КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
U-критерий Манна-Уитни
Пример Ограничения критерия Q 1. В каждой из сопоставляемых выборок должно быть не менее 11 наблюдений. При этом объемы выборок должны примерно совпадать. Е.В. Гублером указываются следующие правила: а) если в обеих выборках меньше 50 наблюдений, то абсолютная величина разности между n1 и n2 не должна быть больше 10 наблюдений; б) если в каждой из выборок больше 51 наблюдения, но меньше 100, то абсолютная величина разности между n1 и n2 не должна быть больше 20 наблюдений; в) если в каждой из выборок больше 100 наблюдений, то допускается, чтобы одна из выборок была больше другой не более чем в 1,5-2 раза (Гублер Е.В., 1978, с. 75). 2. Диапазоны разброса значений в двух выборках должны не совпадать между собой, в противном случае применение критерия бессмысленно. Между тем, возможны случаи, когда диапазоны разброса значений совпадают, но, вследствие разносторонней асимметрии двух распределений, различия в средних величинах признаков существенны (Рис. 2.3., 2.4). У предполагаемых участников психологического эксперимента, моделирующего деятельность воздушного диспетчера, был измерен уровень вербального и невербального интеллекта с помощью методики Д. Векслера. Было обследовано 26 юношей в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 20,5 лет). 14 из них были студентами физического факультета, а 12 - студентами психологического факультета Ленинградского университета (Сидоренко Е.В., 1978). Показатели вербального интеллекта представлены в Табл. 2.1. Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта? Таблица 2.1 Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов физического (n1 =14)и психологического (n2 =12) факультетов
Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы: H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта. H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Таблица 2.2 Упорядоченные по убыванию вербального интеллекта ряды индивидуальных значений в двух студенческих выборках Как видно из Табл. 2.2, мы правильно обозначили ряды: первый, тот, что "выше" - ряд физиков, а второй, тот, что "ниже" - ряд психологов. По Табл. 2.2 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=5. Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6. Вычисляем QЭМП по формуле: QЭМN=S1+S2=5+6 = 11 По Табл.II Приложения 1 определяем критические значения Q для n1=14, n2=12: Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q. Но отклоняется при Qэмп>Qкp, а при Qэмп <Qкp мы будем вынуждены принять Но. Построим "ось значимости". Принимается H1. Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта (р< 0,01). Отметим, что в тех случаях, когда эмпирическая величина критерия оказывается на границе зоны незначимости, мы имеем право утверждать лишь, что различия достоверны при р≤ 0,05, если же оно оказывается между двумя критическими значениями, то мы можем утверждать, что р< 0,05. Если эмпирическое значение критерия оказывается на границе зоны значимости, р≤ 0,01, в зоне значимости - что р< 0,01 Поскольку уровень значимости выявленных различий достаточно высок (р< 0,01), мы могли бы на этом остановиться. Однако если исследователь сам психолог, а не физик, вряд ли он на этом остановится. Он может попробовать сопоставить выборки по уровню невербального интеллекта, поскольку именно невербальный интеллект определяет уровень интеллекта в целом и степень его организованности (см., например: Бергер М.А., Логинова НА., 1974). Мы вернемся к этому примеру при рассмотрении критерия Манна-Уитни и попытаемся ответить на вопрос о соотношении уровней невербального интеллекта в двух выборках. Быть может, психологи еще окажутся в более высоком ряду!
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |