КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Партийные системы и их типы
В каждом государстве исторически складывается определенная система взаимодействия партий между собой, с государством и с избирателями, которая определяет степень их влияния, а также идеологические ориентиры и принципы организационной структуры. Такая система носит название партийной системы. Представление о том, что политическая жизнь страны может быть адекватнее описана не столько понятием "тип партии", сколько понятием "система партий", появилось только после Второй мировой войны, когда пристальнее стал изучаться опыт однопартийных режимов и различных вариантов многопартийности, тем более, что количество их умножалось благодаря деколонизации и распространению парламентаризма на страны "Третьего мира". В числе первых к разработке этого понятия приступил М. Дюверже. В качестве наиболее важных характеристик системы партий выделял: а) число партий; б) типы их организационной структуры; в) их количественные характеристики; г) образуемые ими союзы; д) их географическая локализация; е) их распределение по идеологическому спектру. В отечественной политологии используется представляющееся вполне адекватным и достаточно кратким определение, данное партийной системе Т.В. Шмачковой: "Контур политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численность избирателей, тип внутренней структуры), а также коалиционными возможностями". Типологизация партийных систем является несравнимо более сложной задачей, чем разработка типологий партий, поскольку требует учета от 3 до 6 параметров, а получающиеся в результате модель и ее графическое отображение в виде таблицы или схемы оказываются чрезвычайно сложны для восприятия. М. Дюверже ограничился, по сути, наиболее простым вариантом такой типологии, взяв за основу количество партий, реально участвующих в борьбе за власть, учитывая в ряде случаев и их идеологию. Выделил однопартийный тип с коммунистическим и фашистским его вариантами; двухпартийный тип с консервативно-либеральным (США, Великобритания до начала XX в.) и консервативно-социалистическим (Великобритания в новейший период истории) вариантами; многопартийный тип с трехпартийным (Австралия и многие европейские страны в первые десятилетия XX в.), четырехпартийным (Канада, скандинавские страны, страны Центральной Европы в межвоенный период) и полипартийным (Австро-Венгрия в начале XX в., Франция, Нидерланды) вариантами. В 1976 г. Дж. Сартори предложил свой вариант типологии партийных систем, основанный на трех критериях: наличие партии большинства (т.е. имеющей более половины депутатских мест в парламенте), степень идеологической поляризации, чередование партий у власти. В соответствии с ними, Сартори выделил семь основных типов партийных систем: 1) Однопартийные системы, где фактически существует тотальный контроль политической жизни одной партии, слившейся с государственным аппаратом (пример: Советский Союз); 2) Системы партии-гегемона при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений (ряд восточноевропейских стран народной демократии в 1950-1980-е гг., например, ГДР и Болгария, а также КНР); 3) Системы с доминирующей партией, где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же (Япония, Мексика, Италия, Индия, как они были в 1970-е гг., сейчас их партийные системы несколько изменились); 4) Двухпартийные системы, где основные партии чередуются у власти (США, Великобритания); 5) Системы умеренного плюрализма (3-5 партий, участвующих в распределении властных должностей) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия). Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики; 6) Системы крайнего плюрализма (6-8 партий, участвующих в распределении властных должностей), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные коалиции. Система крайнего (поляризованного) плюрализма включает антисистемные партии, т.е. партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий. 7) Атомизированные системы (свыше 8 партий, участвующих в распределении властных должностей) с рассредоточением политического влияния и ролей (Малайзия). Сходную типологию в 1968 г. предложил французский политолог Жан Блондель, ограничившись при этом лишь теми странами, где существует реальная многопартийность. В зависимости от количества голосов, обычно подаваемых за политические партии, он выделил: - двухпартийные системы, где две лидирующие партии получают на выборах 90 и больше процентов голосов (США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Австрия); - двух-с-половиной-партийные системы, где две ведущие партии набирают 75-80% голосов, что не позволяет им в одиночку сформировать правительство, и поэтому они вынуждены формировать "большую коалицию" со своим главным соперником или "малую коалицию" с какой-либо малой партией, прошедшей в парламент (ФРГ, Бельгия, Канада, Ирландия); - многопартийные системы с доминирующей партией, где одна и та же партия каждые выборы набирает столько голосов, сколько позволяет ей в одиночку формировать правительство (Италия, Дания, Норвегия, Швеция); - многопартийные системы без доминирующей партии, где две самые популярные партии набирают менее половины голосов избирателей, что открывает дорогу для трех- и более партийных коалиций (Финляндия, Франция, Нидерланды, Швейцария). Во всех этих типологиях учитывается не общее число партий, которое может быть очень велико, а эффективное число, которое достаточно ограничено. В 1979 г. финские политологи Маркко Лааксо и Рейн Таагепера предложили формулу для расчета эффективного числа партий: где n - число партий, имеющих хотя бы одно депутатское место, - квадрат доли, занимаемой партией в депутатском корпусе. Поскольку эта формула не позволяет отличить системы с доминирующей партией от двухпартийных, в 2010 г. она была модифицирована российским ученым Г.В. Голосовым и приобрела такой вид: где – квадрат доли, занимаемой в депутатском корпусе самой крупной партией. Условиями применимости этой формулы к той или иной партийной системе являются: 1) Демократический характер выборов; 2) Прямые партийно-структурированные выборы в независимой страны; 3) Проведение не менее трех выборов течение не менее, чем пяти лет; 4) Отсутствие разрывов (непоявление в течение этого срока новых партий, которые получали бы более 25% голосов). Абстрактное геометрическое отображение этой модели мира партийных систем выглядит следующим образом:
Таким образом, вычленяются следующие типы партийных систем: 1) Системы с доминирующей партией и многочисленными претендентами; 2) Системы с доминирующей партией и одним претендентом; 3) Двухпартийные системы; 4) Двух-с-половиной-партийные системы; 5) Многопартийные системы без лидирующей партии; 6) Многопартийные системы с лидирующей партией. Следует отметить, что данные типологии и понятие партийной системы вообще применимы не ко всем государствам, где существуют партии, а лишь к тем, где партии существуют как самостоятельные субъекты властных отношений, где они действительно являются центрами принятия решений и пользуются доверием граждан. В политических режимах султанистского типа, при персональных и военных диктатурах, в режимах, характеризующихся электоральным авторитаризмом, политические партии действуют либо как нелегальные организации, либо как декоративные, лишенные реального влияния на политику структуры. Избиратели относятся к ним с равнодушием, а потому они оказываются полностью зависимы от тех должностных лиц, которые пользуются все полнотой власти, распределяя денежные средства и мандаты, но не связаны никакой идеологией или партийной дисциплиной. Тема 7. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |