таким образом, реформы Петра коснулись практически всех сословий, представлявших население империи, изменив их социальное и экономическое положение.

Борьба с коррупцией. ВРоссиикоррупция в государственном управлении приобрела массовый характер. О мздоимстве высших чиновников неоднократно докладывалось монарху. Вот лишь некоторые выдержки из этих докладов: петербургский губернатор Меншиков позволяет себе «распоряжаться казною в свою пользу»; князь Мосальский утаил от продажи соли 80 тыс. рублей; каргопольский чиновник Борковский, желая утаить свои злоупотребления служебным положением, «принуждал земских бурмистров и старост написать поддельные книги, в которых бы его взятки не значились».

Получая донесения, царь жестоко наказывал коррупционеров и мздоимцев. Вот несколько примеров борьбы с коррупцией петровских времен. За мздоимство по приказу Петра I был повешен сибирский губернатор князь Гагарин. Архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен судом к большому денежному штрафу. Вице-губернатор Корсаков в 1715 г. был публично наказан кнутом, а двум сенаторам, князьям Волконскому и Опухтину, жгли языки раскаленным железом.

Для борьбы с коррупцией, а также в целях установления контроля за деятельностью центральных и местных органов государственного управления Петром I был учрежден институт фискалов. В 1711 г. были введены должности провинциал-фискалов. В городах обязанности контроля за местной администрацией исполняли городовые фискалы. В их обязанности входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казенные средства, не брали взяток. Доносы фискалов с мест собирала Расправная палата, восстановленная царем в 1712 г. Доносы обобщались и регулярно (один раз в месяц) докладывались Сенату.

Руководил этой службой обер-фискал, подчиненный самому царю. Он должен был «надсматривать тайно и проведывать, нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы за знатным лицом, должен объявить перед Сенатом». Примечателен следующий факт: если доносы фискалов подтверждались, то им полагалось солидное вознаграждение – половина от суммы взысканных штрафов или стоимости конфискованного имущества. Если даже фискал не сможет доказать справедливость своего доноса, то он освобождался от наказания, а те, на кого он доносил, не могли «высказывать против него досаду» под страхом жестокого наказания. Петр поощрял также доносы рядовых граждан на казнокрадов и взяточников. Нововведением Петра было материальное поощрение доносчиков «из народа»,которым полагалась, например, четвертая часть имущества тех, кто в ущерб казне торговал вином или табаком. Как утверждал русский историк Н.И. Костомаров, «везде бродили шпионы, наушники, подглядывали, подслушивали и доносили». Возможно, поэтому слово «фискал» в России получило негативный оттенок.

Табель о рангах. Рост числа чиновного люда поставил перед Петром I нелегкую задачу по реформе государственной службы. Он стремился найти такой организационный и правовой механизм, с помощью которого можно было бы изменить «отношение служилых людей к государевой службе», к исполнению ими своих обязанностей и полномочий, обеспечить карьерный рост, уменьшив при этом мздоимство и коррупцию.С этой целью вместо старого служебно-родового механизма движения по служебной лестнице Петр I установил принцип выдвижения и продвижения по службе в зависимости от реальных заслуг личности, ее деловых качеств. Этот принцип положен в основу «Табели о рангах», введенной в действие императорским указом от 24 января 1722 г.

«Табель о рангах» устанавливала 14 классов (рангов) чиновников, независимо от знатного происхождения. Она представляла собой 14-ступенчатую служебную лестницу с 4 параллельными рядами, означавшими статскую (гражданскую), военную, морскую и придворную службу. Служебная лестница определяла соответствие классного чина занимаемой должности. Самой низшей ступенькой гражданской, или статской, службы петровской «Табели о рангах» был ХIV классный чин коллежского регистратора.

Получение дворянства при Петре I означало получение земли и крепостных крестьян. При выходе в отставку дворянское звание обеспечивало его обладателю достойную пенсию.

Все чиновники носили мундиры, а зимой и шинели. По их одежде можно было почти безошибочно определить принадлежность к тому или иному ведомству. Например, красная подкладка шинели выдавала чиновника органа внутренних дел, зеленая подкладка говорила о том, что владелец шинели служит в путейском ведомстве и т.д. Шинели носили и работники театров. Артисты говорили (и это сохранилось до сих пор), что они служат в театре. Классные чины получали преподаватели вузов, известные ученые*.

«Табель о рангах» заменила прежнее деление дворян по знатному и родовому принципу. Она способствовала продвижению по службе, как военной, так и придворной, и статской (гражданской) действительно способных и трудолюбивых людей. В основе ее лежал принцип заслуг перед Отечеством. Причем для каждого чина устанавливался свой срок службы. Например, чтобы претендовать на VIII классный чин, дававший потомственное дворянство, необходимо было прослужить в предыдущем, IX чине, не менее 12 лет. За особые заслуги перед Отечеством и императором или ратные подвиги срок службы в одном чине мог быть уменьшен.

