Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель рынка совершенной конкуренции. Доходы и прибыль фирмы




Библиографический список

Основные понятия

Производственная функция, изокванта, карта изоквант, внешние издержки, внутренние издержки, бухгалтерские издержки, экономические издержки, нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, закон убывающей отдачи, предельный продукт, средний продукт, постоянные издержки, переменные издержки, валовые издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние валовые издержки, предельные издержки, положительный эффект роста масштабов производства, отрицательный эффект роста масштабов производства, кривая выбора фирмы.

Долан, Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Дж. Е. Линдсей. СПб., 1992. Гл. 6.

Ильяшенко, В. В. Микроэкономика / В. В. Ильяшенко. Екатеринбург, 2004. Гл. 5.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003. Т. 1. Гл. 22.

Пиндайк, Р. Микроэкономика: в 2 т. / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М., 1992. Т. 2.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2001. Гл. 8.


Глава 9

Фирма
в условиях совершенной конкуренции

Фирма – основной институт рыночной экономики, выполняющий двоякую роль. С одной стороны, она является экономическим агентом при производстве и реализации товаров и услуг. Для этого она выходит на рынок в качестве покупателя труда, капитала и природных ресурсов. Эти ограниченные ресурсы преобразовываются в готовую продукцию, продаваемую затем на рынке. Поэтому в своей деятельности фирмы обязаны учитывать внешние по отношению к ним рыночные условия, причем последние находятся за пределами их контроля или влияния. С другой стороны, фирма – инструмент выработки и координации решений владельцев производственных ресурсов, которые касаются видов производимой продукции, использования ресурсов и их комбинаций, организационной структуры – всего того, что позволяет ей достигнуть поставленных целей. Решения фирмы лежат в пределах ее компетенции. Отсюда грамотные и своевременные действия, способные повлиять на состояния рынка и изменить уже сложившееся соотношение сил в ее пользу.

Следует напомнить, что слово «фирма» (от лат. firma – подпись) – синоним определенного имени или наименования, под которым выступает индивидуальный или коллективный предприниматель.

В рыночной экономике фирмы как субъекты предпринимательской деятельности обладают экономической самостоятельностью и действуют обособленно. Но эта обособленность не означает независимости фирм друг от друга, так как они соперничают на рынках ресурсов и готовой продукции, т.е. являются конкурентами. Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться, сходиться) – борьба между производителями за предпочтение потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Развитие конкуренции – исторический процесс, происходящий одновременно с развитием товарно-денежных отношений. Так, для экономической эпохи, исследованной К. Марксом, характерна конкуренция многочисленных небольших по размерам предприятий.

Основным инструментом ее была цена, изменение которой приводило к улучшению или ухудшению положения фирм. Со второй половины XIX века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия в новых отраслях (металлургия, транспорт, машиностроение) постепенно захватывают все большую долю товарных рынков, диктуя свои условия «игры». Появляется иной инструмент борьбы – монопольная власть. На современных рынках достаточно распространенными являются такие рычаги конкуренции, как технические характеристики, качество и дизайн товаров, условия обслуживания, реклама и пр.

Существовала конкуренция и при административно-коман­дной системе. Но выступала она не в виде соперничества за рынки и прибыли, а в своеобразной форме «выбивания» фондов, лимитов, государственных капвложений, снижения директивных показателей.

В современной экономической науке выделяют четыре модели рынка, каждой из которых соответствует свой тип конкуренции: совершенная (чистая), монополистическая, олигополия и монополия. Последние три типа объединяются под общим названием «несовершенная конкуренция». Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него, прежде всего изменяя цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным является рынок.

Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками.

1. Множество мелких фирм-производителей. Ни одна из таких фирм не занимает лидирующего положения на рынке. Доля их на рынке настолько мала, что любое решение об увеличении или уменьшении объемов производства не отражается на рыночном предложении.

2. Однородность (стандартность) производимой продукции. Различия в товарах отсутствуют, они обладают абсолютной заменяемостью. Покупатели не высказывают никаких предпочтений; им безразлично, у кого покупать товары.

3. Отсутствие ограничений на вступление фирмы в отрасль и выход из нее. Новые фирмы могут свободно входить в рынок, а существующие – свободно его покидать. Для этого нет законодательных, технологических и финансовых препятствий. Ресурсы мобильны и легко перемещаются из одного вида деятельности в другой в ответ на изменение спроса на них.

4. Равный и свободный доступ всех участников к информации о состоянии рынка, о ценах ресурсов и товаров, издержках и доходах, используемых технологиях. Все решения принимаются в условиях полной определенности.

