Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание




Основные направление решения глобальных проблем в XXI в.

  • Переориентация военной экономики на решение задач в интересах общества;
  • Содействие социально-экономическому развитию отсталых государств;
  • Решение экологических проблем качественно новой сложности: снижение содержания в окружающей среде токсических веществ, ослабление «парникового эффекта», угрозы истончения озонового слоя, угрозы кислотных дождей;
  • Развитие энергетики с учетом тенденций к потеплению климата;
  • Несбалансированный экономический рост;
  • Кризис управления и способности управлять;
  • Обеспеченность населения Земли продовольствием и наличие водных ресурсов;
  • Рост численности населения и миграционные потоки;
  • Сдвиги в мировой геополитической ситуации

 

Раздел 4

Познание – деятельность, направленная на получение знаний. Познавая, человек увеличивает свои возможности как активного творца деятельности. Содержанием процесса познания является получение знаний, т.е. наполнение сознания образами предметов, представлениями об их внутреннем строении, о связях и отношении между предметами.

Гносеология – наука, изучающая философские проблемы познания

Объект познания – то, на что направлено познание. Эта та часть мира, которая познается субъектом познания.

Субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности. Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Самопознание – когда объектом познания становится сам человек, его внутренний мир.

Уровни и ступени познания: чувственный и рациональный

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств. Ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения – непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.

Восприятия – создание целостного образа предмета на основе ощущений.

Представления – образы, возникающие в памяти человека на основе старых ощущений и восприятий без их непосредственного воздействия на органы чувств.

Рациональное познание осуществляется с помощью разума. Представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета) размышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, отражающие основные признаки, свойства предмета или явления. Понятие выражается с помощью слов или словосочетаний.

Суждение – форма мысли, в которой через связь двух понятий утверждается что-либо или отрицается.

Умозаключение – процесс получения нового суждения на основе уже имеющихся, на основании логики.

Абстрактное мышление непосредственно связано с языком.

Язык – это система знаков, передающих информацию. Наибольшее значение в человеческом обществе имеет вербальный язык.

Вербальный язык – это система звуковых, словарных и грамматических средств, с помощью которых выражаются процессы мышления.

Интуиция – это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание – непосредственное постижение сути вещей. Интуитивное познание происходит вне процесса чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания.

Источники познания: сенсуализм, рационализм, интуитивизм.

Сенсуализм – направление в философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства. Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются первичным источником всех других знаний (Эпикур, Т.Гоббс, Дж. Локк).

Рационализм – направление в философии, утверждающее, что источником истинных знаний является разум. Чувства могут дать лишь поверхностные, внешние знания о предметах (Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель).

Интуитивизм – направление в философии, утверждающее, что истинные знания достигаются путем прямого проникновения в сущность предметов без посредства чувственного опыта и рассуждения, т.е. путем интуиции (Ф.Щеллинг, А.Шопенгауэр).

Знания – результат процесса познания, представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей. Знания могут соответствовать действительности (такие знания называют истинными), могут отличаться или противоречить действительности (такие знания называются заблуждениями или ложью).

Истина – знание, соответствующее действительности.

Объективная истина – не зависит от субъекта познания, раскрывает сущность предмета такой, какова она есть на самом деле.

Субъективная истина – всегда зависит от сознания познающего субъекта.

Относительная истина – неполное, приближенное к точному знанию, которое может дополняться в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя, уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютная истина – раз и навсегда установленное, полное знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.