Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение структур рынка




Рынок (в широком смысле) –это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводств на всех уровнях экономической системы данного общества. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

Спрос – это то количества товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Факторы, определяющие спрос:

· Доходы потребителей. С ростом доходов, спрос на товары растет;

· Цены на товары-заменители. Когда два товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми таврами. Например, повышение цен на сливочное масло увеличит спрос на растительное масло при неизменной цене на него, и наоборот;

· Цены на дополнительные товары, спрос на которые растет одновременно (например, фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты);

· Вкусы и предпочтения (одни предпочитают рис, другие – картофель). Если вкусы изменяются в пользу какого-либо товара, то спрос на него возрастает;

· Число покупателей (чем больше людей, потребляющих данный товар, тем выше спрос на него);

· Инфляционные ожидания (если покупатели ожидает повышение цен на какой-либо продукт, то они начинают покупать его в больших количествах, чем необходимо в данный конкретный момент)

Предложение – это то количество товара, которое готов предложить производитель в конкретном месте и в конкретное время.

Цена – выражение в деньгах стоимость товаров и услуг.

Цена спроса – та максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.

Цена предложения – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Неэластичность спроса – при значительном повышении цены на данный товар, спрос на него остается неизменным (товары первой необходимости).

Эластичность спроса – при незначительном повышении цены на данный товар, спрос на него резко падает (предметы роскоши).

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Свободная конкуренция – такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция – такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает монопольную цену (часто завышенную). Монополия свёртывает конкуренция, создавая угрозу функционирования рынка.

Виды монополий ( с учетом степени охвата): чистая, абсолютная, монопсония.

Чистая монополия – наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице страховых органов.

Монопсония ( может быть и абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров.

Монополии различают естественные и искусственные. Естественные монополии – имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают большой экономический эффект, чем множество аналогичных фирм, или же имеют важное стратегическое значение для общества. Искусственные монополии – объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель – объединение предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товара, распределяют рынки сбыта, долю каждого, в общем объеме производства. Это простейший вид монополии.

Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняется производственная самостоятельность, а продукция, произведенная из них, реализуется как собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют свою коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест – единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства – пай – в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн – объединения предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных кампаний, которые находятся под единым финансовым контролем.

Олигополия- это такой рынок, на котором господствуют несколько (от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия – это конкуренция между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещены.

Элементы рыночной структуры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Множество мелких фирм Много Мало, есть крупные фирмы Одна
Тип продукта Однородный дифференциро- ванный (разнородная продукция) Однородный или дифференциро- ванный Уникальный (нет близких заменителей)
Вход в отрасль Никаких затруднений Прост Сложен Сложен или невозможен
Влияние фирмы на цену Отсутствует Некоторое Умеренное или значительное Значительное

Типы рынков:

· Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой куплю-продажу продуктов конечного пользования (реализация продовольственных и непродовольственных товаров, различного рода услуги);

· Рынок средств производства – это рынок товаров, идущих в производственное потребление. Здесь продаются и приобретаются оборудование, здание, сырье, топливо, топливо, электроэнергия и т.п.;

· Рынок труда – это рынок труда, на котором объектом купли-продажи выступает рабочая сила;

· Рынок инвестиций представляет собой рынок, на котором объектом рыночных отношений являются долгосрочные капиталовложения.

· Рынок научно-технических разработок осуществляется купля - продажи инноваций, т.е. новых технологий, изобретений, рационализаторских предложений;

· Рынок информации – предметом купли-продажи выступают книги, газеты, реклама.

Фискальная политика государства (бюджетная) – меры правительства, направленные на изменение государственных доходов и расходов с целью регулирования состояния национальной экономики.

Монетарная политика государства – это денежно - кредитная политика государства, которая используется для регулирования экономики. Основной целью монетарной политики является стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены. Высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства. Суть монетарной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а через них на потребительский и инвестиционный спрос, стимулируя или тормозя развитие производства

Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и

служащий посредником при их обмене друг на друга.