Высшие чины с I по V класс присваивались только по воле императора за особые заслуги перед Отечеством и монархом. Сановники, имевшие эти чины и состоявшие на гражданской (статской) военной, морской и придворной службе, входили в элиту российского общества, принимали участие в проведении государственно-правовых реформ, управлении государством, армией и флотом, то есть имели непосредственное отношение к российской внутренней и внешней политике.

Петровская «Табель о рангах» сыграла видную роль в привлечении дворян на государственную службу, а также в увеличении дворянского сословия за счет способных людей из низших сословий. Следует отметить, что император установил искусственное ограничение по служебной лестнице выходцам из других (не дворянских) слоев. Специальным указом он запретил продвигать их по службе выше IX классного чина, соответствовавшего младшему офицерскому составу. И тем не менее более 60% офицеров, участвовавших в военных кампаниях и показавших личную храбрость, были произведены в дворянское звание.

Абсолютная монархия сломала старые сословно-представительные институты, создала новые и определила правовой статус каждого сословия.

Дворяне. Сословие дворян в результате государственно-правовых реформ значительно окрепло, получило новые привилегии. Если до петровских реформ дворян насчитывалось всего 15 тыс., то после смерти реформатора в России было уже свыше 100 тыс. дворянских семей. Таким образом, уже в первой четверти XVIII в. сформировалась новая социальная опора абсолютной монархии, ставшая своего рода гарантией необратимости петровских реформ.

Согласно царскому указу от 26 января 1718 г. дворяне объявлялись неподатным населением (освобождались от налогов), но обязывались нести пожизненную службу. Уклонение от статской или военной службы автоматически влекло лишение дворянского звания и привилегий.

Духовенство. В период петровских преобразований определенные изменения произошли в российском духовенстве. Стараниями Петра оно превратилось в полупривилегированное сословие. Духовенство лишилось иммунных грамот, освобождавших его от всех видов налогов, с него стали взиматься ямские, ратные сборы. Частичной секуляризации подверглось церковное землевладение. После проведения церковной реформы духовенство окончательно лишилось своей автономии от государства.

Крестьяне. Среди сельского населения России выделялись следующие категории крестьян.

1. Крепостные крестьяне, принадлежавшие помещикам, вотчинникам и монастырям.

2. Государственные крестьяне, проживавшие на общинных землях. Они делились в свою очередь на черносошных крестьян – русских, проживающих главным образом на землях Сибири, Поволжья и Поморья (в то время – на окраинах государства), и ясашных крестьян – нерусское население страны.

3. Однодворцы – мелкие служилые люди, в основном южных окраин России. По своему социальному статусу они относились к государственным крестьянам, так как основным занятием их было земледелие. Их отличительной особенностью являлось то, что они имели право владения крепостными людьми.

4. «Посессионные крестьяне» – сельские жители, которых царь с 1721 г. разрешил продавать купцам и промышленникам для работы на мануфактурах. Продажа и покупка посессионных крестьян без прикрепления к мануфактуре не допускались. За этим следили чиновники из Мануфактур- и Берг-коллегии.

Указ от 22 января 1719 г. окончательно уравнял права крепостных крестьян, холопов и гулящих людей. Холопы и гулящие люди (бродяги, нищие, беглые преступники) «сажались на землю», вносились в «ревизские сказки» и обязывались платить подати в царскую казну. В 1721 г. было законодательно запрещено продавать крестьян без земли. Политика реформатора в отношении крестьянства заключалась в юридическом оформлении единого податного слоя сельских жителей, несущих основное бремя государственных налогов.

Горожане и гильдии. Жители городов при Петре I стали делиться на две категории:«регулярных» и «подлых». Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, которые не имели собственного состояния и нанимались к другим на работу. Регулярные горожане делились на две гильдии. В первую гильдию входили богатые купцы, банкиры, судовладельцы, врачи, аптекари, ювелиры, художники, другие люди, владевшие капиталом от 10 до 50 тыс. рублей. Вторая гильдия включала ремесленников и мелких торговцев, людей с капиталом от 5 до 10 тыс. рублей.

Деление на гильдии сыграло определенную роль в упорядочении налогов и сборов в зависимости от сословия. Однако со временем оно утратило свое первоначальное назначение, так как чиновники, определявшие принадлежность к гильдиям, преследовали цель увеличения числа состоятельных налогоплательщиков и поэтому произвольно зачисляли в члены гильдии лиц, не имевших к ним никакого отношения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 8055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.