Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нападающие удары




Классификация техники нападающих ударов дана на схеме 6. Схема 6

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: раз­бег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся свое­образием внешней формы движений и особенностями нервно-мы­шечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого дейст­вия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.

Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наи­большей высоты прыжка и максимальной его точности по отноше­нию к траектории полета мяча.

Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двига­тельного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.

Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.

В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характер­ной для ходьбы двойной опорой.

Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет тра­екторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории,

то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.

В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет ши­рокий беговой шаг, который органически сливается с последующи­ми движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на по­верхность площадки (рис. 34). Давление на опору при этом сопро­вождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется благодаря стопоряще­му движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатоми­ческая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально (рис. 35). При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырех­главая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необхо­дима для выпрямленного положения конечности и поддержания сто­пы в стопорящем шаге при напрыгивании.

Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подош­венной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах (рис. 34).

Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.

Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедрен­ных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору (рис. 34). Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения че­тырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работаю­щих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голе­ни, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусу­хожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.

В результате сокращения указанных мышц тело волейболиста выпрямляется под действием силы, направленной вверх и несколько

Рис. 34. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в) и анатомическая структура фазы оттал­кивания при нападающем ударе (г): зубец 1 — всплеск динамографической кривой в резуль­тате постановки ноги на опору, зубец 2 — падение дав­ления вследствие сгибания ноги, зубцы 3—4 — увеличе­ние давления на опору при отталкивании; мышцы: а — большая ягодичная, в — четырехглавая бед­ра, с—полусухожильная, в.— трехглавая голени, е— длинный сгибатель большого пальца вперед. Усилению отталкивания способствуют реактивные силы ма­ховых движений рук.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опо­ру (рис. 34). (К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая

мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель боль­шого пальца, длинная и короткая малоберцовые.)

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрыв­ным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедлен­ном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движе­ние рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактив­ной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказы­вает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спорт­сменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2—3 см.

Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгиба­ния ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суста­вах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных во­лейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.

Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут прояв­лять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыж­ка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траек­тории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и зани­женных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), ха­рактерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит не­значительный наклон туловища вперед или один шаг, то при уко­роченных передачах за этот же отрезок времени волейболист вы­полняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отно­шению ко второй передаче мяча.

При выполнении нападающего удара с полупрострельных пе­редач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач

еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой переда­чи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при напада­ющих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с мо­ментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящему­ся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опе­режает начало второй передачи.

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Р и с. 35. Рентгеноснимок стопы а микрофазе напрыгпвания:

а — шапаровский сустав, б—таранная кость, о — фронтальная ось, г— пяточная кость.

Замах правой руки для удара выполняется сразу после окон­чания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначитель­но сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибает­ся в поясничной части позвоночника.

Все эти движения создают необходимые условия для натяже­ния больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу.

3 А. В. Ивойлов 65

Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость дви­жения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мя­чом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличива­ющих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, ле­тящему над сеткой.

При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила уда­ра увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости» соприкосновения руки с мячом. Увеличение ампли­туды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локте­вом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мя­чом — напряжением пястной и запястной частей кисти.

Таким образом, различные фазы выполнения нападающего уда­ра состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.

Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападаю­щего удара выделяются три способа разбега при этом способе тех­ники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый спо­соб разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при вто­ром происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу раз­бега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.