Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп




Затравленные домашними неурядицами, школьными неуспехами, страдающие от презрения преуспевающих сверстников и от ни с чем не сравнимого подросткового одиночества, трудновоспитуемые учащиеся сбиваются в уличные компании, которые для многих становятся родной стихией. Именно в таких стихийных группах совершается подростками подавляющее большинство подростковых правонарушений.

Профилактика негативных, в первую очередь криминогенных, влияний этих групп представляет наибольшую трудность.

Существует следующая практика нейтрализации и предупреждения отрицательного влияния стихийных подростковых групп.

В зависимости от степени социальной опасности стихийных групп к ним могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, а именно: разобщение или переориентация.

Разобщение - насильственное разъединение членов подростковой группы с целью предотвращения совершения ими преступлений.

Переориентация - такой способ воздействия, цель которого - изменение направленности стихийной группы подростков в позитивную сторону.

Выше давалась характеристика трех разновидностей стихийных подростковых групп - досуговых, криминогенных и преступных. Как показывает опыт, методы разобщения и переориентации наиболее целесообразно применять к криминогенным группам. Преступные группы несовершеннолетних как наиболее социально опасные - это уже сфера воспитательных воздействий суда и исправительных учреждений.

Метод разобщения применяют, как правило, к криминогенным группам после безуспешных попыток использовать иные воспитательные меры. На практике метод разобщения осуществляется следующим образом: всех или большинство членов группы направляют в специальные воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, спецпрофтехучилища), в детские дома, школы-интернаты и т. д., возможна также перемена места жительства или учебы. При этом вожака группы и наиболее социально запущенных подростков целесообразно посылать в учреждения со строгим педагогическим режимом, поскольку с воспитанием этих ребят ни семья, ни школа, ни общественность не справятся.

Можно привести следующий пример. Группа с устойчивой асоциальной направленностью состояла из трех шестнадцатилетних учащихся средних школ г. Минска - Петра, Николая и Виктора. Вожаком был Петр. Все трое характеризовались крайне отрицательно: курили, регулярно употребляли спиртные напитки, играли в карты, систематически совершали мелкие кражи, хулиганские поступки, плохо учились, оставались на второй год. Все трое - выходцы из аморальных семей. У Петра мать периодически не работала, вела сомнительный образ жизни, пьянствовала, отца не было (бросил семью). У Николая пьянствовали и мать и отец. У Виктора пила мать, а отец безответственно относился к своим родительским обязанностям, полностью самоустранился от воспитания сына.

С помощью шефа, курсанта высшей школы МВД, ребят попытались вовлечь в работу секции мотоспорта. Районная комиссия по делам несовершеннолетних применила к родителям подростков меры административного воздействия. Однако результаты оказались неутешительными. Занятия в секции мотоспорта ребята посещали нерегулярно, не хотели изучать правила уличного движения, устройство мотоцикла, интересуясь лишь ездой на нем. В школе попрежнему учились плохо. Вскоре, будучи в нетрезвом состоянии, втроем совершили злостное хулиганство, избив на улице женщину. Группу решили разобщить.

Петра направили в Могилевское спецпрофучилище № 51. Николая после окончания 8 класса послали в одно из ПТУ г. Минска, поселив в общежитии. Виктор после переезда семьи в другой район города, продолжал учебу в новой школе. В результате разобщения группы поведение ее бывших членов значительно улучшилось.

Наибольшее распространение получил второй путь воспитательного воздействия на криминогенные подростковые группы - переориентация. В основе применения этого метода лежит идея А. С. Макаренко о двух видах педагогического воздействия на личность: прямом (индивидуальное воздействие) и косвенном (параллельном) педагогическом воздействии через коллектив.

Переориентация группы позволяет не разрушать дружеских связей между ее членами. Она возможна только на основе какой-либо позитивной, главным образом внешкольной, деятельности. В процессе такой деятельности у подростков постепенно формируются и развиваются разумные потребности и интересы, воспитываются чувство ответственности, дисциплинированность, возникают и упрочиваются конкретные жизненные планы. Одновременно такая деятельность помогает им постепенно избавиться от распущенности, грубости, цинизма и других отрицательных качеств, способствует вытеснению ложной романтики блатной жизни романтикой здорового соревнования, спортивной борьбы, сотрудничества и творчества.

