Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость государственного регулирования экономики




Библиографический список

Основные понятия

Доход, функциональное распределение, персональное распределение, социальные трансферты, номинальный доход, реальный доход, кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент, уровень жизни, закон Энгеля, качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, прожиточный минимум, абсолютная бедность, относительная бедность.

Бункина, М. К. Макроэкономика / М. К. Бункина, В. А. Семенов. М., 1996. Гл. 2, 6.

Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2000. Гл. 19, 24.

Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику: в 2 ч. / А. Я. Лившиц. М., 1992. Ч. 2. Гл. 9, 10.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 1992. Т. 1. Гл. 10; Т. 2. Гл. 37, 38.

Пигу, А. Экономическая теория благосостояния: в 2 ч. / А. Пигу. М., 1985. Ч. 1. Гл. 1, 2, 6–9.

Райзберг, Б. А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М., 1995. Гл. 21.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993. Гл. 20–22.

Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М., 1991. Гл. 12, 15.

Экономическая школа. 1992. Вып. 2. Лекции 19, 20.


Глава 16

Экономическая роль государства

Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на функционирование экономики. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики – это воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой. В современном мире это правительство, парламент (государственная дума), центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня и другие государственные органы.

Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить: общие, присущие любому демократическому государству в настоящее время; особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфичес­кие, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявить и проанализировать общие экономические функции.

Поскольку государственная деятельность в сфере экономики прежде всего должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, мы выделяем следующие основные экономические функции государства (правительства):

создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

защита и стимулирование конкуренции;

перераспределение дохода;

перераспределение ресурсов;

стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики?

Начнем с того, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В качестве их представителя государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный общественный порядок. Поэтому государство, и только оно, формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов (защита прав собственности, обеспечение выполнения контрактов, налогообложение и т.д.). Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

Государство призвано корректировать недостатки, которые органически присущи рыночной системе. Такими недостатками (отказами) рынка называются ситуации, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить наиболее эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов. Основными типами таких неэффективных ситуаций, свидетельствующих об отказах рынка, являются: неравномерная информация, монополизация, неравенство в распределении доходов, внешние эффекты, неспособность производить общественные блага.

Рассмотрим обстоятельства, препятствующие рыночной системе обеспечивать наиболее эффективное использование производственных возможностей общества и диктующие необходимость воздействия государства на экономику.

1. Неравномерная (асимметричная) информация. К условиям, определяющим эффективное функционирование конкурентных рынков, относится полная информированность покупателей о потребительских свойствах приобретаемых благ. При постоянном обновлении номенклатуры (ассортимента) и усложнении продукции, предлагаемой современному потребителю, это условие далеко не всегда выполняется. Скорее на практике такая информация покупателю либо мало доступна, либо ее получение связано с неоправданно большими затратами. Неравномерное распространение информации в экономической среде приводит к тому, что рыночные сделки не могут осуществляться на основе сопоставления затрат и выгод, рыночные цены становятся неоптимальными, неоправданные конкурентные преимущества получают экономические субъекты, владеющие информацией.

Асимметричность распределения информации между продавцами и покупателями вызывает необходимость формирования системы распространения доступной информации о свойствах благ. Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации по возможности всем экономическим субъектам.

2. Монополизация. Ранее обращалось внимание на то, что эффективное распределение ресурсов возникает только на конкурентных рынках. Поскольку собственно рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих тенденции образования монополий, а по мере развития научно-технического прогресса становится все больше предпосылок для монополизации производства, то к числу важнейших экономических задач государства относятся защита конкуренции и регулирование деятельности естественных монополий.

3. Неравенство в распределении доходов. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система обусловливает существенно неравномерное распределение богатства, особенно в условиях монополизации рынков. В этом состоит причина внутренней социальной нестабильности рыночной системы без значительного государственного перераспределения доходов.

4. Внешние эффекты (экстерналии). При анализе функционирования рыночного механизма предполагалось, что рыночные цены по определению, с одной стороны, отражают затраты, возникающие при производстве любого блага, а с другой – характеризуют полезность (выгоду), извлекаемую потребителем. Между тем при производстве и потреблении некоторых благ возникают так называемые внешние эффекты, не находящие отражения в рыночных ценах. Поэтому чтобы не только по частным критериям, а с более широких общественных позиций оценить экономические результаты определенного вида производственной деятельности, следует, наряду с частными, учитывать внешние затраты и выгоды.

При наличии внешних затрат в нерегулируемой рыночной системе будет производиться и потребляться больше оптимального для общества объема некоторого блага. И наоборот, когда производство блага сопровождается внешней выгодой, объемы выпуска, определенные рынком, не достигают оптимальных, с точки зрения общества, размеров. Поэтому рыночное распределение ресурсов в этих случаях следует корректировать государственным воздействием.

5. Неспособность производить общественные блага. Еще одно допущение в рамках предыдущего анализа заключалось в предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ – частные блага. Основными характеристиками частных благ служат конкурентность (они являются объектами конкуренции потребителей) и исключаемость (недоступность их для потребителей, которые не в состоянии заплатить за потребление данных благ рыночную цену). Соответственно существуют «неконкурентные» и «неисключаемые» блага, которые называются общественными. Кроме чисто частных и чисто общественных благ, существуют смешанные (промежуточные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ.

Примерами наиболее распространенных общественных благ являются обеспечение национальной безопасности, установление и поддержание правопорядка, строительство и эксплуатация маяков, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и т.п. Свойство неисключаемости общественных благ приводит к тому, что их производство не может функционировать на рыночных принципах. Возмещать затраты на производство общественных благ следует посредством организации системы налогообложения и государственного финансирования.

Особую значимость государственное регулирование экономики приобретает для макроэкономической стабилизации, т.е. контроля за уровнем занятости населения и инфляцией, а также для контроля за процессами в сфере внешнеэкономических отношений (международная специализация производства, импортно-экспортные операции, валютный курс).

Рассмотрим более подробно содержание основных экономических функций государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.