Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание и укрепление правоохранительных и репрессивных органов




С победой Октябрьского вооруженного восстания и захватом власти перед большевиками встала задача защиты завоеваний революции. В.И. Ленин придавал этой проблеме важное значение. Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, говорил вождь, если она умеет защищаться. В самом начале борьбу с контрреволюционными силами вели Петроградский и местные военно-революционные комитеты (ВРК).

Для защиты революции были привлечены отряды Красной гвардии, части старой армии, поддерживавшие советскую власть, созданы отряды рабочей милиции, внутренние войска, части особого назначения, суды, ВЧК.

Милиция. Постановление НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» предписывало местным Советам рабочих и солдатских депутатов создавать рабочую милицию, то есть вооружать рабочий класс для защиты революции. Рабочая милиция стала одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных для охраны революционных завоеваний.

В начале декабря 1917 г. приказом НКВД прежнее Главное управление по делам милиции было ликвидировано, его работники, назначенные Временным правительством, уволены. Ликвидацию старого аппарата милиции на местах осуществляли местные органы власти. В тех случаях, когда прежние сотрудники милиции проявляли лояльность к советской власти, они не расформировывали ее подразделения, а направляли в них своих представителей для руководства. В тех местах, где прежняя милиция открыто выражала свое несогласие с действиями советской власти и не подчинялась ее указаниям, она просто упразднялась. Вместо прежних сотрудников подбирался новый штат рабочей милиции во главе с большевиками.

III Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) обязал местные Советы не допускать в милицию представителей свергнутых классов. В свете указаний центра проводились чистки аппаратов милиции на местах с целью избавления их от враждебных и морально неустойчивых лиц. Местные Советы определяли организационную структуру милиции, устанавливали их штаты, укрепляли проверенными кадрами, заботились о вооружении, снабжении всем необходимым для выполнения ответственных задач.

Первоначально милиция не была постоянным органом с устоявшейся штатной структурой. Очень скоро было осознано, что система охраны правопорядка не может существовать и эффективно функционировать, будучи набором добровольческих отрядов. В марте 1918 г. комиссар НКВД поставил перед правительством вопрос о милиции как государственной организации. 21 октября 1918 г. НКВД и Наркомюста утвердили совместную «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции». На основе этого документа милиция создавалась как государственная силовая структура противодействия контрреволюции и борьбы с преступностью.

Для руководства милицией в масштабе страны было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах были созданы местные управления милиции, которые подчинялись как Главному управлению, так и местным Советам. Одновременно создавались структурные подразделения уголовного розыска: при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции образовывалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях – отделы уголовного розыска. На работы в милицию стали подбирать кадры более тщательно. В годы гражданской войны подразделения милиции в соответствии с декретом СНК привлекались к боевым действиям.

ВЧК. Острота классовой борьбы за власть, массовый саботаж бывших чиновников заставили Петроградский ВРК принять экстренные меры по созданию органа государственной безопасности. 21 ноября 1917 г. специальным постановлением он создает Комиссию по борьбе с контрреволюцией. Однако 5 декабря Петроградский ВРК был ликвидирован, и Комиссия прекратила свою деятельность. Поэтому решением Совнаркома 7 декабря (20 декабря – по новому стилю) 1917 г. была создана ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия. Ее основная задача заключалась в подавлении контрреволюции и саботажа, то есть в защите молодой советской власти от врагов внутри страны. Возглавлял ВЧК ближайший соратник Ленина Ф.Э. Дзержинский, или Железный Феликс, как его еще называли товарищи по партии.

Со второй половины декабря 1917 г. на местах стали создаваться органы ВЧК. За короткий срок было образовано 40 губернских и 365 уездных ЧК.

14 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров по предложению Ленина принял постановление об организации при ВЧК вооруженных отрядов из энергичных и преданных революции людей. Каждый поступавший на службу в вооруженные отряды ВЧК должен был иметь рекомендации от двух большевиков. Корпус войск ВЧК, ставший впоследствии основой для формирования внутренних войск России, в феврале 1919 г. насчитывал 22 тыс. бойцов при 360 пулеметах и 36 орудиях.

Правовой статус и основные функции ВЧК были определены специальным постановлением правительства от 31 января 1918 г. В постановлении было записано, что на ВЧК возлагается задача производить розыск, пресечение и предупреждение преступлений против советской власти. Ей предоставлялось право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. ВЧК первоначально была лишена права вести следствие по делу. Собранные материалы она обязана была передавать в следственную комиссию ревтрибунала. Она руководствовалась в своей работе исключительно «революционной законностью». Постановление СНК от 21 февраля 1918 г. «Социалистическое Отечество в опасности», изданное в связи с наступлением немецких войск, наделило ВЧК правом внесудебного вынесения приговоров с применением высшей меры наказания.

Получив право розыска, следствия и расстрела без суда, ВЧК в полной мере стала оправдывать свое название как чрезвычайного органа советской власти. ВЧК могла расстрелять любого попавшего под подозрение гражданина без суда и следствия, «законным образом» нарушая общепринятые принципы судопроизводства. При наличии разветвленной сети местных чрезвычайных органов, получивших законное право «расстреливать контрреволюционеров на месте», имевших собственные вооруженные отряды, ВЧК вскоре превратилась в мощный механизм политических репрессий.

ВЧК активно участвовала в «красном терроре», официально введенном декретами наркомов внутренних дел и юстиции соответственно 4 и 5 сентября 1918 г. Выполняя директивы органов государственного управления, она участвовала в массовых арестах и расстрелах. Но как бы ни оценивали историки ее роль в государственном аппарате, ВЧК справилась с поставленными задачами. Благодаря ее неутомимой работе как в центре, так и на местах было раскрыто большое количество антисоветских заговоров, пресечено множество открытых контрреволюционных выступлений, в том числе в форме политического бандитизма.

