Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы философии науки. Глава VII. Особенности современного этапа развития науки





Глава VII. Особенности современ ного э тапа развития науки



 


Клонирование в целях помощи бездетным семьям также про­блематично, ибо даже в случае положительного исхода и абстра­гирования от всех социально-негативных факторов оно предпола­гает воспроизводство не нового организма, а однояйцевого близ­неца отца или матери; иными словами, не ребенка, а родственни­ка: сестру или брата. Человек-«клон» — генетический брат-близ­нец человека. Более того, клонирование в аспекте решения про­блемы деторождения является поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской или женский). Технологии искусствен­ного размножения отменяют самый веский аргумент против го­мосексуальных отношений — однополые семьи как угроза недо-восЕроизводства человечества. Подобные технологии откроют шлюзы различным вариациям извращенных форм семейно-брач-ных отношений, укрепят основание неполных семей и поставят под сомнение всю систему кровнородственных отношений, кра­соту и полноту материнской и родительской любви. Перспективы будущего человечества не могут быть связаны с технологией кло­нирования.

§6. Постнеклассичёская наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации

Современная наука — очень сложный и динамичный фактор общественного развития. Наука делает открытия, рождает новые гипотезы и теории, совершенствует методы и технологии. Совре­менная наука раздвигает свои горизонты и увеличивает темпы научно-технического прогресса.

Существует известный парадокс познания: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука никогда не стре­милась превратить свои знания в догмы и всегда исходила из ус­тановки, что любая научная теория, какой бы неопровержимой она ни казалась, может быть изменена в связи с изучением еще непознанных явлений. Современная наука вышла в область по­знания микромира и мегамира, достигла таких границ, которые требуют расширения области рационального мировосприятия и общепризнанных теорий.


Являясь сложноорганизованным объектом, современная на­ука предполагает как дифференциацию, так и интеграцию раз­личных научных дисциплин. Поэтому одно из важных измене­ний мировоззренческих ориентации ее связано с направленнос­тью на целостное обобщение имеющейся системы многообраз­ных областей знания. Наука направлена на глубинное постиже­ние объективного мира, поэтому важной мировоззренческой ори­ентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя противоречивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и парана-учных. Узкоспециализированный подход важен лишь в синтезе научных знаний.

Наука подразделяется на науку переднего края, опирающую­ся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нор­мальную» науку, развивающуюся на принятых основоположени­ях. Существует также подразделение науки на официальную и «народную», т. е. этнонауку, уходящую своими корнями в осо­бенность специфического мировосприятия этноса, его обычаев и традиций. Она транслируется, как правило, от наставника к уче­нику в бесписьменной форме, связана с рецептурными предписа­ниями, знанием знахарей, целителей и пр. Говорят о науке вос­точной, в противовес науке западной, о науке классического об­разца, в центре которой идеалы детерминизма, и науке, учитыва­ющей индетерминистские факторы и статистические закономер­ности. Многообразные образы науки рождают специфическую ми­ровоззренческую ориентацию современного человека, предпола­гающую опору на плюрализм и построение альтернативных сце­нариев возможного развития.

Важной мировоззренческой ориентацией современной науки становится установка на ее парадигмальный характер. Так, для науки классического типа, царившей в XVII—XIX вв., была ха­рактерна норма социокультурной автономии научного знания, ко­торая диктовала требования максимально возможных ограниче­ний и ограждений науки от влияния культуры. Социокультурная автономия науки диктовала полную ее независимость от много­образия социокультурных факторов. Она предполагала также вы­работку некого универсального научного стандарта — классичес­кого идеала научности. Как правило, в качестве такового выделя-



Основы фил ософии на


Глава VII. Особенности современного этапа развития науки



 


лись либо математика с ее аксиоматическим-дедуктивным мето­дом, либо физика, с ее механико-экспериментальным методом.

Для мировоззренческих ориентации современной, постнеклас-сической стадии науки характерно упразднение ее социокультур­ной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленнос­ти науки. Идеалом постнеклассической стадии науки является меж­дисциплинарный подход синергетики, объединяющий строгие ма­тематические и физические модели постижения действительнос­ти с наукой об обществе. Мир предстает как неравновесная, дина­мическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества. Это предполагает и нацеливает на учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познании. Сам субъект познания мыслится как коллектив, состо­ящий из специалистов разных дисциплинарных областей.

Современные мировоззренческие установки, опираясь на раз­витие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и следствие, часть и целое. Современная наука демонстрирует несводимость состояния целого к сумме состояний его частей. Причинность мыслится как система вероятностных взаимодействий, а случай | определяется как «Его Величество случай». Современная наука ведет к переосмыслению значения эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Принципиаль­но изменяется стратегия экспериментирования. Применительно к развивающимся нестабильным системам эксперимент, основан- | ный на энергетическом взаимодействии с такой системой, не по­зволяет воспроизвести одни и те же ее состояния. Необратимость процессов развития не обеспечивает возможности воссоздания начальных состояний системы до ее участия в эксперименте. Осо­бую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяющее вычислить разнообразие возможных структур и со­стояний, которые в состоянии породить данная система.

Изменение мировоззренческих ориентации происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплек­сов, в функционирование которых включен сам человек, т. е. «че-ловекоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологи­ческие объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, ген-


ной инженерии, системы «человек—машина», сложные инфор­мационные комплексы, системы искусственного интеллекта. Изу­чение этих объектов показывает огромную роль системы гумани­стических принципов и ценностей, так как преобразование «чело-векоразмерных» систем сталкивается с огромным числом запре­тов и ограничений. Недопустимы стратегии, потенциально содер­жащие в себе катастрофические последствия. Это обуславливает формирование мировоззренческой установки, связанной с требо­ванием личностной социокультурной направленности научного познания. В определении приоритетов научного исследования ог­ромное место принадлежит экономическим и социально-полити­ческим целям и задачам.

Мировоззренческие ориентации, рожденные современной на­укой, не отличаются простотой и однозначностью, они нацелены на динамичное восприятие мира. Утвердившаяся в науке концеп­ция глобального эволюционизма предписывает воспринимать дей­ствительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода. Универсальность про­цессов эволюции распространяется на огромное многообразие про­цессов, происходящих в окружающем мире, начиная от неоргани­ческой материи и кончая органическими и социальными система­ми. Выбор эволюционно пригодных состояний идет в направле­нии от наименее вероятностного к наиболее вероятностному со­стоянию, в ситуации, когда из всего мыслимо возможного отби­рается наиболее адаптивно возможное.

Все неравновесные динамические системы в природе подраз­деляются на два семейства: консервативные и диссипативные. Кон­сервативная система связана с принципиальным свойством со­хранения. Оно указывает на существование некоей основы или субстанции, существующей неизменно, несмотря на многообраз­ные обменные процессы, происходящие между системой, ее час­тями и внешней средой. Консервативные системы сохраняют ка­чество перманентности. Примером осмысления такого рода сис­тем могут быть как воззрения древних, например, Фалеса о пер­воначале воды или Платона о порождающей мощи идей, так и теоретические аналоги, содержащиеся в классической механике Ньютона (его законы, свидетельствующие о постоянстве взаимо­действий, сил ускорения, противодействия, земного притяжения).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.