КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для высших учебных заведений
УЧЕБНИК РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Б.П. Кирдан Т.В.Зуева Примерный перечень вопросов к зачету по социологии
1. Социология как наука. Ее объект, предмет и место в системе наук. 2. Объективные причины быстрого развития социальных учений и возникновения социологии в ХIХ веке. 3. Становление социологии как науки. Идеи О. Конта. 4. Классический период развития социологии. Основные идеи, выдвинутые К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом. 5. Культура как система ценностей, норм, смыслов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. 6. Виды культуры. Восприятие культуры членами общества. 7. Личность – субъект и продукт социальных отношений. 8. Современные представления о процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида и З. Фрейда. 9. Стадии социализации личности. Агенты социализации. 10. Социальный статус и социальная роль. Взгляды Т. Парсонса и Р. Мертона. 11. Социальный класс и социальная страта. Основные положения классового анализа К. Маркса и М. Вебера. 12. Исторически сложившиеся формы социальной стратификации. 13. Бедность и неравенство. Виды бедности. 14. Социальные общности как форма социальной организации индивидов. Виды общностей. 15. Социальные группы. Виды социальных групп. 16. Групповая динамика: лидерство, конформизм, групповая сплоченность. 17. Социальные движения как источники социальных изменений. Жизненный цикл социальных движений. 18. Основные подходы к понятию социальной организации. Типы организаций. 19. Понятие социального действия. Теория социального действия в работах М. Вебера и П. Сорокина. 20. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Взгляды Дж. Хомманса, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля. 21. Социальные институты: признаки и типология. 22. Семья как социальный институт. Социальные функции семьи. 23. Религия как социальный институт. Социальные функции религии. 24. Понятие девиации в социологии. Виды девиантного поведения. 25. Социологические теории девиации. 26. Социальный контроль и социальные санкции. 27. Социальные изменения. Теории эволюционизма, модернизации и исторических циклов. 28. Агенты социальных изменений. 29. Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования. 30. Программа и инструментарий социологического исследования.
[*] В основу лекции положена книга Петера Штомпки «Социология социальных изменений» (1993).
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Филология"
Москва
Издательство "Флинта" Издательство "Наука"
ББК 82.3(2) УДК 398 3 91
Р е ц е н з е н т ы: академик РАО Ю. Г. Круглов, д-р филол. наук, засл. деятель науки В. И. Коровин
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.: ил.
1SВN 5-89349-115-7 (Флинта) 1SВN 5-02-011697-1 (Наука)
Учебник – часть учебно-методического комплекта, куда входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклорических исследований. Концепцию курса определяет своеобразие фольклора как исторически развивающегося явления. Выделены три художественные системы: раннетрадиционный, классический и позднетрадиционный фольклор. Основное внимание уделено жанрам классического фольклора.
ISBN 5-89349-115-7 (Флинта) © Издательство "Флинта", 1998 ISBN 5-02-011697-1 (Наука)
От авторов
Авторы сохранили традиционное рассмотрение русского фольклора под историческим углом зрения, однако отказались от формально-социологической схемы. Концепция курса определяется художественной спецификой устного народного творчества. Применен системный подход как высший уровень обобщения материала. Выделены три художественные системы, исторически сменявшие одна другую: раннетрадиционный, классический и позднетрадиционный фольклор. В фольклористике основной единицей изучения является жанр, поэтому в учебнике общий исторический принцип изложения соединен с монографическим рассмотрением отдельных жанров. Известно, что многие жанры вследствие их универсальных качеств существовали на протяжении нескольких периодов, однако в учебнике все жанры рассматриваются один раз, что позволило, избежав дробности, целостно осветить поэтику каждого из них. Курс открывает теоретическая глава "Фольклор как предмет филологического изучения", которая призвана сформировать у студентов основы фольклористических знаний. Этой же цели служит словарь научных и народных терминов. Авторы стремились излагать материал, не злоупотребляя иностранной лексикой, однако в словаре приведены распространенные иноязычные термины, с которыми студенты могут встретиться в ряде работ. Вторая глава — обзорная — посвящена развитию фольклористики как науки. В этой главе кратко освещена история собирания фольклорных произведений, охарактеризованы основные сборники, рассмотрена история теоретического изучения фольклора, обозначены позиции разных научных направлений (школ). Раннетрадиционный и позднетрадиционный фольклор представлены двумя также обзорными главами, в которых, наряду с общими вопросами, рассмотрены трудовые песни, гадания, заговоры, частушки, фольклор рабочих, фольклор периода Великой Отечественной войны. Основное внимание уделено классическому фольклору — богатой системе развитых, полноценных жанров, которая продуктивно функционировала в течение веков. Жанры или группы родственных жанров классического фольклора охарактеризованы в
отдельных главах: "Обряды и обрядовый фольклор", "Малые жанры фольклора. Паремии", "Сказки", "Несказочная проза"; "Былины", "Исторические песни", "Баллады", "Духовные стихи", "Лирические внеобрядовые песни", "Фольклорный театр. Народная драма", "Детский фольклор. Фольклор для детей". Главные проблемы курса — специфика фольклорной традиции, историческая поэтика, поэтика жанров. В приложении помещены иллюстрации: портреты выдающихся собирателей и исследователей русского фольклора, его исполнителей из народа, лубочные листы и проч. Учебник — основная часть учебно-методического комплекта, в который, кроме него, входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклористических исследований. Программа определяет концепцию, содержание и общее построение курса. Цитирование народных, произведений, их названия даны в учебнике преимущественно по хрестоматии; Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. — М.: Флинта, Наука, 1998. (сокращенно: Хрестоматия). Иные случаи оговариваются. В главах учебника имеются отсылки и к другой хрестоматии: Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учебных заведений /Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. — М.: Флинта, Наука, 1998. ( Сокращенно: Хрестоматия исследований). Авторы учли богатый опыт высшей школы, отраженный в учебниках и учебных пособиях: Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1941; Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1969 (также 1978 и 1986); Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. — М., 1977 (и 1983); Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. — Л., 1983.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |