Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторическое изобретение




Цель риторического изобретения-не открытие новых идей и не выражение мнений автора, но создание замысла целесообразного высказывания, предназначенного конкретной аудитории в конкретных обстоятельствах. Если у автора нет ясного представления о том, что он предлагает аудитории, ему не удастся развернуть последовательную аргументацию.

Сформулированная мысль, из которой в ходе риторического построения развертывается высказывание, представляет собой предложение (пропозицию), т. е. идею, предлагаемую ритором для обсуждения.

Предложение может быть утверждением, правилом, постановкой или решением проблемы, оценкой факта. Существенно, что само слово «предложение» означает предмет обдумывания и возможного согласия.

Предложение содержит: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

Предложение должно удовлетворять следующим требованиям:

1. быть грамматически связным и полным;

2. быть ясным и обозримым;

3. открывать возможность обсуждения и соотноситься по смыслу с иными существующ­ими или возможными предложениями относительно данного предмета;

4. быть продуктивным — допускать смысловое развертывание отдельных термов, их смысловых группировок и высказывания в целом.

Чтобы добиться формулировки предложения, удовлетворяющей перечисленным требованиям, необходимо предварительное обдумывание темы, которое и обозначается как создание замысла.

1 этап:

Оно включает прежде всего анализ аудитории — ее персонального состава, возможностей, представленных позиций и членения на группы. В изучение аудитории входит и анализ сложившихся ценностных ориентации аудитории и уровня ее внутреннего согласия. Представление об аргументативной ситуации в отношении к предмету речи помогает поставить задачу, т. е. ответить на вопрос: «Какой реальный результат в смысле согласия аудитории может и должен быть достигнут данным высказыванием?» При этом ритор трезво оценивает собственные возможности, которые всегда ограничены.

Наконец, создается первоначальный замысел речи, который включает представления об общем ходе аргументации и ее последствиях для аудитории и самого ритора: какова форма публикации? каким должен быть объем высказывания? какие темы оно будет содержать? какие группировки оно создаст в аудитории? как будет выглядеть в глазах аудитории ритор? какова будет непосредственная и последующая реакция аудитории? какое место займет данное высказывание ритора в составе других его публикаций?

Ответив на эти вопросы, автор приступает к формулировке главной идеи — предложения. Развёртывание предложения предпочтительно начать с терма, который наиболее тесно связан с проблемой речи.

2 этап:

— интенсивный, или разработка — развертывание в основном производных термов, которое нужно для получения системы редукций, обеспечивающих единство аргументации. Распространение не обязательно связано с развертыванием только первичных термов предложения: если высказывание сложно и включает ряд соподчинен­ных, но относительно самостоятельных тем, распространение идет от производных термов до тех пор, пока содержание замысла не будет исчерпано. Однако в процессе изобретения важно контролировать уровни развертывания предложения, которые определяют правильное смысловое соподчинение частей и последующее членение высказывания, особенно в крупных жанровых формах.

На втором этапе развертываются, естественно, лишь те производные термы, которые нужны для разработки и систематизации темы и для установления связей предложения с положением или между термами предложения. Так, от терма «государство» использова­нием топов «часть/целое» и «свойство» получаем: классы — крестьянство, рабочие, местные интересы, внутренние губернии, окраинные губернии, целость, единство.

После того как сформировано и разработано поле аргументации, ритор приступает к построению основных аргументов высказывания.

В первую очередь устанавливается состав аргументов. Пример:

1. Аргумент основания в общем виде.

2. Аргумент к долженствованию. (Долг правительства - обеспечить...бла бла бла)

3. Прагматический аргумент

4. Аргумент направления (последовательность и состав действий. Во-первых, во-вторых…)

5. Наконец, всю аргументацию речи нужно свести воедино. Для этого используется аргумент к авторитету, который ограничивает рамки дальнейшей дискуссии.

Изобретение заканчивается после установления состава аргументов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.