Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы анализа и интерпретации данных




 

Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обрабо­тать (упорядочить, классифицировать).

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно веду­щего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную сово­купность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по выска­занным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание данных предвари­тельно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показате­лям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих струк­турные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, дина­мики процесса.

Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием ана­лиза по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи много­мерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков соци­альных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типоло­гизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпириче­скими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предпо­лагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита при­менительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экс­периментов.

Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следо­вательно, расширяет эмпирическую базу социологических иссле­дований и сферу их приложения.

Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения исполь­зуемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их приме­няют комплексно - последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глу­бокого анализа материала.

Методы математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей и фактов, но они лишь средство, которое не должно заслонять собою цель. Достоверная статистиче­ская тенденция - это все же не социологическая закономерность; выпадающие из общей картины индивидуальные значения, воз­можно, являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.

В заключении следует сказать, что эмпирические социологические исследования на сегодняшний день вышли за рамки собственно социологической проблематики. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.