Перечисленные требования настолько строги, что им едва ли может отвечать реальный рынок. Некоторые из них (рынки сырья, сельхозпродукции, свободно обращающихся ценных бумаг) удовлетворяют первым трем условиям, но ни одну участнику не обеспечивается полное владение информацией и знаниями. Следовательно, совершенная конкуренция в чистом виде – это скорее абстрактная модель, к которой в большей или меньшей степени могут приближаться реальные рынки. Однако изучение ее имеет важное аналитическое и практическое значение, поскольку позволяет:

понять логику поведения фирмы, начиная с изучения рыночной ситуации, принятия и реализации деловых решений и заканчивая оценкой эффективности деятельности в кратко- и долгосрочном периодах;

обосновать выбор вариантов поведения, обеспечивающих приспособляемость фирм к изменяющимся рыночным условиям, прежде всего к ценам;

объяснить природу межотраслевого перелива капитала, лежащего в основе структурных сдвигов в экономике.

Известно, что ситуация на рынке совершенной конкуренции описывается известными понятиями: спрос, предложение и цена. Однако в зависимости от уровня анализа (фирма или отрасль) эти понятия существенно различаются.

Спрос на продукцию отрасли (рис. 9.1а) описывается классическим законом, в соответствии с которым рост объемов покупок достигается снижением рыночных цен. При этом отдельные покупатели и продавцы не могут повлиять на рыночную цену. Каждая покупка, совершаемая покупателем, настолько мала по сравнению с величиной рыночного спроса, что решение одного покупателя не окажет заметного влияния на цену товара. Цены на рынке изменяются только тогда, когда покупатели действуют согласованно. Поэтому спрос на продукцию отрасли в условиях совершенной конкуренции изображается нисходящей кривой.

По-иному описывается спрос на продукцию конкурентной фирмы. Как уже отмечалось, такая фирма действует в условиях ограничений (однородность продукции, многочисленность и малые размеры предприятий). Доля производимого ею продукта в общем объеме ничтожно мала, и любые попытки изменить объем продаж или цену окажутся не замеченными рынком. Поэтому фирма вынуждена принимать цену, установленную рынком как заданную величину. Это означает, что ни одна фирма не может продать свою продукцию по цене, превышающей Р0, так как покупатели начнут приобретать товар у продавцов, чьи цены ниже. Продавать товар по цене ниже Р0 невыгодно самой фирме. Следовательно, все фирмы продают товар по единой рыночной цене, а кривая спроса на продукцию фирмы изображается горизонтальной линией (рис. 9.1б). Как известно, такое расположение кривой характерно для абсолютно эластичного спроса, при котором бесконечно малое снижение цены может привести к бесконечно большому наращиванию объема продаж. И напротив, самое малое повышение цены ведет к прекращению продаж. Сколько бы продукции ни выпустила фирма (сто или миллион единиц), рынок примет ее по единой цене.

       
   

 


а) отрасль б) фирма

Рис. 9.1. Спрос на продукцию в зависимости от уровня анализа

Деятельность фирмы имеет смысл лишь в том случае, если приводит к определенным результатам. Важнейшими из них являются доход и прибыль. В экономической науке под доходом понимают выручку от реализации продукции и характеризуют ее тремя показателями.

Общий, или валовой, доход ТR – денежная сумма, поступающая от продажи всего объема продукции. Рассчитывается как произведение цены на количество единиц:

Средний доход АR – выручка, полученная от продажи единицы продукции:

Предельный доход МR – добавочный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. приращение дохода в результате реализации каждой последующей единицы продукции.

В условиях совершенной конкуренции общий доход изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и изображается прямой, исходящей из начала координат. Средний доход при любом объеме продаж равен цене товара. Предельный доход также равен цене, поскольку каждая дополнительно проданная по рыночной цене единица продукции приносит владельцу одинаковый прирост. Поэтому кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы – это одновременно график ее среднего и предельного дохода (рис. 9.2).

 
 

 


Рис. 9.2. Доходы фирмы

Поведение экономических субъектов, их реакцию на изменение рыночных условий объясняют исходя из целей фирмы. Они разнообразны и вытекают из целей предпринимательской деятельности: рост личного благосостояния владельцев и работников, расширение объемов производства и завоевание новых рынков. Но доминирующей является получение прибыли. Такое положение объективно, поскольку прибыль служит не только критерием деятельности любой фирмы, но и основным средством успешного достижения альтернативных целей.

Анализ экономического поведения фирмы предполагает исследование не бухгалтерской, а экономической прибыли, различия между которыми были рассмотрены ранее.