Внешкольная позитивная деятельность открывает перед подростками перспективы самоутверждения, признания сверстников, взрослых. Происходящие положительные изменения в поведении, нравственном облике ребят приводят к изменению характера их личных взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, что в свою очередь положительно сказывается на их успеваемости. Как показывает практика, переориентации антисоциальной направленности криминогенных подростковых групп в социально позитивную можно добиваться на основе любого вида социально полезной деятельности. Однако есть такие виды занятий, которыми ребята увлекаются с наибольшим энтузиазмом и которые поэтому наиболее способствуют переориентации. К ним относятся в первую очередь такие, которые требуют демонстрации инициативы, силы, ловкости и т. д. Это технические и прикладные виды спорта, туризм, атлетическая гимнастика, спортивные единоборства и игры. Для ребят, проявляющих интерес к эстрадной музыке, привлекательными являются занятия музыкой в составе самодеятельных (тем более профессиональных) вокально-инструментальных ансамблей.

В профилактической деятельности используются четыре основных способа переориентации стихийных криминогенных подростковых групп: через вожака группы, через подключенного к ней шефа, через позитивный подростковый коллектив, через трудовой коллектив молодых взрослых.

Переориентация группы через вожака возможна в том случае, когда у него имеется какой-либо достаточно устойчивый позитивный интерес.

Четверо подростков, состоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, избили своего сверстника и пытались ограбить газетный киоск. В группу входили: Виктор, 15 лет, ученик 8 класса; Николай, 16 лет, ученик 9 класса; Михаил, 16 лет, учащийся ГПТУ; Владимир, 16 лет, ученик 9 класса. Вожаком в группе был Владимир, смелый, решительный, остроумный парень, увлекавшийся радиотехникой. Родители Владимира характеризовались в быту и на работе положительно. Будучи очень самолюбивым, Владимир длительное время находился в глубоком конфликте с учителями, постоянно им дерзил, оскорблял их, срывал уроки, свободное время проводил на улице с трудновоспитуемыми ребятами. Друзья Владимира по группе плохо учились, курили, употребляли спиртные напитки, озорничали на улице, в подъездах, были выходцами из неблагополучных семей. Отец Николая находился в местах лишения свободы, отец Виктора был пьяницей, Михаил рос без отца, который бросил семью.

По решению совета общественности опорного пункта правопорядка решили ребят не привлекать к уголовной ответственности, а попытаться переориентировать группу через увлечение вожака радиотехникой. К Владимиру прикрепили шефа, члена студенческого педагогического отряда, студента-старшекурсника Минского радиотехнического института. Со всей группой провели беседу, отдельно - с ее вожаком. Владимиру предложили привлечь друзей к занятиям радиолюбительством. Парень с большим интересом занялся радиоделом и увлек Виктора и Николая перспективой установления контактов коротковолновой связи с радиолюбителями разных стран. Почти каждый день ребята собирались на квартире у Владимира или в секции коротковолновой связи института. В результате у всех троих улучшилась учеба в школе, особенно по математике и физике. В дальнейшем Владимир поступил в радиотехнический институт, Виктор - в радиотехникум, Николая приняли на работу на приборостроительный завод.

Судьба четвертого члена группы, Михаила, также сложилась благополучно. Узнав о желании подростка стать проводником служебно-розыскной собаки, его приняли в секцию служебного собаководства при городском клубе ДОСААФ. Впоследствии он был призван в погранвойска.

Следует отметить, что возможности переориентации группы через вожака все же весьма ограничены, поскольку далеко не каждого подросткового лидера удается увлечь какой-либо социально-позитивной деятельностью.

Гораздо большими профилактическими возможностями обладает второй способ переориентации - подключение к криминогенной группе взрослого шефа. Зная, что подростки испытывают дефицит общения со взрослыми, тянутся к более старшим и опытным из них, шефами лучше назначать молодых рабочих, студентов старших курсов, тренеров и т. д.

Основная задача шефа на первоначальном этапе - установить психологический контакт с членами группы, завоевать у них доверие, а затем уже вовлечь ребят в интересную деятельность, в ходе которой и осуществляется процесс перевоспитания. Если процесс самодеятельных занятий с ребятами организован шефом психологически правильно, то вскоре они сами начинают испытывать потребность в изменении прежнего образа жизни. Как показывает практика, наиболее легко трудновоспитуемые подростки увлекаются спортом, особенно такими его видами, как атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, бокс, вольная борьба, дзюдо и т. д. Включение ребят в перечисленные виды спорта, регулярные беседы с ними шефа-тренера сразу же подтягивают их, переключают интересы в позитивную сторону. Значительная занятость, физическая загрузка тренировками, беседы тренера о необходимости строгого соблюдения режима, недопустимости курения и употребления алкоголя, постоянные напоминания об особой ответственности спортсменов, владеющих специальными приемами, - все это, безусловно, положительно сказывается на поведении и учебе ребят.