Функции денег: являются мерой стоимости всех товаров, имеют функцию средств обращения (являются посредником при обмене товаров), являются средством платежа и выполняют функцию накопления богатств.

Полноценные деньги – деньги, у которых собственная стоимость (т.е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствуют номинальной (т.е. той, которая обозначена на данной монете). Первоначально полноценными деньгами были меха, зерно, скот, а затем – серебро и золото. Отмена золотого стандарта произошла в XX веке. На смену золотому стандарту пришла искусственная денежная система, в рамках которой действуют неполноценные деньги.

Неполноценные деньги деньги, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление. Основными вилами неполноценных денег являются: бумажные деньги, биллонные монеты – металлические денежные знаки, изготовленные в виде монет из недрагоценных металлов, кредитные карточки (векселя, чеки, пластиковые карточки).

Ликвидность денег – способность наличных денег выполнять роль общепризнанного средства платежа.

Ликвидность товара – его способность быстро быть переведенным в наличные деньги.

Инфляция – долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, продаваемые на внутреннем рынке данной страны. Для нормального функционирования экономики требуется наличие определенного количества денег для обращения. Периодически возникают такие ситуации, в которых сфера обращения наполняется «лишними» деньгами, т.е. количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются: - по отношению к золоту (при золотом стандарте);

- по отношению к товарам и услугам;

- по отношению к денежным знакам других стран.

В первом случае повышается рыночная цена золота, во втором – цены на товары и услуги, в третьем – по отношению к иностранным денежным единицам.

 

 

Виды инфляции:

1. Умеренная (или ползучая) инфляция, при которой цены поднимаются постепенно и в умеренном темпе (примерно на 10 % в год).

2. Галопирующая инфляция характеризуется быстрым ростом цен (примерно 100-150% в год).

3. Гиперинфляция, отличительной чертой которой является сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).

По характеру различают открытую и подавленную инфляцию. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной инфляции – государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита и «черного рынка».

Девальвация валюты – официальное обесценивание национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Дефляция – понижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера.

Деноминация – укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране.

Банк – коммерческое учреждение, создаваемое в соответствии с действующим законодательством государства, занимающееся предпринимательской деятельностью в финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчета.

Центробанк призван выполнять такие функции:

· Эмиссия банкнот;

· Аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны;

· Кредитование коммерческих банков;

· Проведение расчетов и переводных операций для правительства страны;

· Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Эмиссия – выпуск наличных денег, осуществляемый центральным банком страны.

Коммерческий банк – частная коммерческая фирма, имеющая лицензию на ведение банковских операций, т.е. операций по привлечению денег, имеющихся у фирм и домашних хозяйств, на предоставление кредитов и другие фирмы инвестирования привлеченных денег.

Государство и экономика. Ни одну экономическую систему нельзя назвать свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Государство берет ответственность за организацию денежного обращения в стране, за ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рынка. Государство берет на себя обязанность борьбы с безработицей. Методы регулирования экономики государством можно разделить на несколько групп:

· Правовые методы регулирования заключатся в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка. Разрабатывает антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий- монополистов. Принимает законы, способствующие развитию мелкого и среднего бизнеса.

· Финансово-экономические методы - налоги. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо сдерживает темпы экономического роста. Государство предоставляет кредиты предприятиям. Оно помогает отечественным товаропроизводителям, вводы определенные таможенные пошлины.

Государство владеет определенной долей собственности, которая представляет дополнение рыночного механизма. С помощью государственной собственности происходит выравнивание экономического цикла и поддержание занятости населения.

· Программирование. Государство создает различного рода экономические программы по развитию тех или иных отраслей и производств.

Государственный бюджет - это основной финансовый документ государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается органами законодательной власти. Бюджет любого государства состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов, эмиссий. Расходная часть - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением своих экономических, социальных, политико – административных функций. Различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.