Суды. Правовой основой советской судебной системы этого периода стали первые Декреты о суде 1917–1918 гг. и Конституция РСФСР 1918 г.

Декрет о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. ликвидировал систему судопроизводства царской России с адвокатами и присяжными заседателями и вводил советские «народные» суды, а также революционные трибуналы, получившие большие полномочия. Декрет устанавливал применение старого законодательства в части, не противоречащей принципам и целям революции, «революционному сознанию». Одновременно он утверждал основные принципы советского судопроизводства: выборность и сменяемость судей; гласность и публичность судебного разбирательства; коллегиальность судопроизводства (председательствующий в суде и несколько выборных заседателей). Причем общим судам разрешалось вести следствие, а защиту в них могли осуществлять любые граждане, «обладавшие непорочной репутацией».

Кроме того, декрет подтверждал полномочия бывших мировых судей и устанавливал компетенцию местных (или общих) судов. Они могли рассматривать гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3000 рублей, и уголовные дела, по которым срок лишения свободы не превышал двух лет.

Решения местных судов по гражданским делам и их приговоры по уголовным делам считались окончательными и пересмотру в апелляционном порядке не подлежали.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Окружные суды состояли из 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей для гражданского судопроизводства; для уголовного судопроизводства назначался 1 судья и 12 народных заседателей. Окружные суды рассматривали дела, не подсудные местным судам.

Областные суды предназначались для рассмотрения гражданских и уголовных дел в кассационном порядке.

Важным шагом в развитии советской ювенальной юстиции явилось образование комиссий по делам несовершеннолетних. Комиссии должны были исполнять функции ювенальных судов.

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию (подсудность) местных судов. Они должны принимать гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. рублей и уголовные дела, по которым наказание не предусматривало лишение свободы на срок более 5 лет. Декрет основал Кассационный суд в Москве, являвшийся судом второй инстанции для окружных судов.

Таким образом, три декрета о суде, изданных в первые месяцы советской власти, в какой-то степени заменили старую судебную систему на новую. Оставалось лишь сделать главное – издать законы, по которым нужно судить, и отправить их судьям. Без этого судопроизводство становилось ущербным. Ускоренное судопроизводство в ревтрибуналах, частое применение высшей меры наказания, отсутствие адвокатов – эти и другие атрибуты чрезвычайных судов в 1918–1920 гг. можно в какой-то степени объяснить условиями гражданской войны, усилением контрреволюции. Репрессивные суды, ВЧК, внутренние войска, милиция, НКВД – все эти органы были направлены на защиту завоеваний Октября. Насколько адекватно это было сложившейся обстановке в то время – предмет дискуссий для историков и политологов.

Первая Конституция. Многие вопросы государственного строительства, государственного управления могло снять конституционное законодательство, то есть принятие Основного Закона нового государства. Комиссия по подготовке Конституции была создана спустя почти полгода после захвата власти – 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций, народных комиссариатов. Возглавлял конституционную комиссию большевик, председатель ВЦИК Я.М. Свердлов. Когда до большевиков дошла мысль о важности подготовки проекта Основного Закона, конституционную комиссию возглавил Ленин. Он отверг все предложения оппозиции и вынес большевистский проект на утверждение V Съезда Советов.

10 июля 1918 г. съезд принял первую советскую Конституцию. Она состояла из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) общие положения; 3) Конституция советской власти; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

1. Высшим органом власти Конституция провозгласила Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты.

2. Компетенция центральных органов власти по Конституции были таковы.

Всероссийский Съезд Советов и избираемый им ВЦИК получили право:

– вносить изменения в Конституцию;

– принимать в состав РСФСР новые республики;

– объявлять войну и заключать мир;

– осуществлять общее руководство внутренней и внешней политикой;

– устанавливать общегосударственные налоги и повинности.

Совет Народных Комиссаров получил право:

– издавать декреты, касающиеся экономических и социальных вопросов, с последующим утверждением ВЦИК;

– осуществлять оперативное руководство экономикой, социальной сферой, культурой, национальной политикой, строительством армии и флота и т.п.;

– планировать бюджет страны;

– решать другие управленческие задачи в масштабе страны.

3. Избирательная система,закрепленная в Конституции, лишала избирательных прав бывших служащих жандармерии, полиции и охранного отделения, духовенства, а также лиц, использующих наемный труд в целях извлечения прибыли и живущих на нетрудовые доходы.

4. Политическая системаСоветского государства строилась на основе общественной (скорее – государственной) собственности на средства производства, федеративного устройства, диктатуры пролетариата. Она носила классовый характер.

5. Россия по Конституции получила официальное название – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (сокращенно – РСФСР).

6. Нововведения в экономике, установленные Конституцией:

– полная национализация земли, лесов, недр, транспорта, банков, крупной промышленности;

– частная собственность не допускалась;

– устанавливалась монополия государства на внешнюю торговлю и др.

Историческое значение первой Конституции РСФСР состоит в том, что она стала правовой основой для последующего советского строительства и советского законодательства. Значение Конституции 1918 г. состоит также в том, что она делала легитимной советскую власть и созданное на ее основе Советское государство.

Конституция сформулировала главные задачи государства и общества на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, ликвидацию деления общества на классы, построение социализма. Однако первая в истории нашей страны Конституция не провозглашала главных принципов правового государства: о независимости законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга (принцип разделения властей), о главенстве закона для всех должностных лиц, наркоматов, чрезвычайных органов и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.