Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В типе кишечнополостных насчитывается более 9000 ви­дов, большинство которых распространено в морях




Класс Гидроидные. Гидру относят к классу Гидроид­ные. Среди гидроидных преобладают морские представи­тели. У них происходит смена двух поколений, сильно отличающихся друг от друга. Одно из них — гидроидные сидячие полипы, прикрепленные к каменистому грунту и другим твердым предметам, как обелия (рис. 37, 38).

 

 

У многих морских гидроидных, как и у обелии, после образования из почки молодого полипа он не отделяется, как у гидры, от материнского организма, а остается со­единенным с ним и вскоре сам начинает выпочковывать полипов. Так образуется колония. Кишечные полости полипов сообщаются между собой, и пища, захваченная одним из них, усваивается всеми членами колонии.

От колонии полипов отпочковываются небольшие ме­дузы — свободноживущее плавающее поколение гидрои­дов, способное размножаться половым путем. У медузы зонтикообразная форма и она похожа на перевернутый полип. Тело медузы студенистое. Посередине его нижней стороны находится рот. По краям тела располагаются щу­пальца. Резко сокращая свой зонтик и выбрасывая воду наружу, медуза получает реактивный толчок и передви­гается выпуклой стороной вперед. Как и все кишечнопо­лостные, медузы — хищники. Они убивают добычу стре­кательными клетками.

Таким образом, у гидроидных чередуются половое и бесполое поколения. Оба поколения имеют полный набор хромосом, то есть диплоидны, а гаплоидны только половые клетки (гаметы). Поскольку полипы гамет не образуют, их можно называть молодым поколением, а медуз — половозрелым.

Среди гидроидных известны также плавающие колонии сифонофор. У них различают плавательный пузырь, плавательные колокола, кормящие полипы и половые полипы.

Их стрекательные клетки объединены в стрекательные бата­реи, которыми они сильно жалят.

Класс Коралловые полипы (рис. 39). Это колониальные или одиночные кишечнополостные, у которых нет поко­ления медузы.

 

 

Среди камней и на скалах в море встречаются актинии. Обычно они ярко окрашены и имеют несколько венчиков коротких толстых щупалец. Актинии неподвижно сидят в щелях скал, подстерегая добычу, или медленно ползают по дну, захватывая щупальцами малоподвижных живот­ных, служащих им пищей несъедобные кусочки фильтровальной бумаги, касаясь ими щупалец. Сначала актинии жадно отправляли бумагу в рот, принимая ее за пищу. Однако скоро «обман» был раскрыт — актинии выбрасывали бумагу наружу. Через несколько дней им уже было известно, что бумажное уго­щение в пищу не годится и они больше не глотали ее. Приобретенный навык сохранялся в их памяти больше недели.

Такое поведение актинии объясняется ее способностью к научению. Научение — это использование индивидуального опыта для приспособительных изменений в поведении живот­ных. Научение бывает очень разным. Самое простое — привы­кание. Так, при толчке гидра сжимается. Но если она сидит на травинке, которую все время качает движением воды, она перестает обращать на это внимание — привыкает.

Привыкание — это процесс, в результате которого приос­танавливаются программы поведения на такие стимулы, по­вторение которых не приносит вреда и не дает пользы. При привыкании организм сосредоточивается на важных в данном месте стимулах и не отвлекается на неважные. Оно позволяет.экономитъ время и энергию животного, обращая их на выгодное в данном месте поведение

Коралловые полипы распространены во всех морях Ми­рового океана. В тропических морях некоторые их колонии образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы различной формы и протяжения. Колонии кораллов, имеющие мощный известковый скелет, создают препятст­вия для судоходства. Рифообразующие кораллы часто поселяются вдоль бе­регов островов, окаймляя их со всех сторон. Если морское дно опускается и остров погружается в воду, то кораллы, продолжая расти вверх, остаются у поверхности моря. Впоследствии из таких кольцеобразных рифов образуются характерные для тропических морей острова — атоллы. Скелет рифообразующих кораллов используется для полу­чения извести. Коралловые рифы — самая продуктивная экосистема океана, места обитания множества морских организмов.

 

Класс Сцифоидные медузы. Это кишечнополостные, у которых полипы маленькие, а медузы очень большие (рис. 40, 41).

По краю зонтика расположены щупальца. Половые клетки, прорывая стенку желудка, выводятся через рот наружу. Медузы раздельнополы. Из оплодотворенного яйца выходит личинка, которая, прикрепляясь ко дну, превращается в одиночного поли­па. Впоследствии этот полип делится поперечными перетяжками на стопку молодых медуз.

Общая характеристика. Кишечнополостные — это двуслой­ные многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию и единственную полость тела — кишечную. Кишечная полость связана с наружной средой только через рот. Нервные клетки образуют нервное сплетение. Для всех кишечнополостных ха­рактерно наличие стрекательных клеток. Все кишечнопо­лостные — хищники. Они обитают исключительно в водной среде, преимущественно в морях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.