КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные действия с мячом
Эти действия включают тактические средства нападения и тактические средства защиты. Некоторые из средств защиты, например такие, как передача мяча, объединяют в себе элементы защиты и атаки. Успешные действия блокирующих игроков также могут превратиться из защитных в атакующие. К средствам нападения относятся не только все способы нападающих ударов, но и те средства игры, с помощью которых осуществляется вся подготовка, предшествующая атакующим действиям. Одним из основных средств нападения, применяемых для подготовки и проведения нападающих ударов, является передача мяча. К средствам нападения относятся также отвлекающие действия и подачи. Передача мяча как средство нападения. Переход команды к активным действиям в нападении всегда осуществляется после обороны. Переход от защиты к нападению происходит преимущественно в следующих игровых ситуациях: 1) после розыгрыша мяча с подачи; 2) после приема мяча, отскочившего от рук блокирующих игроков своей команды; 3) после приема мяча от нападающего или обманного удара. Из приведенных типовых ситуаций, при которых осуществляется переход от защиты к нападению, становится ясным, что без активного группового блокирования и хорошей защиты на задней линии и страховке, а также без качественных вторых передач никакое, даже самое мощное, нападение не сможет быть результативным. Передачу мяча следует рассматривать дифференцирование, т. е. следует различать первую передачу, направленную на подготовку атаки при переходе от обороны к нападению, и вторую передачу, предназначенную непосредственно для выполнения нападающего удара. Основной тактической задачей при выполнении передач мяча является создание с помощью маскировки своих действий таких условий, в которых завершающий удар мог бы производиться при наименьшем сопротивлении блокирующих игроков противника. Это в значительной мере достигается благодаря точности первых передач, применению отвлекающих действий при вторых передачах и использованию атакующими игроками выходов, имитирующих нападающие удары с коротких передач. Первая передача — одно из основных тактических средств ведения игры. Способность команды не только защищаться, но и вести активную оборону с атакующими действиями определяется прежде всего умением игроков принимать и одновременно точно передавать мячи от планирующих или сильных подач и нападающих ударов. В современном волейболе целенаправленное выполнение первых передач представляет значительную сложность, так как большинство мячей игрокам приходится принимать от трудных планирующих или сильных подач, а также нападающих и обманных ударов. Наибольшая точность и тактическое разнообразие может достигаться при применении верхних первых передач, которые в настоящее время не всегда обоснованно подменяются нижними передачами. Точности верхних передач способствуют синхронные и пластичные движения рук, кистей и пальцев. Удобство различных перемещений и поворотов в любом направлении, возможность применения отвлекающих действий, а также хороший зрительный контроль за передачей и окружающей обстановкой при выполнении верхних передач создают все предпосылки для необходимого использования этого средства игры. В разных тактических системах игры направление первых передач носит различный характер. При системе игры с выходами первая передача направляется в зону разыгрывающего игрока. При этом траектория полета мяча (как при верхних, так и нижних передачах) не должна быть особенно высокой, так как вторую передачу игроку удобнее выполнять тогда, когда мяч летит на уровне его лица. Однако траектория первой передачи не должна быть и слишком пологой, так как при этом значительно увеличивается скорость полета мяча и затрудняется прием мяча игроком, выполняющим вторую передачу. Если же игрок передает мяч рядом стоящему партнеру, то траектория полета мяча не должна быть пологой. Как известно, в настоящее время тактическая система нападения с выходами осуществляется, как правило, посредством нижних первых передач. Система же игры в нападении с первой передачи может осуществляться только при использовании верхних передач. Значительная скорость и сложность полета мяча от подачи (тем более от нападающего удара) почти полностью исключают использование системы игры с первой передачи посредством применения верхних передач. Поэтому данная система нападения, как правило, применяется, когда во время игры мяч переходит на сторону обороняющейся команды с небольшой скоростью. Направляя первую передачу для удара, игрок ориентируется на атакующего волейболиста и его положение по отношению к сетке. При этом он рассчитывает свои мышечные усилия так, чтобы мяч не был направлен на сторону противника и в то же время находился не слишком далеко от сетки. Направление, скорость и высота траектории первой передачи, предназначенной для атакующего удара с первой передачи, во многом