9.2. Деятельность конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде. Варианты поведения фирмы

Поскольку прибыль исчисляется как разность между доходами и издержками, возникает необходимость сопоставления этих величин при разных объемах выпуска, на которые способна фирма. Существуют два подхода к определению объема производства для получения фирмой максимальной прибыли. Первый основывается на сравнении общего дохода и общих издержек, второй – на сравнении предельного дохода и предельных издержек.

Рассмотрим зависимость «доход – прибыль», сравнивая общие показатели (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Краткосрочные доходы и издержки фирмы

Выпуск продукции, ед. Q Общий доход, р. ТR = Р ´ Q Общие издержки, р. ТС Экономическая прибыль p Предельные издержки, р. МС Предельный доход, р. МR
    –50 –60 –48 –28

Заметим, что доход фирмы растет пропорционально объему выпуска продукции, так как цена является величиной постоянной (40 р.). Для малых объемов производства (до 4 ед.) прибыль имеет отрицательное значение (от –50 до –28), поскольку доход недостаточен для возмещения постоянных и переменных издержек. С увеличением выпуска прибыль становится положительной и растет до тех пор, пока объем производства не достигнет 8 ед., после чего начинает падать, отражая опережающий рост общих издержек.

Графически динамика общего дохода и издержек фирмы представлена на рис. 9.3.

Общий доход фирмы изображен в виде прямой ТR, выходящей из начала координат. Кривая общих издержек ТС также является восходящей. На графике выделяются три участка: первый и третий, на которых кривая общих издержек расположена над линией общего дохода; они соответствуют объемам производства, приносящим убыток. Причем на первом участке убытки обусловлены слишком малым объемом производства, тогда как на третьем – чрезмерно большим.

Рис. 9.3. Общие доходы и издержки фирмы

На втором участке (при объеме производства от 5 до 12 ед.) общий доход превышает общие издержки, поэтому фирма получает прибыль. Из табл. 9.1 видно, что наибольшего значения (55 ед.) прибыль достигает при единственном значении выработки – 8 ед. Точки пересечения ТR и ТС называют точками безубыточности. В них фирма не несет убытков, но и не получает прибыли. При этом прохождение через первую точку безубыточности является для фирмы желательным, поскольку дальнейшее увеличение выпуска ведет к положительному финансовому результату. Приближение же ко второй точке безубыточности сигнализирует об уменьшении прибылей, а при продолжении роста объемов производства – о нарастающих убытках. Таким образом, можно сформулировать первое правило максимизации прибыли: фирма всегда максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором ТR превышает ТС на максимальную величину (на рис. 9.3 расстояние по вертикали между ТR и ТС при этом объеме наибольшее).

Определение объема производства, максимизирующего прибыль, можно описать и с помощью предельных показателей, сравнивая предельный доход и предельные издержки. Если доход от продажи каждой последующей единицы продукции больше, чем дополнительные затраты на ее выпуск (МR > МС), то в краткосрочном периоде целесообразно наращивать объем производства. Как видно из табл. 9.1, при увеличении выпуска до 7 ед. предельный доход превышает предельные издержки. При объеме 8 ед. эти показатели совпадают. С последующим наращиванием выпуска предельные издержки окажутся выше предельного дохода, и общая величина прибыли начнет уменьшаться. Для всех фирм независимо от размера и отраслевой принадлежности в условиях совершенной конкуренции действует второе правило: фирма получает максимальную прибыль при таком уровне производства, когда ее предельные издержки равны предельным доходам.

Состояние, при котором фирма достигает уровня производства, максимизирующего прибыль, называется равновесием фирмы. Хотя фирма выигрывает от выпуска каждой дополнительной единицы, если действует неравенство МR > МС, в краткосрочном периоде равновесие достигается именно при МС = МR. Положение равновесия фирмы в краткосрочном периоде показано на рис. 9.4.

 

 

 


Рис. 9.4. Краткосрочное равновесие фирмы

Максимум прибыли достигается при объеме производства Q0 = 8, т.е. в точке пересечения графиков МR и МС. До достижения этого уровня фирма может увеличивать прибыли за счет роста объема продаж. В случае превышения уровня Q0 фирма будет терять прибыли, следовательно, для получения ее максимального значения необходимо вернуться к объему производства 8 ед.

Правила максимизации прибыли позволяют определить объем производства, к которому следует стремиться фирме для получения наибольшей прибыли в краткосрочном периоде. Такого же результата можно добиться и опытным путем, выбирая из различных соотношений доходов и издержек оптимальное, т.е. обеспечивающее наилучший финансовый результат.

