Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-коммуникационные




Выводы

1. Движение смыслов в социальном времени и простран­стве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуника­ционных потребностей, действующих на личном, групповом и общественном уровне. Эти потребности взаимосвя­заны с другими материальными и духовными потребностя­ми личности, социальной группы, общества в целом.

2. Коммуникационные потребности по происхождению делятся на: А — абсолютные (первичные), В — вторичные и С — спонтанные, которые свойственны всем субъектам — носителям потребностей. Типизация коммуникационных потребностей, как и общая типизация человеческих потребностей, насчитывает 9 гипотетических типов. Типи­зация гипотетична, потому что деление потребностей на типы А, В, С есть авторская гипотеза.

3. Коммуникационная потребность — функциональ­ное свойство субъектов активно реагировать на рассо­гласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. Эта реакция заключается в пространствен­но-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах.

4. Посредством социально и коммуникации удовлетво­ряются две абсолютные коммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном простран­стве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены на всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (AM) в качестве социогенных духовных потребностей; кроме того, на личностном уровне имеются их физиологические предпосылки (АИ2.6 и АИ2.7).

5. Личностные духовные потребности образуют един­ство с коммуникационной потребностью, вследствие чего духовное творчество, т.е. создание новых культурных смыслов, органически связано с социальной коммуника­цией. Тем самым подтверждается формула: культурная деятельность = творчество + социальная коммуникация. Эта формула действует и в области материального про­изводства, но здесь коммуникационная деятельность по­буждается не абсолютными, а вторичными коммуникаци­онными потребностями.

6. Судить о человеке как о личности следует не по аб­солютным потребностям, которые являются общечелове­ческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В -потребностей и непрофессиональ­ных, культурных С -потребностей.

7. Информационный подход оправдывает себя при изучении вторичных коммуникационных потребностей целевых социальных групп, где возможна обезличенная объективация коммуникационных потребностей их чле­нов. В других случаях он не получил применения.

8. Абсолютные общественные коммуникационные потребности, выражающиеся в абсолютной лингво-семиотической потребности и в абсолютной социально-мнемической потребности (АМ2.6), не образуют единства с другими абсолютными социальными потребностями, а служат основой для формирования вспомогательных ком­муникационных потребностей социальных институтов (ВМ -потребностей).

9. Существует формальное подобие (изоморфизм, между личностными и общественными духовными абсо­лютными потребностями (АИ5 изоморфно АМ2): оба пе­речня содержат одинаковое количество одноименных по­требностей. Однако, содержание одноименных потребностей совершенно различно. Так, познавательная или эстетическая потребность личности удовлетворяются совсем иначе, чем общественные социальные и эстетичес­кие потребности, обслуживаемые такими социальными институтами, как наука и искусство.

10. В обществознании давно известен закон возвыше­ния потребностей, который заключается в стремлении людей к наиболее полному и комфортному удовлетворе­нию их материальных и духовных потребностей, в том чис­ле — потребностей коммуникационных. Стало быть, мож­но говорить о законе возвышения коммуникационных по­требностей. Этот закон приводит к постоянному росту коммуникационных В -потребностей и С -потребностей, что обусловливает развитие коммуникационных средств и услуг. Смена книжной культуры культурой мультимедийной — одно из проявлений возвышения закона коммуникационных потребностей; другое его проявление — образование в усло­виях индустриальной неокультуры социально-коммуника­ционных институтов (см. главу 9).

11. Terra incognita в проблематике коммуникацион­ных потребностей, да и в теории потребностей вообще весьма обширна. Перечислим некоторые проблемы.

• Соотношение категорий «потребность» и «интерес» нуждается в уточнении. Некоторые исследователи пола­гают, что интерес — это осознанная потребность, другие считают, что интересы и потребности — самостоятельные инстанции, в равной мере управляющие поведением людей, третьи думают, что интерес — это ценностная ориен­тация, обуславливающая действие спонтанных потребно­стей. Психологи утверждают, что интересы — субъектив­ное психическое образование, поскольку они не совпадают у разных людей, а экономисты и социологи склонны счи­тать интересы объективно заданными характеристиками социальных групп, ссылаясь на то, что, независимо от субъектного состава, интересы потребителей и произ­водителей, как правило, противоречат друг другу, а инте­ресы капиталистов и эксплуатируемых рабочих антагонистичны. В этом свете соотношение категорий «коммуни­кационная потребность» и «коммуникационный интерес» приобретает значение одной из проблем метатеории со­циальной коммуникации.

• Нуждается в уточнении перечень абсолютных по­требностей, определяющих в конечном счете жизнедея­тельность личностей и обществ. Можно ли считать рели­гиозную потребность абсолютной? Религии, культ сверхъестественных сил сопровождают человечество со времен археокультуры до наших дней, подтверждая абсо­лютный статус этой потребности для рода человеческого. На этом основании многие ученые включают религиозную потребность в перечень исходных, врожденных, первич­ных потребностей. Другие полагают, что первичной яв­ляется потребность в социализации, иначе — потребность в аффилизации, потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, дающему ощущение безопасности и комфорта (АИ5.2). Именно эта духовная потребность по­буждает людей в поисках защиты и спасения обращаться к всевышним и всемогущим силам. Тогда религиозная потребность становится вторичной, ВИ -потребностью. Подвиги религиозных подвижников, монашеская аскеза, религиозный фанатизм свидетельствуют о наличии рели­гиозной СИ -потребности; но есть и атеисты, равнодуш­ные к религии. Итак, каков статус религиозной потребно­сти: абсолютная? вторичная? спонтанная?

• Начатое теорией информационных потребностей изу­чение феномена спонтанных групповых коммуникацион­ных потребностей пока не получило развития. Остаются загадкой успех или неудача культурных новаций, предла­гаемых вниманию массовых аудиторий различными коммуникантами. Если успех, то талант новатора или чуткость аудитории? Если неудача, то бездарность автора или рав­нодушие толпы? Со столь прямолинейными объяснения­ми трудно согласиться, а других мы не знаем, потому что феномен спонтанных потребностей остается тайной.

Литература

1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. — Л.: Наука, 1989. ― 188 с.

2. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. ― 191 с.

3. Ершов П.М. Потребности человека. — М.: Мысль, 1990. — 364 с.

4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. ― 221 с.

5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. ― 193 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избран. психолог, произведения: В 2-х т. Т. 2. — М., 1983. — с. 94―213.

7. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятель­ности личности. — Л.: Наука, 1983. — 176 с.

8. Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. по­собие. — Краснодар: Акад. культуры, 1996. — 160 с.

9. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отноше­ний. — Новосибирск: Наука, 1987. — 225 с.

10. Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребно­сти. — Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1983. — 160 с.

 

ИНСТИТУТЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.