определяются расстоянием, на котором находится нападающий игрок от сетки. Естественно, чем больше расстояние между передающим игроком и атакующим, тем выше должна быть траектория полета мяча. С другой стороны, если нападающий находится в непосредственной близости от сетки, а передающий волейболист стоит недалеко от него, то первая передача может носить так называемый «про-стрельный» характер. Значительной эффективности достигают первые передачи с применением отвлекающих действий — финтов. Кроме того, высота и направление траектории первой передачи для удара во многом обусловлены двигательными способностями атакующего игрока. Так, волейболист, обладающий хорошей реакцией и быстро передвигающийся, при разбеге и прыжке сможет произвести удар с передачи, имеющей более низкую траекторию, а значит и большую скорость полета мяча; игрок, не владеющий этими качествами в достаточной степени, при такой же передаче не успевает произвести нападающий удар. Весьма важным является и точность передачи. Если нападающему, владеющему ударами с обеих рук, можно направить первую передачу как с недолетом, так и с перелетом, то для игрока, способного ударить только правой рукой, передача должна быть более высокой. (Сложность первой передачи для удара и необходимость взаимодействия передающего игрока с нападающим требуют систематической, длительной тренировки.) При первой передаче мяча с задней линии к сетке необходимо учитывать расположение нападающего игрока по отношению к передающему. Если передающий игрок стоит сзади атакующего, то передачу следует направить не ему, а партнерам, стоящим справа или слева. В процессе игры первую передачу целесообразнее направлять па игрока, не участвующего в блокировании, так как последний, находясь под сеткой, часто не успевает сделать хотя бы один шаг вправо или влево для приема мяча, посланного не всегда точно. Если же блокирующий успел отойти от сетки, то первую передачу для удара можно направлять и ему. Вторая передача — важное средство подготовки нападающего удара. Она находит применение главным образом при системе игры в нападении через выходящего игрока. Однако вторая передача может выполняться и из глубины площадки (при неточной первой передаче или после отскока мяча от рук блокирующих игроков своей команды). Общая тактическая задача вторых передач состоит в том, чтобы вывести игрока, завершающего комбинацию, на удар без блокирования или против одного блокирующего игрока. Вторая передача имеет два основных тактических направления, в соответствии с которыми разработаны комбинации против группового блокирования. Первое направление заключается в том, чтобы «растянуть» блокирующих игроков противника по всей длине сетки. Это достигается с помощью широкой раскидки, т. е. передач с большими по длине траекториями. Такие передачи направляются через всю площадку или за голову, на край сетки («на столб»). Наибольшего эффекта достигают длинные передачи, имеющие сравнительно невысокую траекторию полета мяча и известные под названием «прострельных». Мяч появляется над сеткой на какие-то доли секунды лишь в том месте, где должен быть выполнен нападающий удар. При таких передачах, выполняемых из зоны выходящего игрока, центральный блокирующий игрок соперников обычно не успевает переместиться в зону атаки и принять участие в групповом блокировании. Техника прострельных передач отличается кратковременным соприкосновением рук с мячом и быстрым их выпрямлением в лучезапястном и локтевом суставах. Различают прострельные и полупрострельные передачи. При атаке с прострельной передачи нападающий игрок прыгает еще до вылета мяча из рук передающего волейболиста. Выполняя удар с полупрострельной передачи, нападающий производит прыжок после вылета мяча из рук передающего игрока. Атаки с прострельных передач могут производиться из зоны 4 (с края сетки), из зоны 3 и из промежуточного положения между зонами 4 и 3. Прострельные передачи из-за головы передающего в зоне 2 сложны по исполнению и поэтому применяются редко. Кроме вторых прострельных и полупрострельных передач, в современном темповом волейболе в нападении широко распространены удары с коротких передач и так называемые удары «на взлете». Эти удары осуществляются игроком зоны 3 или игроками других зон передней линии, перемещающимися в эту зону. Для удара по восходящему мячу («на взлете») нападающий еще до начала передачи находится в прыжке и производит удар по движущемуся вверх мячу. Прыжок для удара с короткой передачи производится после вылета мяча из рук передающего игрока. (Более подробно описание атак с применением данных передач дается в разд. «Тактические системы нападения».) Создание угрозы атаки из всех зон площадки сковывает действия блокирующих игроков до последнего момента и тем самым определяет характер блокирования, которое сводится к индивидуальной опеке. Второе направление в тактике передач состоит в том, чтобы провести атаку в одном месте площадки с