КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональный потенциал педагогаIV. Верно или неверно? 1. Так надо обращаться к ученику: «Молодец, я тобой до 2. Так не надо обращаться к ученику: «Ты обязан это сде 3. Успех в общении педагога с учащимися не зависит от 4. Школьника нельзя заставить заниматься нелюбимым 5. При нарушении дисциплины целесообразно отвлечь 6. Педагогу сердиться — все равно, что хворать. 7. Улыбкой нельзя выразить спокойное отношение к про 8. Нельзя сердиться, услышав шутку учащегося в свой ад 9. Старшеклассники характеризуют педагога по первому 10. Неостроумные учителя не могут использовать юмор в V. Об отношении учащихся к своему учителю можно уз 1. Охотно ли вы идете к учителю со своими вопросами? 2. Берет ли на себя учитель часть вины за плохую учебу, 3. Не слишком ли часто педагоги пользуются местоимени 4. Идет ли учитель с жалобой на плохое поведение к ад 5. Все ответы верны. VI. Наиболее объективно характеризуют учителя: 1. Сильные учащиеся. 2. Слабые учащиеся. 3. «Середняки». 4. Коллеги, администрация. 5. Родители. Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительско-н) мастерства отражается в новом интегрированном понятии — профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество ко-нфого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал (от лат. ро1епс!а — обобщен-ипи способность, возможность^ сила) — главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естёствён-мих и приобретё1шьГх~качеств, определяющих способность пе-дигога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализо-НИТ1.: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений (рис. 10). Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов. Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств: ППП= Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд, где ППП — профессиональный потенциал педагога; Пнеп — неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности; Пчип — частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности; Пдсп — компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный); Пдпд — часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.
Рис. 10 Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности. Компоненты выделены по направлениям научных исследований, разрабатывающих проблему профессионального потенциала педагога (рис. 11). Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью. С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса — стилем учебно-воспитательной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП — это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. о г л с; го X о X о о о» •е- о о. с л а а. I-О II и !*
Ближайшим по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм. Профессионализм сводится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм — это умение мыслить и действовать профессионально. Использование понятия профессионального потенциала помогает разобраться в иерархии понятий, его составляющих, достичь правильного выделения общих условий и конкретных факторов. Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мо-тивационный, коммуникативный, операционный (или собственно профессиональный), творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |