Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос




Спрос, предложение и рыночное равновесие

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением экономических благ на рынке.

Выясним, каким образом действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара, каков механизм установления рыночного равновесия. С этой целью сначала проанализируем закон и кривую спроса, факторы, влияющие на спрос, далее – график предложения и факторы, воздействующие на него, а в завершение – процесс установления рыночного равновесия.

Спрос – это потребность, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платежеспособная потребность.

При покупке товаров люди неоднократно сталкиваются с тем, что объем спроса на различные товары зависит от цен на них. Чем выше рыночная цена товара, тем меньше его покупают при прочих равных условиях, и наоборот. В любой период существует определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта взаимосвязь называется кривой спроса, или графиком спроса.

В качестве примера построим график спроса на пшеницу в зависимости от рыночных цен на нее. При этом все другие факторы, влияющие на спрос (количество покупателей, доходы населения, цены на другие товары и т.д.), будем считать неизменными. Для построения графика используем условные данные, представленные в табл. 6.1.

При различных рыночных ценах будет предъявляться определенный объем спроса на пшеницу. При более низкой цене количество данного товара, которое желают приобрести потребители, увеличивается, так как его покупки становятся относительно выгоднее покупок других товаров.

Таблица 6.1

Данные для построения графика спроса на пшеницу

Номер положения Цена за 1 т, р. Р Объем спроса в месяц, млн т Qd
  4 200 2,0
  3 600 2,4
  3 000 2,8
  2 400 3,3
  1 800 4,0
  1 200 4,8
    5,8

На основании данных табл. 6.1 построим график спроса на пшеницу (рис. 6.2), отложив по оси ординат цены, а по оси абсцисс – количество пшеницы, на которое предъявляется спрос.

 
 

 

 


Рис. 6.2. График спроса на пшеницу

График спроса на пшеницу имеет снижающийся вид. Он показывает, что объем спроса на товар и рыночная цена на него находятся в обратной зависимости: когда цена увеличивается, количество товара, на которое предъявляется спрос, снижается, и наоборот. Это обусловлено действием закона снижающегося, или убывающего, спроса: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то объем спроса на них уменьшается. Логически действие этого закона связано с тем, что, во-первых, более высокие цены всегда сокращают количество покупателей, и наоборот; во-вторых, повышение цены вынуждает потребителя данного товара уменьшить количество покупок, и наоборот. С научной точки зрения закон снижающегося спроса в экономической теории объясняют действием закона убывающей предельной полезности и эффектов замещения и дохода, которые будут рассмотрены в главе 7.

При построении кривой спроса мы исходили из того, что главным фактором спроса на любой товар служит его цена. При этом делалось допущение: «Прочие условия равны», т.е. предполагалось, что все другие неценовые факторы спроса неизменны. Следует учитывать, что под неценовыми факторами в данном случае подразумеваются все другие факторы, от которых зависит спрос, кроме цены данного товара (в том числе изменение цен на другие продукты).

В действительности неценовые факторы спроса изменяются, что ведет к сдвигу кривой спроса на данный товар вправо (при его увеличении) или влево (при его уменьшении) от первоначального положения.

Основными неценовыми факторами спроса являются:

вкусы, привычки или предпочтения потребителей;

число покупателей на рынке;

денежные доходы покупателей;

цены на сопряженные (заменяющие и сопутствующие) товары;

потребительские ожидания изменения будущих цен и доходов.

Изменение вкусов потребителей в благоприятную для данного товара сторону и рост числа покупателей на рынке вызывают увеличение спроса на товар и смещение графика спроса вправо. Таким же образом влияют потребительские ожидания роста цен и доходов. Если ожидается повышение цен, то покупатели стремятся приобрести товары в настоящее время по более низким ценам, и спрос увеличивается. Что касается роста доходов в перспективе, то данный фактор также способствует увеличению покупок в текущем периоде, поскольку потребители свободнее распоряжаются наличными денежными средствами, относительно меньше делают сбережений. Противоположные изменения отмеченных выше факторов ведут к уменьшению спроса и сдвигу кривой спроса влево.

Влияние изменения денежных доходов потребителей на спрос зависит от того, относится ли данный товар к товарам высшей категории (нормальным товарам) или к товарам низшей категории. Спрос на товары высшей категории при увеличении денежных доходов покупателей растет, и график спроса смещается вправо. Спрос на товары низшей категории при увеличении доходов населения, напротив, обычно снижается, и график спроса смещается влево. В данном случае к товарам низшей категории относятся не только недорогие товары низкого потребительского уровня (немодные одежда, обувь, низкокачественная бытовая техника и т.д.), но и относительно дешевые предметы первой необходимости с нормальными качественными характеристиками (хлеб, картофель и т.д.), которые потребители вынуждены покупать в большем количестве при низких доходах.

Влияние изменения цен сопряженных товаров на спрос данного товара тоже не является однозначным. Рост цен на товары-заменители (пшеница и рожь, чай и кофе и т.д.) ведет к увеличению спроса на данный товар и сдвигу кривой спроса на него вправо. Напротив, увеличение цен на сопутствующие товары, дополняющие данный товар в потреблении (фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты для него и т.д.), вызывает снижение спроса на данный товар и смещение графика спроса влево. Соответственно, снижение цен на сопряженные товары приведет к противоположным изменениям спроса на данный товар и сдвигам кривой спроса по сравнению с рассмотренными выше.

Различают понятия «изменение объема (величины) спроса» и «изменение спроса».

Изменение объема (величины) спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, т.е. в переходе от одной комбинации «цена – количество товара» к другой на том же графике спроса.

Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов спроса и выражается в смещении кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса) от первоначального положения.

Изменение объема спроса означает перемещение по кривой спроса. Изменение спроса подразумевает сдвиг кривой спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.