Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы философии науки. Глава VIII. Социально-гуманитарные науки





Глава VIII. Социально-гуманитарные науки



 


4. Исследование культурных процессов является научным толь­
ко тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым
описанием единичного, а принимает во внимание индивиду­
альные причины и подводит особое под общее, используя
«культурные понятия», во-вторых, когда «при этом руковод­
ствуется определенными ценностями, без которых не может
быть вообще исторической науки... Только благодаря прин-;
ципу ценности становится возможным отличить культурк
процессы от явлений природы с точки зрения их научного ]
смотрения»1. Естествознание, как считает Риккерт, устана
ливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесен

к ним своих объектов. Но это, как мы выше отмечали, у

относится к современному естествознанию.

При этом «исторически-индивидуализирующий метод отн сения к ценностям» философ отличает от оценки: оценивать-значит высказывать похвалу или порицание, относить к ценно тям — ни то, ни другое. Если отнесение к ценностям, по его мне-! нию, остается в области установления фактов, то оценка выходит 1 из нее. Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущ-' ность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важ­ное от незначительного. Риккерт полагает, что и естественные i социально-исторические науки могут и должны избегать оценок, \ ибо это нарушает их научный характер. Однако теоретическое от-1 несение к ценностям как метод (принцип) наук о культуре, отли­чая их от естествознания, «никоим образом не затрагивает их на-1 учности».

5. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помо-1
шью индивидуализирующего метода и исторических понятий]
«представить исторические явления как стадии развития», а]
не как нечто неизменное, раз навсегда данное. Иначе говоря,
подойти к ним именно как к «процессам культуры», а не толь­
ко как к ее результатам, т. е. конкретно-исторически. При этом I
немецкий философ различает понятия «историческое разви-1
тие» и «прогресс», считая, что последний означает «повыше-[
ние ценности культурных благ» и включает в себя положи-1
тельную или отрицательную оценку.


 

6. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой систе­
ме, то у наук о культуре не может быть основной науки, ана­
логичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует
«возможность сомкнуться в одно единое целое». Возможность
такого единства общей связи этих наук обеспечивает им поня­
тие культуры. «Итак, единство и объективность наук о куль­
туре обусловлены единством и объективностью нашего поня­
тия культуры, а последняя, в свою очередь — единством и
объективностью ценностей, оцениваемых нами»1.

7.По сравнению с естествознанием исторические науки отлича­
ются большей субъективностью и важную роль в них играют
такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура. Тем
самым историческое знание не только фиксирует индивиду­
альное и неповторимое в истории, но и строится на основе
индивидуальных оценок и личных предпочтений исследова­
теля. Напротив, законы естествознания объективны, и, буду­
чи продуктами определенной культуры, по существу от нее
не зависят. Но это опять-таки уже не относится к современно­
му естествознанию.

8. В методологическом плане, т. е. «с всеобщеисторической точ­
ки зрения не бывает исторической науки без философии исто­
рии». Последняя и есть всеобщее концептуально-методологи­
ческое основание всех наук о культуре.

В последующем методологические идеи в рамках гуманитар­ных наук развивали М. Вебер, X. Г. Гадамер, К. Поппер, М. Фу­ко и др. Но это уже тема особого разговора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.