Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политология как система знаний о политике




Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них.

Современная политическая наука окончательно оформилась как самостоятельная дисциплина лишь в конце 40-х годов ХХ века.

Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов – politika (политический порядок, механизм осуществления власти) и logos – (знание). Следовательно, политологию можно определить как учение и науку о политике.

Объектом политологии является политическая сфера общественной жизни – это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений. Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения.

Предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Современная политология является многоотраслевой дисциплиной и включает ряд направлений политологического знания: политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, политическую психологию и т. д.

 

 

 

 


 

 

Рис. 2. Структура политической науки

 

Политическая философия исследует ценностные мировоззренческие аспекты политики, политические идеалы и нормы, на основе которых функционирует политическая система; определяет смыслы важнейших политических явлений: власти, государства, прав человека и т.д.

Политическая теория выявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов и групп в политическом процессе. Метод сравнительного анализа позволяет использовать национальный политический опыт и наполнять конкретным содержанием такие понятия, как власть, демократия, партия, государство и т.д.

Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история.

Политическая история изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности.

Политическая социология изучает интересы и содержание сознания участников политики (поведение групп, индивидов и его причины).

Прикладная политология интегрирует выводы таких наук как психологии, социологии, кибернетики и акцентирует внимание на решении конкретных политических проблем. (выработке механизма разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров, определение моделей поведения избирателей, выявлении значения региональных факторов на политическую жизнь, создание благоприятного политического имиджа, планировании и проведении избирательных компаний, технологии манипулирования массовым сознанием и т.д .) Вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса и краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений.

Политическая психология исследует субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок и ориентаций на политическое поведение. Существует два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. Индивидуально-личностный аспект результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и т.д. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определения уровня политической культуры населения, участия индивидов в выборах органов власти, определения тех или иных приоритетов социальной политики.

Общественно-групповой аспект направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта является оценка общественных настроений. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.

В систему политических наук входят также политическая антропология и политическая география.

Политическая антропология устанавливает связь политики с социо-биологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличием природных ископаемых и т.д.).

Таким образом, в системе общественных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук и на базе их выстраивает исследования, обеспечивает объективные знания о политических системах.

 

1.3. Правоведение как наука о праве

 

Право существовало не всегда. О праве можно вести речь практически лишь с момента возникновения государства. В обществе без государства отношения между людьми регулировались обычаями (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.), религиозными нормами, нормами морали.

С течением времени на смену родоплеменным отношениям приходит государственность. Общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение на богатых и бедных, изменение форм семейной и общинной жизни, появление новых управленческих структур и людей, специализирующихся на разных хозяйственных, военных, культурных делах, приводят к появлению необходимости замены традиционной общественной власти в роде и племени. Власть постепенно приобретает государственный характер.

Появляется публичная власть, отделенная от общества, которую реально осуществляет особая группа людей, занимающаяся исключительно управлением и не участвующая в общественном производстве. Эта группа чаще всего выражает интересы не всего общества, а определенной его части (например, класса). Поскольку эти люди, составляющие госаппарат, ничего не производят, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собирают с населения в виде налогов и сборов.

С момента возникновения государства начинают приобретать остроту вопросы, что есть право, что можно отстаивать и защищать в государственных органах, что можно проводить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения. Так возникает право как еще один регулятор общественных отношений.

Сам термин «право» получил название от латинского слова «yustitia» - что означает правосудие, справедливость.

В современном понимании право – это система нормативных установок, которые опираются на идеи человеческой справедливости и свободы, выражены большей частью в законодательстве и регулируют общественные отношения. Оно призвано служить людям, обществу, обеспечивать нормальную жизнь. Но вместе с тем, нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества. Скажем, издаются антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики.

В настоящее время большинство правоведов сходятся во мнении, что право имеет две стороны, две формы существования - естественное и позитивное право.

Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. По своей природе естественное право надгосударственно.

Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в законах, постановлениях, указах, судебных прецедентах и иных источниках права.

Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, дух права).

В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.

Выделяют следующие принципы права:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права;

4. Принцип гуманизма (человеколюбия);

5. Принцип свободы субъектов права;

6. Принцип законности;

7. Принцип ответственности за вину;

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности;

9. Принцип единства норм права;

10. Принцип реальности норм права.

Рассмотрим функции права.

Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

Основные функции права:

А) Социальные функции права:

1. Экономическая - закрепление определенного типа производственных отношений.

2. Политическая - закрепление отношений по поводу власти.

3. Идеологическая - закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.

Б) Специально-юридические функции права:

1. Регулятивная функция права - указание с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения.

2. Охранительная функция права - установление ответственности для лиц, нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав.

Таким образом, обе эти функции, регулятивная и охранительная, каждая по своему, выполняют важную задачу – развитие и укрепление общественных отношений.

Для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, которая создает или предписывает правило поведения и тем самым придает такому правилу качество правовой нормы.

Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, правовой прецедент, договор, нормативно-правовой акт.

1. Правовой обычай был первым источником права, который регулировал отношения в период становления государства. Это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного. Дошедшие до нас крупные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) – это сборники правовых обычаев.

В настоящее время правовой обычай применяется при регулировании общественных отношений в некоторых странах Африки и Латинской Америки. Такие системы считаются традиционными, идею права здесь отбрасывают и ориентируются в регулировании общественных отношений на такие обычаи и традиции, которые позволяют игнорировать и законы, и судебные решения.

2. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Различают судебный и административный прецедент. Не законодатель, а судьи формируют подавляющую часть правовых требований. В США, Англии, а также странах Британского содружества (их в правовой литературе относят к англосаксонской правовой семье) не считают важным условием для установления прочного правопорядка создания абстрактных правил поведения. Важнее, с их точки зрения, чтобы дело в случае необходимости без излишних препятствий попало в суд, разрешалось по строгим правилам и справедливыми судьями.

3. Договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. Например, гражданский договор, коммерческий договор, трудовой договор.

4. Нормативно-правовой акт в современных условиях является наиболее распространенным источником позитивного права в странах романо-германской правовой семьи (Германия, Италия, Франция и т.д.). Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который содержит нормы права. К ним относятся законы и подзаконные акты, которые толкуются самими законодателями или специально уполномоченными на то органами. Нормативно-правовой акт выступает в виде государственного документа, который имеет название, наименование органа, принявшего акт, а юридические нормы группируются в нем по разделам, статьям и частям.

Изучение права предполагает общее представление о системе права, т.е. о его структурных частях.

Система права – подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права. Отрасли права – большие совокупности правовых норм, которые регулируют своим особым методом одинаковые по своему характеру, выделившиеся в особую большую группу общественные отношения.

В системе российского права можно вычленить следующие отрасли: конституционное; административное; уголовное; гражданское; трудовое; семейное; экологическое право и другие. Всегда важно для защиты своих прав и свобод знать основные положения процессуальных отраслей: уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной и др. В процессуальных нормах содержатся положения, устанавливающие порядок совершения определенных действий (например, как подать исковое заявление в суд), сроки его рассмотрения (например, в какие сроки оно должно быть рассмотрено судом) и иные условия.

В современной России начинает приобретать особое значение международное право, как совокупность норм и принципов, устанавливающих права и обязанности государств в процессе их взаимного общения. В правовую систему РФ в качестве ее составной части входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Следует отметить, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора.

Важно отметить, что правоведение относится к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и многообразные связи. Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом.

Таким образом, современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью социологии, политологии, правоведения. Эти науки воздействует на все стороны жизни общества. Знакомство с политологией поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни, с появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей, право, являясь, регулятором общественных отношений, стало способным удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. В итоге эти науки вносят в общественные отношения стабильность, организованность, согласованность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.