Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы философии науки





Глава VII. Особенности современного этапа развития науки



 


быть подвергнуты рационально-критическому дискуссионному об­суждению. Некритическое принятие глобальных социальных идей может привести к катастрофическим последствиям. Критическое же обсуждение популярных идей, когда все разумное будет со­хранено, а неразумное отброшено, позволит предложить иную со­циальную стратегию, включающую в себя ценности малых орга­низационных преобразований. Таким образом, в понимании цен­ности критики как чрезвычайно влиятельной, если не сказать дви­жущей, силы общественного развития, можно также усмотреть результат влияния Поппера-эпистемолога на Поппера — социаль­ного философа. Критика служит действенным инструментом из­менения в сторону более рациональной и эффективной деятель­ности.

Социология знания особо подчеркивает связь всех форм зна­ния с социальным бытием. Парадокс науки состоит в том, что она на протяжении всего своего развития заявляла о себе как о реаль­ном основании общественного прогресса, способствующем бла­госостоянию человечества, и в то же время развитие науки и тех­ники привело к последствиям, являющимся угрозой самому его существованию. К негативным последствиям приводит не толь­ко загрязнение окружающей среды и экспансия техногенного раз­вития. Сам лавинообразный рост научной информации оказыва­ется патогенным для человеческой психики фактором. Он приво­дит к явно энтропийным последствиям.

На современном этапе развития науки значительные измене­ния происходят в области хранения и полурения информации, ус­ложняется функционирование приборных комплексов и сложных саморазвивающихся человекоразмерных систем, в которые вов­лечен сам человек. В связи с этим сама стратегия научного поиска должна быть построена с учетом императивов человеческого су­ществования. На фоне широко распространенного признания де­гуманизации современной науки особое значение и ценность при­обретает аксиологически-дедуктивная система теоретического опи­сания явлений и процессов, в которых присутствуют и учтены интересы и параметры человеческого существования.

Аксиологический подход к науке показывает, что она должна быть понята как интегральная составляющая современного соци­ального развития. Аксиологичность научного познания признает-


ся его неотъемлемой чертой. Наука не должна быть подчинена как узкопрагматическим интересам, так и монополии военно-про­мышленного комплекса.

Система ценностей, процветающая в индустриальном обще­стве, подвергается сокрушительной критике. Человечество оказы­вается перед проблемой осознания своей беспомощности в контро­ле над все возрастающей технической мощью современной циви­лизации. Индустриальное общество создает атмосферу мегарисков, оно ориентировано на идеалы потребления, что заводит человече­ство в тупик. Однако пренебрежение духовными ценностями во имя материальных не способствует гармоничному развитию чело­века. Эта проблема поставлена в произведении американского фи­лософа, социолога и психоаналитика Эриха Фромма «Иметь или быть?». Наряду с этим есть исследования Габриеля Марселя «Быть и иметь», Бальтазара Штеемина «Обладание и бытие», названия ^которых симптоматичны и нацеливают на сопоставление двух в принципе несоизмеримых миров ценностей: ценностей существо­вания, связанных с абсолютной ценностью жизни, и потребитель­ских ценностей, уводящих в дурную бесконечность.

На первый взгляд, альтернатива — бытие или обладание — противоречит здравому смыслу. Действительно, чтобы жить, не­обходимо есть, пить, обладать вещами и удовлетворять элемен­тарные потребности. Но значит ли это, что основная ценность и смысл бытия в обладании? Философы предостерегают: чем нич­тожней твое бытие, чем меньше проявлений находит твоя дей­ствительная жизнь, тем большую значимость приобретает иму­щество, чужая, отчужденная жизнь и цель человека не обладать многим, а быть многим. В Евангелии от Луки сказано: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?»

Эрих Фромм как врач-психоаналитик, наблюдающий за боль­ным миром, вынужден сделать вывод. «Обладание и бытие явля­ются двумя основными способами существования человека, пре­обладание одного из которых определяет различия в индивиду­альных характерах людей и типах социального характера»1. Цен­ности потребления влекут за собой ориентацию на достижение максимальной прибыли. В противовес этой ценностной системе в общественной жизни существуют иные ценности гражданского

1 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. С 45.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.