расчетом на то, что блокирующие игроки не успеют прыгнуть вторично и организовать повторный блок. Такие передачи применяются как при системе игры с выходами, так и при системе игры с первой передачи. Первые и вторые передачи, являясь средством тактической подготовки нападающих ударов, в любых системах игры и их комбинациях, на каком бы высоком уровне они ни выполнялись, прежде всего должны соответствовать (по направлению, длине и высоте) индивидуальным особенностям нападающих игроков. В противном случае ни один самый хитроумный тактический замысел, ни одна комбинация не смогут увенчаться успехом. Большое значение для успешного проведения атаки имеет умение разыгрывающего игрока ориентироваться при выполнении второй передачи, учитывая при этом сильные и слабые стороны в линии блокирующих игроков противника. Атаки всегда будут результативными при наличии хорошего взаимодействия передающего игрока с нападающим. Четкое проведение атак с постоянным изменением длины, скорости и высоты передач в значительной степени ослабляет действия блокирующих игроков противоположной команды. Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с игроками противника. Команда, прекрасно играющая в защите, но не имеющая в своем составе мощного нападения, никогда не сможет добиться значительных успехов на крупных соревнованиях. Анализируя разновидности нападающих ударов, можно убедиться, что каждая из них носит определенную тактическую направленность. Нападающий игрок, в зависимости от игровой обстановки, т. е. от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты противника, старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий «обойти» или «пробить» блок противника или послать мяч обман- ным ударом в менее защищенную зону противоположной стороны площадки.
4 А. В, Ивойлов
Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к тому, что волейболист, играющий в силовой манере, беспрерывно попадает мячом в руки блокирующих. Для них не представляет особой трудности блокировать мяч, посланный одним и тем же способом в одно и то же место площадки. Нападающие удары достигают цели только в том случае, если игрок владеет не одним приемом, а всем арсеналом тактических средств нападения, используя в зависимости от обстановки то или иное из них. Таким образом, тактическое назначение средств нападения зависит от защитных действий обороняющейся команды и поэтому носит определенную направленность. Нападающие удары при отсутствии блока противника могут достичь цели, если игрок будет учитывать следующие моменты. 1. При близкой к сетке передаче следует применять нападающий удар максимальной силы, направляя мяч на сторону соперника по возможно кратчайшему пути. Такие мячи наиболее трудны для приема. 2. С передачи, отдаленной от сетки на значительное расстояние, целесообразно производить сильный нападающий удар в зону расположения игрока противника, слабее других играющего в защите. 3. Применять удары «с переводом» и обманные удары, помогающие неожиданно изменять предполагаемое вначале направление полета мяча. 4. Вести наблюдение за расположением игроков на противоположной стороне площадки и посылать мяч с учетом ошибок в расположении защитной линии противника. Например, если атака производится с близкой передачи, а игрок зоны 6 находится в дальней части площадки, то целесообразно тихим ударом направить мяч между зонами 3 и 6 — в центр площадки. Аналогичный удар следует произвести в направлении стыка зон 4 и.5 при расположении игрока зоны 4 близко к сетке, а игрока зоны -5 в дальней части площадки. При нападающем ударе против одного блокирующего игрока возможны два варианта его тактического использования для обхода блокирования. В первом случае нападающий игрок, желая заранее произвести удар в определенном направлении, в последний момент определяет, что оно перекрыто руками блокирующего игрока. В этом случае нападающий за счет перевода старается изменить направление удара. При втором варианте нападающий также заранее продуманно планирует выполнение удара в определенном направлении, вынуждая блокирующего закрывать именно его. В последний момент нападающий резко меняет направление удара, применяя один из способов удара с переводом и обходя таким образом блок противника. Значительно труднее провести нападающие удары против группового блокирования. Новый пункт правил, разрешающий перенос рук при блокировании, значительно усложнил проведение атакующих действий в этом случае. Если и раньше при близких к сетке передачах все направления полета мяча могли перекрываться блоком, то теперь при переносе рук на сторону нападающего возможный угол рассеивания еще более уменьшился. В связи с этим можно рекомендовать: 1. Направлять мяч для удара (при вторых передачах) не ближе одного метра от сетки. 2. Производить удары с таким расчетом, чтобы мяч улетал в сторону от рук блокирующих игроков. 3. Стараться «затягивать» действия в безопорном положении с тем, чтобы производить удар по опускающемуся блоку. 