Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация и интеграция наук




Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.


Г лава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 297

Этап количественных изменений науки — это постепенное на­копление новых фактов, наблюдений, экспериментальных дан­ных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных те­орий, понятий и принципов.

На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит прерыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть корен­ные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные ре­волюции (см. гл. VI).

Во время относительно устойчивого развития науки происхо­дит постепенный рост знания, но основные теоретические пред­ставления остаются почти без изменений. В период научной рево­люции подвергаются ломке именно эти представления. Револю­ция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ра­нее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, про­никновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.

Примерами таких глобальных революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование клас­сической механики и экспериментального естествознания (Гали­лей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относитель­ности и квантовой механики (А. Эйнштейн, Н. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современ­ной науке, особенно связанные с формированием и бурным раз­витием синергетики (теории самоорганизации целостных разви­вающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п. Науч­ная революция подводит итог предшествующему периоду позна­ния, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследова­ния, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодей­ствием двух противоположных процессов — дифференциацией


298_______________________________ Основы философии науки

(выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синте­зом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисципли­ны, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других — их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения от­дельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки, и внутринаучное «разветвление» последних в научные дис­циплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систе­му знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на научные дисциплины), среди которых лидером становится клас­сическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математи­кой с момента своего возникновения. В последующий период про­цесс дифференциации наук продолжал усиливаться.

Дифференциация наук является закономерным следствием бы­строго увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение круго­зора — иногда до «профессионального кретинизма»). Одновремен­но с процессом дифференциации происходит и процесс интегра­ции — объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и i ных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое цс стирание граней между ними. Это особенно характерно дл: временной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтети­ческие, общенаучные области научного знания, как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо фило­софия также выполняет интегративную функцию в научном по­знании).

Хаким образом, развитие науки представляет собой диалек­тический процесс, в котором дифференциация сопровождается ин-


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 299

теграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в еди­ное целое самых различных направлений научного познания мира, методов и идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.