Тем не менее в условиях совершенной конкуренции фирмам не всегда удается зарабатывать прибыль. Рыночная цена может опуститься; фирма не обеспечит полное возмещение всех издержек, следовательно, понесет убытки. В этом случае необходимо принять решение: продолжать убыточное производство или приостановить его? На первый взгляд, второй вариант – прекращение выпуска – представляется более предпочтительным. Но следует помнить, что часть издержек в краткосрочном периоде является постоянной (аренда, страховка), и фирма все равно вынуждена их оплачивать, даже если остановит производство. Следовательно, необходимо оценить ожидаемые выгоды и потери. При прекращении производства фирма не получит доходов, но понесет расходы в виде постоянных издержек. При продолжении деятельности к постоянным издержкам добавятся переменные, но фирма будет иметь и поступления от реализации продукции.

Выбор варианта поведения (продолжать или прекращать производство) зависит от величины совокупной прибыли (убытков), которая определяется как прибыль (убытки) от продажи всех единиц продукции, произведенных при оптимальном объеме производства. Размер совокупной прибыли определяется соотношением между ценой и средними издержками, в зависимости от которого рассматривают три типичные ситуации равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

1. Фирма получает прибыль (рис. 9.5). Если рыночная цена выше средних общих издержек (Р0 > АТС), то равновесная фирма полностью покрывает общие издержки и получает сверхприбыль, т.е. экономическую прибыль, превышающую нормальную.

 

 


Рис. 9.5. Максимизация прибыли

Отрезок ВС характеризует прибыль на единицу продукции в точке равновесия: ВС = Р0 – АТС. Но фирма максимизирует не прибыль на единицу продукции, а совокупную прибыль от всего производства: p = ВС ´ Q (она изображается площадью заштрихованного прямоугольника).

При понижении цены до уровня Р1 фирма в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние валовые издержки и не получает экономической прибыли (P1 = ATC). Но это не значит, что прибыль отсутствует вообще. Фирма зарабатывает нормальную прибыль, которая включается, как уже отмечалось, во внутренние издержки.

2. Фирма минимизирует убытки (рис 9.6а). Выручка от реализации не позволяет фирме возместить издержки полностью, и она несет убытки. При этом рыночная цена опускается ниже средних общих издержек, но удерживается на уровне, превышающем средние переменные издержки (min ATC > Р > min AVC). Это позволяет покрыть хотя бы часть постоянных издержек. В такой ситуации целесообразно продолжать производство и минимизировать убытки.

 

 

 


а) минимизация убытков

 

 

б) прекращение производства

Рис. 9.6. Поведение фирмы в краткосрочном периоде

Правило MC = MR позволяет определить не только объем производства, максимизирующий прибыль, но и объем производства, минимизирующий убытки в краткосрочном периоде. Фирма несет наименьшие убытки в краткосрочном периоде, если MC = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC. На рис. 9.6а отрезок ВС характеризует средние постоянные издержки AFC при оптимальном объеме производства, а совокупные убытки определяются как (АТС – Р) ´ Q1 и изображаются в виде площади заштрихованного прямоугольника. Следовательно, при продолжении производства фирма, хотя и несет потери, но возмещает все переменные и часть постоянных издержек. При остановке производства она будет вынуждена покрывать все постоянные издержки, совокупная величина которых изображается в виде площади прямоугольника АВСD. Оплачивать часть AFC лучше, чем совсем не оплачивать AFC. Поэтому имеет смысл продолжать производство в надежде на повышение цены или предпринимать меры по сокращению общих издержек.

3. Фирма ликвидируется (рис. 9.6б). Падение рыночной цены ниже минимального уровня средних переменных издержек (Р < min AVC) позволяет окупить лишь их часть. Каждая дополнительно выпущенная единица добавляет к убыткам, полученным от постоянных издержек, еще не покрытую часть переменных издержек. На рис. 9.6б совокупные убытки изображаются площадью прямоугольника АВDР, которая определяется как (АТС – Р) ´ Q1. Общие постоянные издержки, не возмещаемые фирмой в случае остановки производства, определяются площадью прямоугольника АВCF. К этим потерям при непрекращении производства добавляются убытки, которые несет фирма из-за неокупаемости переменных затрат. Причем с ростом выпуска последние увеличиваются. Чистые убытки вследствие продолжения производства иллюстрируются площадью прямоугольника FCDР. Другими словами, совокупный убыток, понесенный фирмой при продолжении производства, будет больше тех невозмещенных постоянных издержек, которые потеряет фирма при прекращении производства.

Остановка производства не обязательно заканчивается ликвидацией предприятия. Она может быть временной «передышкой», позволяющей дождаться повышения цены, сэкономить на переменных затратах (заработной плате, покупке сырья), реализовать избыток готовой продукции и взыскать средства с должников. Если же ситуация не улучшается, фирма вынуждена прекратить свое существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.