Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об информационном обществе




Лекция №1

Тема: Информационное общество.Информатизация общества. Информационная культура общества. Информатика – предмет и задачи.

 

 

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

1-ая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

2-ая революция (сер. XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

3-я революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио.

4-я революция (70гг. XXв.) – связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшей составляющей информационной индустрии становятся телекоммуникации.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Об информационном обществе еще в 80-х годах заговорили японские ученые. Они считали, что в информационном процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальных сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к доле умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XXв. Постепенно приобретают зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия.

Например, по данным социологического исследования, в США на конец XXв. уже было 27 миллионов работающих, осуществляющих свою деятельность не выходя из дома; а 1/3 всех зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены в 1980г. – 5.7млн. человек, а в 1995г. – 20.7млн. человек.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

1. Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

3. в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

4. информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

5. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

6. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

 

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

1. все большее влияние на общество средств массовой информации;

2. информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

3. существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

4. многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, Западную Европу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.