Многие из членов криминогенных групп проявляют интерес к эстрадной музыке, хотят участвовать в ансамблях. Умелый и опытный музыкант (шеф) может вовлечь таких ребят в серьезные занятия музыкой в составе самодеятельного вокально-инструментального ансамбля.

Важную роль в профилактической деятельности социально запущенных подростков играет вовлечение их в военно-патриотическую работу. Особый интерес она приобретает тогда, когда связана с туризмом и военно-прикладными видами спорта.

Третий способ переориентации стихийной группы - включение большинства (или даже всех) ее членов в деятельность подросткового коллектива с положительной направленностью. Наибольшими профилактическими возможностями в этом плане обладают коллективы внешкольных детских (подростковых) учреждений, поскольку воздействие ученических коллективов на трудновоспитуемых ребят, находящихся в длительном конфликте с учителями и одноклассниками, оказывается, как правило, малоэффективным.

Вовлечение социально запущенных подростков в ту или иную форму общественно полезной деятельности дает положительные результаты тогда, когда они лично заинтересованы в коллективных действиях (занятия в секциях, кружках, дворовых клубах и т. д.). "Под личной заинтересованностью, - пишет Ф. С. Махов, - в данном случае подразумеваются: интерес к данному роду занятий или деятельности; благожелательное отношение к участвующим в этой деятельности лицам (к руководителю и остальным членам кружка, секции или участникам отдельного мероприятия); готовность к самодеятельным действиям по реализации соответствующего интереса".

В самодеятельных внешкольных организациях трудновоспитуемые чувствуют себя равными среди остальных и поэтому охотно в них участвуют. Поскольку общественно полезные интересы у таких ребят отсутствуют или недостаточно сформированы, особое значение приобретают благожелательность и терпение, поддержка даже чуть наметившихся позитивных сдвигов и изменений. Наиболее пригодными внешкольными организациями для переориентации групп несовершеннолетних правонарушителей являются разновозрастные отряды по месту жительства, дворовые спортивные команды и клубы, различные кружки и студии при домоуправлении, дворовые подростковые клубы по интересам, отряды юных друзей милиции при школах и профтехучилищах, военно-спортивные летние лагеря. Как показывает практика, наибольшими воспитательными возможностями обладают три последние разновидности самодеятельной организации.

Значительный потенциал в профилактической работе с группами несовершеннолетних правонарушителей заложен в работе дворовых клубов по интересам. Создаваемые в микрорайонах, эти клубы ведут конкретную работу с подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, по вовлечению их в различные виды социально полезной деятельности. В этих клубах ребята с увлечением занимаются туризмом, боксом, спортивными играми, радиолюбительством, мотоциклетным и велосипедным спортом, музыкой, изобразительным искусством, различными играми, фотографией, киносъемкой и др. Практика убедительно показывает, что там, где работа подростковых клубов ведется умело, резко сокращаются преступления и правонарушения среди несовершеннолетних.

Вовлечение подростков в отряды юных друзей милиции осуществляется членами совета общественности опорного пункта правопорядка. Основными задачами этих отрядов являются: контроль за соблюдением гражданами правил уличного движения, пресечение хулиганства, озорства и других негативных поступков сверстников, участие в рейдах и операциях инспекции по делам несовершеннолетних, выполнение иных заданий милиции и общественности, изучение основ советского права и др. Привлечение ребят к этой работе, бесспорно, способствует значительному их исправлению - формирует чувства социальной ответственности, гражданского долга, способствует развитию у подростков уважительного отношения к работникам, стоящим на страже общественного порядка, ответственного отношения к собственному поведению, непримиримости к нарушителям правопорядка. Оправдал себя и опыт вовлечения несовершеннолетних правонарушителей в летние военно-спортивные лагеря, где они участвуют в военно-спортивных играх, занимаются стрельбой, различными видами борьбы, автомотоделом, участвуют в многодневных туристических походах и т. д.

Четвертым способом переориентации групп несовершеннолетних правонарушителей является включение ее членов в трудовые коллективы молодых взрослых. Эти коллективы могут быть постоянными (студенческие педагогические отряды) и временными (студенческие строительные отряды). Участие трудновоспитуемых ребят в работе студенческого стройотряда дает им широкое поле для позитивного общественно полезного самоутверждения. Их перевоспитывает сама трудовая деятельность, дающая возможность честно заработать деньги, строгая дисциплина труда и отдыха, личный пример и поддержка студентов, культурно-массовая работа, постоянное общение со взрослыми, здоровый трезвый образ жизни и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.