Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социального взаимодействия




Социальное взаимодействие: сущность, типы

Социальное взаимодействие – это система социальных действий, в которой действия одного субъекта являются причиной и одновременно следствием действий другого.

Совокупность социальных взаимодействий очень разнообразна. Их можно классифицировать по разным основаниям:

Ø По характеру используемых средств:

− вербальные – письменные и устные взаимодействия;

− невербальные – взаимодействия, связанные с проявлением эмоций и основанные на мимике и жестах;

− физические (тактильные взаимодействия).

Ø По форме:

− кооперация – взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;

− конкуренция – отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага;

− конфликт – скрытое или открытое столкновение сторон, стремящихся навязать друг другу свою волю, изменить поведение соперника или устранить его.

Ø По способу образования:

− формальные − взаимоотношения, востребованные обществом и его социальными институтами, закрепленные в виде формальных ролей;

− неформальные – взаимодействия, порожденные индивидуальными мотивами и ценностями людей.

Ø По сферам общественной жизни:

− экономические;

− политические;

− семейные;

− религиозные и.т.п.

В социологии существует немало теорий, по-разному понимающих и оценивающих данный феномен. Наиболее известные из них – теория социального обмена Джорджа Хоманса, теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида, социодраматический подход Ирвина Гоффмана.

Теория социального обмена полагает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Основные идеи теории состоят в следующем:

ü Природа человека основана на гедонизме и рационализме.

ü Внутреннее состояние личности не наблюдается, изучать можно только реакции индивида на стимулы внешней среды.

ü Сущность социального взаимодействия – это обмен. Система социальных взаимодействий – это "рынок", где происходит обмен личными "капиталами".

ü При обмене каждый индивид стремится к большему вознаграждению за свое поведение (вознаграждение – разница между издержками и пользой).

Исследования представителей этой теории позволили им сформулировать постулаты социального обмена:

v Постулат успеха: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще повторяется.

v Постулат стимула: определенное поведение воспроизводится в схожих обстоятельствах.

v Постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит.

v Постулат пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенное вознаграждение, тем меньшую ценность будет для него представлять каждая последующая единица такого вознаграждения.

v Постулат агрессии-одобрения: получая ожидаемое вознаграждение человек испытывает удовлетворение, не получая – раздражение.

Теория символического интеракционизма трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают. Основные идеи данной теории:

ü Сознание человека – мир символов.

ü Все, что воспринимает человек, он воспринимает через призму своего сознания.

ü Смысл взаимодействий зависит от совместной интерпретации общих символов.

ü Условие взаимопонимания – наличие общей системы символов (язык).

ü В процессе взаимодействия происходит формирование конвенциональных смыслов (общепринятых значений слов, жестов и т. п.).

Социодраматический подход Ирвина Гоффмана рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, создавая определенные впечатления о себе. Основной мотив поведения – признание в качестве членов сообщества. Суть его идей сводится к следующим положениям:

ü Взаимодействия – это игра (пьеса, спектакль), исполняемая актерами на множестве сцен (жизненных ситуаций).

ü Цель актеров – управлять впечатлениями других людей и добиться от них необходимых реакций.

ü Действия по управлению впечатлениями неосознанны индивидами, что основано на подсознательном желании нравиться другим людям.

ü Умения управлять впечатлениями других – умения управлять другими людьми.

ü От степени достоверности исполняемой роли зависит реакция зрителей и дальнейший ход спектакля.

ü Повторение социальных игр превращает их в ритуалы, которые мы поддерживаем, делая поведение нормативным.

 

Литература

1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – С. 602-643

2. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман: М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. – 304 с.

3. Хоманс Дж. Социальное поведение / Дж. Хоманс // Социология: РЖ /ИНИОН. – 2001. – № 3. – С. 132-169

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.