4. Следить за перемещением к месту атаки второго блокирующего, и в случае его запаздывания производить удар в «окно», образовавшееся между блокирующими. 5. Как можно дольше маскировать в период первых фаз движений фактическое направление удара. 6. При двойном и особенно тройном блокировании использовать отвлекающие действия, направляя мяч тихим ударом в сторону от рук блокирующих или перекидывая его через них. Отвлекающие действия. В настоящее время при усилившемся блокировании отвлекающие действия должны играть значительную роль в противодействии блокированию. Отвлекающие действия (финты) состоят из имитации различных игровых движений, целью которых является маскировка фактически выполняемого действия. Отвлекающие приемы в волейболе следует рассматривать как ответные сложные реакции игрока на те или иные раздражители, представляющие собой постоянно изменяющиеся игровые ситуации. Для правильного выбора условий и методов тренировки волейболистов в отвлекающих действиях необходимо проанализировать механизм этих приемов. Сущность отвлекающих приемов заключается в отвлечении внимания противника от выполнения истинного действия. Отвлекающие действия при второй передаче мяча выходящим игроком выполняются в связи с тремя возможными траекториями полета мяча. Если разыгрывающий игрок предполагает направить передачу за голову в зону 2, то его предварительные отвлекающие движения характерны для техники передачи перед собой или вперед на край сетки. Выполняя передачу на край сетки, волейболист имитирует передачу за голову или перед собой. Некоторые разводящие игроки выполняют следующий прием: не делая никаких имитационных движений, до последнего момента держат руки в исходном положении, но несколько выше обычного. При этом блокирующие игроки могут определить траекторию полета мяча лишь после его вылета из рук волейболиста. В данном случае также имеет место маскировка своих действий, но отсутствуют имитационные движения. Техника этих передач осуществляется главным образом за счет незаметных движений кисти, так как подготовительная фаза (приседание, уступающее и встречное движение рук) почти отсутствует. Отвлекающие действия при первой и второй передачах из глубины площадки также вводят в заблуждение блокирующих игроков противника. Имитируя передачу мяча вперед, в лицевой плоскости игрок производит подготовительные движения к передаче мяча именно в эту сторону, после чего передает мяч в другом направлении. Такая передача осуществляется без поворота туловища и головы в направлении полета мяча, а только за счет работы рук, которые направляют мяч не прямо перед собой, как обычно, а в сторону (рис.53). Отвлекающие действия при второй передаче в прыжке с последующим направлением мяча двумя руками на незащищенное место площадки противника выполняются весьма редко и могут осуществляться выходящим игроком (при касании мяча, находящегося не выше верхнего края сетки) при расположении блокирующих близко у сетки. Направлять мяч целесообразнее в зону 4, перекидывая мяч через блокирующего игрока, стоящего под сеткой. При имитации нападающего удара с последующей передачей мяча партнеру (рис. 54) игрок, отвлекая своими действиями блокирующих, выносит вверх вторую руку (рис. 54, а, б) и передает-откидывает мяч партнеру (рис. 54, б). Передача-откидка должна быть невысокой, так как в противном случае блокирующие успеют организовать повторный блок. Откидки применяются при системе игры с первой передачи. При имитации нападающего удара с последующим направлением мяча на блок или незащищенное место площадки противника (рис. 55) игрок производит энергичный замах для удара (рис. 55, а) и в последний момент тихо посылает мяч пальцами раскрытой ладони на площадку противника (рис. 55, б, в). Посылать мяч на незащищенное место противника целесообразно только при групповом (двойном и тройном) блокировании, учитывая при этом расположение страхующих игроков. Сложность приема «обманных» мячей игроками обороняющейся команды заключается в быстрой смене одних действий другими, что затрудняет ответную реакцию. Однако такие удары достигают результата только в чередовании с сильными нападающими ударами. Эффективным тактическим средством нападения является имитация передачи мяча в прыжке с последующим нападающим Рис. 55 ударом (рис. 56). Имитируя передачу мяча в прыжке, игрок тем самым вводит в заблуждение блокирующих игроков противника, которые по этим движениям определяют, что состоится передача мяча, и поэтому не блокируют. Это дает возможность нападающему свободно произвести удар. Выполняя этот прием, игрок, стоя на месте (реже с разбега), обозначает положение, предшествующее передаче мяча в прыжке (рис. 56, а), затем прыгает, продолжая имитировать передачу (рис. 56, б), после чего выносит правую руку на замах для удара (рис. 56, е) и производит удар (рис. 56, г).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |